Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилейко Виктория Сергеевна

В данной разработке представлена методическая рекомендация для педагогов по использованию виртуальных экскурсий в образовательном процессе (на примере ознакомления дошкольников с достопримечательностями родного края)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_1.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

(на примере ознакомления с достопримечательностями родного края)

Любовская Виктория Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка»

Полтавского района Омской области

В настоящее время в связи со сложной эпидемиологической обстановкой особую актуальность приобретает использование информационно-коммуникационных технологий  в воспитательно-образовательной деятельности  детского сада. Применение их в педагогическом процессе готовит ребёнка-дошкольника к жизни в информационном обществе, а также обеспечивает всестороннее развитие личности.

Для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является эффективным использование виртуальных экскурсий. При помощи данной формы организации образовательного процесса ребенок может увидеть то, что недоступно рассмотреть в реальной действительности. Чем больше ребенок будет знать о своем городе (посёлке), тем сильнее он будет его любить и делать всё для того, чтобы город стал интереснее и красивее. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его история, природа, каким трудом заняты люди, живущие здесь - все это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольников.

Виртуальная экскурсия отличается от привычной для нас экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Главным плюсом такой экскурсии является то, что дошкольник, не выходя из образовательной организации, может познакомиться с реально существующими объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны в целом. Кроме этого: доступность к любым объектам; возможность повторно посмотреть материал; наглядность; наличие интерактивных заданий; погода никогда не помешает осуществить намеченный план и провести экскурсию по запланированной теме.

Виртуальные экскурсии можно применять как фрагментарно, так и как серию занятий. К примеру, детям было бы гораздо интереснее посетить Полтавский  краеведческий музей и послушать рассказ экскурсовода об истории возникновения посёлка, чем рассказ воспитателя.

Для педагога преимущество виртуальных экскурсий состоит в том, что он сам находит и отбирает необходимый  материал, составляет нужный маршрут, изменяет его содержание согласно поставленным целям и задачам, а также с учетом индивидуального развития детей.

Дети не только знакомятся с материалами экспозиций, но и проводят самостоятельный активный поиск информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед началом экскурсии, либо получением определённых коллективных или индивидуальных заданий. Выбор именно данной технологии был сделан не случайно: экскурсия является наиболее значимым компонентом для ознакомления детей с окружающей действительностью.

 При создании виртуальной экскурсии педагог может сотрудничать с родителями в целях оказания помощи по подбору необходимого материала.

Родители с детьми посещают достопримечательности города, фотографируют их, а педагог использует этот материал для создания виртуальной экскурсии. В этом случае ребенок будет чувствовать себя разработчиком этой экскурсии и во время ее проведения может делиться своими впечатлениями о посещении данного достопримечательного объекта.

Экскурсии подбираются с учётом возраста, индивидуальных особенностей детей, а также календарно-тематическим планированием, разработанным в детском саду.

Для организации и проведения виртуальной экскурсии необходимо выполнить определенные действия. На подготовительном этапе осуществляется определение цели и задач экскурсии; выбор темы; отбор литературы; подбор и изучение экскурсионных объектов: сканирование фотографий или  иллюстраций; составление маршрута экскурсии; подготовка текста экскурсии; показ экскурсии.

На основном этапе происходит погружение ребенка в сюжет виртуальной экскурсии путем создания мотивации через применение проблемных, игровых, познавательных ситуаций; проведение экскурсии; повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей; завершение экскурсии, рефлексия.

Заканчивается виртуальная экскурсия рефлексией, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Виды виртуальных экскурсий:

- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо персонажем). Оформляются в виде электронных презентаций, в приложении PowerPoint);

- видеоэкскурсия, комментариями к которой служат краткие рассказы детей или экскурсовода.

В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы  используем  оба вида виртуальных экскурсий.

 В качестве фотопутешествия с детьми подготовительной группы мы рассматривали  достопримечательности и памятные места города Омска. Виртуальная экскурсия проводилась как итоговое мероприятие по проекту «Я – сибиряк». Дети выступали в качестве экскурсоводов, рассказывали о памятниках, музеях и театрах города. Затем проводили игру на закрепление объектов:  я описывала какой-либо объект, а дети должны были правильно его назвать. В завершении экскурсии дети подгруппами или в парах собирали разрезные картинки, пазлы. Провели рефлексию экскурсии, используя смайлики (веселый, задумчивый, грустный).

Видеоэкскурсия по проекту «Мой посёлок, моя страна, моя планета»  проводилась на этапе ознакомления детей с новым материалом. В завершении использовалась интерактивная игра. Старшие дошкольники активно принимали участие в виртуальной экскурсии, поставленные мной задачи были достигнуты.

Виртуальная экскурсия «В мире знаменитых людей и почётных профессий» помогла познакомить дошкольников с сельскохозяйственными профессиями: агроном, фермер, комбайнер, тракторист, доярка и т.д. Здесь большую помощь оказали родители, снимая небольшие видеоролики с мест своей работы, сопровождающиеся комментариями.

Виртуальная экскурсия позволяет решать задачи не только в познавательном развитии, но и в речевом. Например, экскурсия «Как я провёл лето», помогла детям  составить подробный описательный рассказ, опираясь на демонстрационный фотоматериал. Родители являются активными помощниками и участниками образовательного процесса.

Можно сделать вывод, что применение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста виртуальных экскурсий позволило не только сформировать представления детей об окружающем мире, но и значительно повысить уровень развития познавательного интереса, сформировать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности.

Список используемых источников:

1.Силина, Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый, 2021. – 214 с.

2. Феоктистова,  О.В. Виртуальная экскурсия как средство социализации дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-virtualnaya-ekskursiya-kak-sredstvo-socializacii- doshkolnikov-1249956.html Дата обращения 11.04.2017 г.

3.Шварева, Н.В. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт»/ Н.В.Шварёва, Н.И.Третьякова . – 2021. – Т. 46. – С. 434–438. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76560.htm.

4.Юринская, О.В. Использование виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Традиции и инновации в дошкольном образовании. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение ДПО «Экспертно-методический центр». –    Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29863930$ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края)

Данный материал поможет педагогу организовать и провести виртуальную экскурсию (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края). Применение в образовательной деятельности с детьми стар...

«Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал будет интересен педагогам, которые хотят использовать в своей практической деятельности такое современное средство обучения , как виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии являются ...

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства....