Выступление на РМО на тему: «Особенности развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОО»
материал

Выступление на РМО на тему:

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo._razvivayushchaya_sreda_v_gruppe._2021g.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад им. Ю.А. Гагарина"

г. Гагарин

Выступление на РМО на тему:

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОО»

Воспитатель: Пукова Г.В.

2021 год.

                           Актуальность.

Младший возраст - важнейший период в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействоать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей поможет им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. а не получать готовые знания от педагога, это позволит развивать такие качества как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

         Тема о создании комфортной предметно - развивающей среды детей младшего дошкольного возраста в моей работе стала актуальной. При организации развивающей среды в младшей группе я учитывала, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность.

        Анализ психолого-педагогической литературы  показал, что нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

.Исходя из всего вышесказанного, мною была поставлена цель: создать в группе комфортную для детей предметно - развивающую среду, адекватно соответствующей образовательным программам, возрасту, с учётом гендерных особенностей дошкольников, развитию активной познавательной деятельности.

                Для достижения поставленной цели, определила для себя задачи:

- обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей;

- пощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности;

- накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.

Условия для реализации моей работы:

1. Создание развивающей среды.

2. Мероприятия с детьми.

3. Взаимодействие с родителями.

Название моей группы "Солнышко". Интерьер группы, мебель, игровое оборудование - это результат нашей совместной деятельности с родителями и коллегами. В группе мною создана предметно-развивающая среда, адекватно соответствующая образовательным программам, возрасту, с учётом гендерных особенностей дошкольников, развитию активной познавательной деятельности.

Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков.

Уголок по развитию речи.

Задачи. Обучение приёмам. использование игрового материала для развития речи, познвательных и творческих способностей детей.

Оборудование и материалы в уголке: дидактические наглядные материалы;; предметные и сюжетные картинки; книжный уголок с соответствующей возрасту литературой; "Чудесный мешочек" с различными предметами.

Центр двигательной активности.

Задачи. Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной активностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия, профилактика простудных заболеваний. Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные со следочками, палка гимнастическая, мячи, корзина для метания мячей, обручи, скакалки, кегли, дуга, гимнастический шнур, мешочки с грузом (150-200 гр.), флажки. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Спортивное оборудование изготовлено совместно с родителями.

Уголок свободного творчества.

Задачи. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, шариковые ручки, гуашь, акварель, цветные восковые мелки; кисточки - тонкие и толстые, баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата, салфетки для рук; пластилин, доски для лепки, большие клеёнки для покрытия столов, цветные мелки.

Уголок конструирования.

Задачи. Развивать представления об основных свойствах объёмных геометрических, в основном крупных форм, в прибретении умений воссоздать предметы горизонтальной плоскости, развивать навыки сотворчества со взрослыми, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в преобретении умения стороить мебель, горки, дома. Учить умению анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружение, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: в группе есть пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей. строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие, маленькие игрушечные персонажи, машинки для обыгрывания.

Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так ис модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевой характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов.

Материалы для ручного труда: бумага разных видов, вата, поролон, природные материалы; ножницы с тупыми концами, кисть, клей.

Театрализованный уголок.

Задачи. Формирование навыков слушания. развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы в уголке: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол ( пальчиковых, плоскостных и др.), театр -драматизации - готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, музыкальные инструменты.

Книжный уголок.

Задачи. Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой. формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которые есть в нашем  уголке: стеллаж для книг, стол. мягкий  диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. Альбом для рассматривания: "Профессии", "Времена года", "Детский сад". Мои дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интнресной литературы по программе.

Природный центр "Лесная поляна".

Задачи. Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы в уголке: в группе находится 3 комнатных растения ( примула, фикус, традесканция). Растения были отобраны похожие на траву, дерево, неприхотливые, цветущие одноцветными цветками. С детьми ведём активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Организую действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматриваем различные состояния воды.

Игровой центр сюжетно-ролевых игр.

Задачи. Формирование ролевых действий, Формирование коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы: в уголке есть предметы быта, муляжи продуктов, куклы, посуда, кроватки, сундучок с предметами-заместителями, детская мебель, машины крупные и средние, кукольные коляски, игрушки-забавы.

Учебный уголок.

Задачи.
Развитие мышления и пальчиковой моторики. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для опредения смысла своих действий. Обогащение активного словаря детей.

Оборудование и материалы в уголке: 1. Материалы по сенсорике и математике (вкладыши, шнуровки. крупная мозаика, парные картинки и т.п.);

2. Нетрадиционный материал (закрытые ёмкости с прорезями для заполнения различными предметами мелкими и крупными;

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска;

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счётный материал на липучках.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал ( шишки,жёлуди, камушки) для счёта;

6. Матрёшки, доски - вкладыши, набор цветных палочек;

7. Складные кубики с предметными картинками и т.п.

В уголке есть материлы по развитию речи и познавательной деятельности ( наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам,  сюжетные картинки крупного формата, игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания и т.п.).

В группе есть музыкальный уголок.

Задачи. Развитие слухового восприятия и внимания. Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы: звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения ( колокольчики. барабан, погремушки и т.п.), музыкальные дидактические игры.

Эстетический уголок.

Задачи. Научить ребёнка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира и создавать её в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляю путём ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явленияхи средствами искусства.

В группе оформлен уголок по ПДД.

Задачи. Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы: светофорчик. полотно с изображением дорог, транспорт, дорожные указатели, фигурки людей, животных.

Уголок релаксации и уединения.

Здесь ребёнок может посидеть. вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными. В уголке есть мини - бассейн. наполненный бросовым безопасным материалом, телефон, фотоальбомы.

В группе есть аудиовидеотека: двд магнитофон, телевизор, коллекция аудиокассет, познавательно-обучающие программы для детей, сказки, классическая, детская музыка.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

        Кроме того, на основе изученной литературы мною был разработан план по пополнению развивающей среды в группе (были систематизированы игры, развивающие речь детей, дополнена предметно-равивающая среда дидактическим материалом, оформлена картотека пальчиковых игр со стихами, создана музыкальная картотека).

В начале учебного года был проведён мониторинг по уровню развития детей. Он показал следующие результаты:

Высокий уровень 4 реб. -25%;

Средний уровень - 3 реб. - 19%;

Низкий уровень - 9 детей  - 56%.

         В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии

-  подвижные игры с текстами;

- народные и хороводные игры;

- настольно - печатные  и дидактические игры;

- игры - драматизации, игры - манипуляции;

- сюжетно - пальчиковые упражнения;

-  пальчиковые упражнения  в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Я определила оптимальное время для регулярной работы по самостоятельной деятельности детей посредством игровой деятельности в режиме дня, в процессе организации совместной  деятельности с детьми. Эффективной формой организации образовательного процесса  является совместная деятельность взрослого с детьми. При организации совместно - партнёрской деятельности взрослого и ребёнка использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

        Для обеспечения необходимого уровня  развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения в  группе создана  с помощью родителей развивающая  среда, соответствующая возрасту детей, требованиям программы.

        В неё помимо всего входят:

- разнообразный иллюстрационный материал;

-  звучащие игрушки животных, говорящие куклы, кукольный уголок, книжная зона;

-  театральная зона ( театр на фланелеграфе, настольный театр, бибабо, пальчиковый театр);

- уголок интересных вещей ( стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащенияи уточнения представлений детей об окружающем);

- картотека дидактических игр и упражнений, картотека  подвижных и хороводных игр с текстами.

        Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они  делали на ООД, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

        Предметно - развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми  задачами.

        В своей работе привлекала родителей воспитанников к сотрудничеству, проводилсь:

- практикумы по проведению игр с детьми в домашних условиях;

- тематические консультации;

- папки-передвижки;

- выпуск памяток с играми;

- оформление стенда;

- мастер-классы;

- родительские собрания, консультации, анкетирование;

- открытые просмотры ООД;

- привлечение родителей к изготовлению, игрушек.

        В своей работе применяю экспериментирование: игры с природным материалом, с желудями, с речными камушками, с шишками,  фасолью, игры с песком.

                Применяю в работе способы нетрадиционного рисования. Дети рисуют пальчиками, ладошками. Лепим из пластилина, слоёного теста. Во время всех занятий в игровой форме с использованиеем стихов, потешек развивается мелкая моторика рук и соотвественно речь детей.

В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию  детей, посредством игровых технологий, что обеспечило возможность саморазвития ребёнка, который из всех предложенных мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развиивая личность, речевую активность, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

                В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты:

-  дети в процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стихи и потешки, заученные во время игр;

- словарь детей расширился за счёт ситематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек;

- сформировалось умение называть цвета, употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие  бытовые, игровые действия, а также действия противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;

- сформировалось умение составлять фразы из трёх и более слов;  употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени, задавать и отвечать на вопросы;

- дети активно откликаются на предложение взрослого играть в игры, т.е. речь детей заметно улучшилась.

        К концу первого полугодия мониторинг по уровню развития детией распределился следующим образом:

Высокий уровень: 60%;

Средний уровень: 32%;

Низкий уровень: 8%.

Развивающая предметно - развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей. взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Выступление на педагогическом совете «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».

      Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее...

Тема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ воспитанников средней группы ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на конференции на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенапр...