«Использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста, с целью развития интеллектуальных способностей»
методическая разработка (младшая группа)

Валиахметова Дилара Асраровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 «Использование дидактических игр

 на занятиях по формированию элементарных

математических представлений у детей раннего

 возраста, с целью развития интеллектуальных способностей»

 

 

 

 

 

                                                                   Воспитатель: Валиахметова Д.А

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап:  Вводное слово педагога.

 Здравствуйте, уважаемые педагоги!                    

Тема моего выступления 

 «Использование дидактических игр

 на занятиях по формированию элементарных

математических представлений у детей раннего

 возраста, с целью развития интеллектуальных способностей».

2 этап: основная часть.  

    Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период я учу детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Ведь процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся специальные игровые занятия по развитию математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений, я создаю в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе, и во время прогулок на участке детского сада.

Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми провожу разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, собирание пирамидки, составление разрезных картинок из двух частей,. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

3 этап: практический  

А сейчас я бы хотела перейти к практической части, а именно представить вашему вниманию дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми. Я хотела показать,  как можно в игровой форме привлечь детское внимание. Для этого я придумала четверостишия к этим дидактическим играм

Я  прошу вас выполнить  несложные задания. Вам нужно будет методом наложения выложить геометрические фигуры по контуру.

Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Задание 1

  1. Дидактическая  игра «Наряди матрёшку»

.           К нам пришла матрешка

Поиграть немножко

Платье новое надела

А украсить не успела

Ты матрешку украшай и фигуры называй.

Треугольники, квадраты

Мы найти Матрешке рады.

А еще овал и круг.

Приступай к работе друг.

Задание 2

 Дидактическая игра «Украсим грузовик».

К нам приехал грузовик.

Он не мал и не велик

У него - серьезный вид

-Би-би-би, - он говорит.

Просит, просит малышей

-Загрузи меня скорей!

Все фигуры до одной

Отвезу к себе домой.

Задание 3

 Дидактическая игра «Светофор»

На дороге – светофор

Не горит он до сих пор.

Три кружочка: раз, два, три,

Светофору собери

Сначала красный круг найдем.

Еще и желтый соберем

А , потом- зеленый круг.

Светофор зажегся вдруг!

Задание 4

Дидактическая игра «Поезд»

Плакал поезд: «Ту-ту-ту.

Я колеса не найду.

Помогите! Помогите!

Мне колеса соберите»

Есть – поменьше, есть большие

Посмотрите, вот такие.

Задание 5

Дидактическая игра «Варежки»

Варежки лежали,

Пару потеряли.

Варежкам поможем,

Их найти их сможем.

Если пары нету -

Ты найди по цвету.

Одинаковый узор

Был у пары до сих пор.

Пару варежкам найдем

И гулять мы в них пойдем

Задание 6

Дидактическая игра «Домик для мышки»

Строим мы для мышки дом.

Все фигуры соберем

Треугольник, круг, квадрат-

Каждый строить домик рад !

Разноцветные дома

Мышка выберет дома.

Задание 7

Дидактическая игра «Снеговик»

Снеговик стоял, стоял.

Ветер дунул- он упал.

Раскатались все круги.-

-Ты малыш мне помоги!

-Круг большой,

Потом поменьше.

И еще поменьше круг

Треугольное ведерко

Не забудь надеть мне, друг.

- Глазки, пуговки, нос

Посмотрите! Я подрос.

Задание 8

Дидактическая игра « Человечки»

Что за чудо человечки

Прибежали на крылечко?

Мы фигуры все возьмем

Человечков соберем.

Ножки, ручки, пальчики-

Девочки и мальчики.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

 Уважаемые педагоги, ну вот и подошел мастер класс к концу. Хотели бы вы иметь такой дидактический материал?  А сейчас я бы хотела предложить вам украсить зеленую елочку. Хотелось узнать ваше мнение.: «Если вам понравилось , и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось,  то синий треугольник , а если вам все это знакомо и вы используете такие игры на своих занятиях, то желтый квадратик».

В заключении хотела бы поделиться с Вами  своим опытом  и дать Вам памятки по использованию дидактических игр и шаблоны по изготовлению дидактических игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

статья "Особенности использования ди в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...