Учебный проект Методическая разработка по математическому развитию
проект (младшая группа)
Учебный проект
Методическая разработка
по математическому развитию
в 1 младшей группе,
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Геометрические фигуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 10 « Дюймовочка»
Город Закаменск Республика Бурятия
Учебный проект
Методическая разработка
по математическому развитию
в 1 младшей группе,
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Геометрические фигуры"
Составил: Эрдынеева Арюна Саяновна
МАДОУ д/с № 10 «Дюймовочка»
1 младшая группа
Год разработки: 2020
Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе "Геометрические фигуры"
Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах - круг, квадрат, треугольник.
Задачи:
- различать и называть цвета, находить сходства и различия между фигурами обследуя их (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме, отвлекать от цвета и величины).
- упражнять детей в правильном назывании форм: "круг", "квадрат", "треугольник".
-развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих; учить чередовать фигуры, опираясь на цвет и форму).
- воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе.
- развивать умения ориентироваться в пространстве.
Дидактический наглядный материал:
1) демонстрационный материал - игрушка заяц, письмо, круг (диаметр 14 см), треугольник (длина стороны 14 см), квадрат (длина сторон 14 см).
2) раздаточный материал - круги (диаметр 8 см), треугольники (длина стороны 8 см), квадраты (длина сторон 8 см), 3 обруча, тарелка с конфетами.
Предварительная работа: отгадывание загадок; использование дидактических игр: "Чудесный мешочек", "Отгадай", "Найди свою пару", "Найди спрятанную фигуру".
Тип занятия: обобщение и систематизации знаний
Форма: игровая
Возраст: 2- 3 года
Время занятия: 10- 15 минут
Первая младшая группа « Гномики»
Ход занятия.
- Организационный момент
(приветствие, психологический настрой, сюрпризный момент)
-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчик.
-Давайте поздороваемся с ним.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.
Пухленькие, щечки. Плюх - плюх - плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
Здравствуй, Зайчик. Привет!
- Ребята, Зайчик очень любит веселиться и играть. Он хочет с вами поиграть, и поэтому принес с собою вот это письмо.
-Давайте, ребята посмотрим, что лежит в письме (воспитатель заглядывает в конверт и начинает загадывать загадки).
-Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Зайчиком
(в письме геометрические фигуры: круг, треугольник и квадрат).
2. Актуализация знаний
- Что у нас тут?
-Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети: Круг.
Я достаю круг и прикрепляю его на доску.
"Что нам принес Зайчик? (Круг). Какого цвета круг?"
- Предлагаю обвести круг пальчиком.
-Посмотрим дальше:
- Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети: Треугольник.
Достаю треугольник и креплю рядом с кругом:
- "Что нам еще принес Зайчик? Как называется эта фигура?"
- Предлагаю детям хором повторить название фигуры, некоторым детям показать ее стороны и углы.
- Молодцы! А вот и еще одна фигура:
- Не овал я и не круг, треугольнику не друг,
Вот такой я брат.
И зовут меня...
Дети: Квадрат.
Затем достаю квадрат, прикрепляю рядом с треугольником, называю фигуру, показываю стороны, углы квадрата и уточняю у детей: "Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?"
Ребята обведите квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
Обобщаю ответы и действия детей.
3.Объяснение материала
- "Какие вы все молодцы. Правильно назвали все геометрические формы, которые принес Зайка. Я думаю, ему очень понравилось с вами, и он предлагает немного размяться.
4. Физкультминутка "Зайка серенький сидит"
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит!
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
(Дети слегка прихлопывают ладошка об ладошку, затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок - скок - скок - скок, надо зайке поскакать!
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал.
(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берет лисичку и бежит за зайками)
5. Тренировочная деятельность детей
- Молодцы! Зайчик мне сказал, что в нашей группе много предметов, которые имеют такую же форму, как и его подарки - круг, Квадрат, треугольник. И предлагает их найти.
Посмотрите, у каждого из вас под стульчиком лежит карточка с изображением круга, квадрата, треугольника. Возьмите и рассмотрите их Затем внимательно посмотрите на нашу группу и найдите что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.
(Дети в соответствии с изображением на карточке находят нужные предметы круглой, квадратной, треугольной формы.)
- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
6. Закрепление материала
Подвижная игра "Найди свой домик".
На столах лежат круг, треугольник и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, которые были у них под стульчиками, называют их -это ключики от домика (обруча). Дети с ключиками идут на ковер и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии я говорю, ночь и они должны найти свои домики: те у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого треугольник, бегут к треугольнику, те, у кого квадрат, - к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Повторяя игру, меняет местами фигуры.
7. Итог занятия.
-Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости (Зайчик со своими фигурами). Как они называются?
Зайчику очень понравилось у нас в гостях.
Вы справились со всеми заданиями, и за это Зайчик угощает вас сладкими подарками. Молодцы!
Самоанализ занятия по развитию элементарных математических представлений в младшей группе.
Тема:"Геометрические фигуры"
Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 3х лет в рамках основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Демонстрационный и раздаточный материал- соответствовал нужному размеру, возрастным особенностям детей, гигиеническим и эстетическим требованиям, не отвлекал внимания детей.
Тип занятия по основной цели - обобщения и систематизации материала, формирование обобщенных умений и способов действий. На этом занятии дети под руководством воспитателя обобщают и систематизируют приобретенные знания, умения и навыки посредством практических заданий с разной направленностью.
Вид занятия: игровое, познавательное.
Форма проведения: традиционная
Цель - обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Далее идут задачи, в которых раскрыты образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Программные задачи занятия соответствуют уровню знаний и развитию данной группы.
Цель и задачи занятия я считаю, были выполнены.
Дети были активны, справлялись с заданием по мере своих возможностей, некоторые самостоятельно, некоторые дети прибегали к помощи воспитателя. На протяжении всего занятия старалась, чтобы мои указания, пояснения, объяснения были четкими, это позволило детям правильно выполнять задания, без затруднений.
Материал занятия выдержан в рамках лексической темы недели.
Поэтапный анализ занятия.
1. Началось занятие с организационного момента – с сюрпризного момента, цель которого была активизировать внимание детей. Создание эмоционального положительного фона.
На этом этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию: поможем Зайке, сюрприз от Зайки. Присутствие игрового персонажа на занятии побуждало детей к математической деятельности.
2. Далее идет основная часть занятия.
При выполнении следующего задания, использовала наглядный материал.
Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»- она направлена не столько на усвоение названий геометрических фигур, а на развитие операций мышления- сравнение, развитие математического словаря, исправляла речь детей (правильное согласование прилагательного и существительного).
На занятии использую упражнения и игровые приемы, направленные на развитие операций мышления: обобщение, сравнение, анализ. Использовала в этой части, так и в других такой прием, как вопросы к детям: старалась, чтобы вопросы были точными, конкретными, формулировки разнообразными - об одном и том же спрашивала по-разному
Очень важно было задавать вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность- «Почему не катится квадрат?».
На занятии я приучала этому детей к полным индивидуальным ответам: «Отвечает тот, кого я назову»
В этой части использовала такой прием, как рисование фигур. А вот следующее задание - «Нарисуй пальчиками обеих рук одновременно круги» - это упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Дети выполняли задания с желанием, путем игрового персонажа поддерживала интерес к заданиям, дети выполняли с удовольствием.
В этой части задействованы были все дети.
3. Динамическая пауза.
На следующем этапе при выполнении динамической паузы одновременно решаются несколько задач - снижение умственного напряжения, физической утомляемости и развивается слуховое внимание, память, координация движений.
Здесь использовала словесные приемы: разъяснение, инструкция по выполнению упражнения. Обязательно дети повторяют правила игры.
4. Работа с раздаточным материалом. Совершенствование умения различать формы предметов.
На следующем этапе дети сами путем действий с предметами находили высокий и низкий.
Для активизации внимания использовала игровой прием: Дети закрыли глаза, и во время этого я раздала раздаточный материал. Прием - словесные отчеты детей (рассказать, что они делали).
Своими вопросами старалась активизировать мыслительную деятельность детей (вопросы. почему?.)
5)Итог занятия
В конце занятия и в его процессе использую нетравмирующую оценку, которую нужно использовать для детей младшего дошкольного возраста:
похвалила каждого ребенка, не в коем случае нельзя сравнивать с работой друг друга.
Переход от этапа к этапу осуществлялся с помощью игровой проблемной ситуации.
В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приемы, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
На протяжении всего занятия, старалась приучать детей внимательно выслушивать задание, запоминать его (спрашивала: «Что вы должны сделать?», точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Детям трудно дать полный четкий ответ, я помогала наводящими вопросами ; начинала ответ - дети продолжали.
На занятии старалась своевременно оказывать помощь детям, объяснения мои детям были правильными, математически грамотные, доступными, правда).
В течении всего занятия следила за речью детей: исправляла, уточняла, проговаривала и т. д.
На основе данного занятия можно сказать, что уровень знаний, умений, навыков детей на данный момент в группе соответствует - среднему уровню развития знаний по ФЭМП (по разделам - величина, форма.)
Литература:
- 1. Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -
в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
- Методическое пособие по Формирование элементарных математических представлений по ФГОС ( младшая группа ) И.А. Помораева, В.А. Позина, 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.
Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...
Учебный план на 2013/14 учебный год
Учебный план составлен в соответствии с ФГТ....
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК и УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год
Календарный учебный графикПояснительная запискак учебному плану разновозрастной логопедической группы «Светлячки» от 4 до 7лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияде...
«Технология учебных мастерских, (интересообразующих учебных заданий (учебных ситуаций), сконструированных на основе фотографий времен года»
Технология учебных мастерских, сконструированных на основе фотографий времен года (осень)....