Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья

Светлана Анатольевна Куприянова

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Светлана Анатольевна Куприянова

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Балаганский детский сад №3

Актуальность:

Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Основной целью является формирование чувств любви к своему дому, семье, своему краю, своей Родине.

Задачи представлены на слайде.

- Развивать познавательные потребности детей в поиске знаний, по средствам знакомства с историческим и культурным наследием страны.

- Формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, своему поселку, стране, культурному наследию своего народа через знакомства с музеями и экспонатами культурного наследия.

- Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, развивать творческие способности детей.

Одним из таких подходов является цифровизация дошкольного образования.

Мы знаем, что «край» очень объемное понятие, и включает в себя, все, что малыша окружает: детский сад, дом, родители…

Задача педагогов и родителей помочь открывать чудеса окружающего их мира, приобщать к природе и быту, истории и культуре нашей малой Родины.

Рассмотрим некоторые формы и методы работы, способствующие формированию патриотических и гражданских чувств у наших воспитанников.

Одной из эффективных форм знакомства дошкольников с малой Родиной являются экскурсии, позволяющие глубже познакомить дошкольников со своей малой Родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначениями; стимулировать у дошкольников интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте и чистоте.

И здесь нам на помощь приходят цифровые технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе. Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии в методическом плане – это инновационная форма обучения.

Это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что Воспитатель отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ.

Виртуальная экскурсия является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Я придерживаюсь определения Е. Б. Алтабаевой, которая говорит, что экскурсия - первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание «малой Родины» ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.

 Мною создана база «Экскурсии по виртуальным музеям», которая дает моим воспитанникам возможность получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального, непосредственного посещения, не покидая детского сада.

Так же мною используются различные виды виртуальных экскурсий: краеведческие, историко-географические, культурно-художественные и обзорные экскурсии.

  Использованы несколько способов представления виртуальных экскурсий:

1.Презентации музеев и отдельных экспонатов через использование геоинформационных систем (yandex,google и др.) гиперссылки;

2. Использование панорамных композиций, видеороликов с экскурсиями экскурсоводов музеев.

 Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

    Этапы организации и проведения виртуальных экскурсий: вы видите на слайде.

– выбор темы;

– постановка цели и задач экскурсии;

– изучение литературы по данному вопросу;

– предварительная работа с родителями, анкетирование, запросы и возможности использования ИКТ;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– определить технику ведения виртуальной экскурсии;

– подготовить текст (комментарии);

– проведение экскурсии;

– итоговая беседа, практическая творческая деятельность детей.

Организованы виртуальные экскурсии в  Третьяковскую галерею, Эрмитаж для детей дошкольного возраста, Экскурсия по Красной площади, музей Победы, так же экскурсии – викторины «Подвиг народа», «Фронтовая собака». 

Развитию познавательной активности детей послужили ряд виртуальных экскурсий разного тематического характера: Московский музей космонавтики «Путешествие в космос», «Музей военной техники» г.Москва, «Путешествие по разным уголкам нашей страны и родного села».

Работая по этими материалами я прослушала семинар - вебинар методиста дошкольного образования Игнатенко Галины Викторовны на тему: Виртуальная экскурсия как средство социализации дошкольников. И по итогу этого семинара я узнала. Что существуют виртуальные онлайн экскурсии, они бесплатные. Но впечатления от этих экскурсий – колоссальное. Мы с моими воспитанниками побывали: в бомбоубежище музея эрмитажа, на параде главного военного морского флота, на бородинском сражении и на космодроме «Плесецк».

Технически виртуальный тур состоит из связанных между собой панорам 360 0 .главным отличием панорамы 3600 от обычного изображения является то что мы можем крутить ее и рассматривать все, что запечатлено вокруг нас. Самое удивительное, что для этого даже не требуется никаких специальных устройств. Такие панорамные экскурсии дают возможность просмотреть всё детально. Я вам сейчас демострирую фотографии так как не имею возможности включить экскурсию, фотографии не передают того восхищения, как при просмотре онлайн экскурсии, потому что во время экскурсии вы с помощью курсора мыши можете передвигаться в пространстве, делать фотографии и получать много полезной информации.

Мероприятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей, чередовать разные виды деятельности детей.

Мониторинг использования технологии виртуальных экскурсий показал:

1.Положительную динамику результатов познавательной активности детей к истории и культуре нашей страны, сформированностью чувства гордости и любви к Родине.

2. Удовлетворенность родителей использования виртуальных экскурсий для формирования патриотического воспитания детей (анкетирование).

Таким образом, патриотическое воспитание моих воспитанников с помощью «Виртуальных экскурсий» позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизировала познавательную активность детей, способствовала обогащению социального опыта, развитию самостоятельности и инициативы, формированию нравственно-патриотических качеств личности детей, дало возможность использовать полученный опыт в практической деятельности. Продолжаю использование интерактивных экскурсий «Виртуальные путешествия» как средство развития кругозора детей, формирования нравственно-патриотических качеств в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Наличие созданной картотеки виртуальных экскурсий даёт возможность использования воспитателями детского сада в своей практической деятельности.

 Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – ММ.: ТЦ Сфера. 2023. – 48с.

3. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОО Издательство: Сфера, Серия: Правовая библиотека образования. 2021.- 96 с.

4. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – Пресс», 2021. -176 с.

5. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство Пресс», 2024. -128 с.

6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина» Программа по патриотическому воспитанию дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края)

Данный материал поможет педагогу организовать и провести виртуальную экскурсию (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края). Применение в образовательной деятельности с детьми стар...

«Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал будет интересен педагогам, которые хотят использовать в своей практической деятельности такое современное средство обучения , как виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии являются ...

Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной разработке представлена методическая рекомендация для педагогов по использованию виртуальных экскурсий в образовательном процессе (на примере ознакомления дошкольников с достопримечательностя...