Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Творческий педагог - творческие дети»
методическая разработка

Ручкина Анна Александровна

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

 г. Вязьмы Смоленской области

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Творческий педагог - творческие дети»

Педагог:

Ручкина А.А.

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Задачи:

  • Совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей и педагогов ДОУ, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;
  • Вовлечь воспитателей и педагогов ДОУ в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Ход семинара:

Тема нашего сегодняшнего семинара «Творческий педагог – творческие дети».

И сегодня мы  уточним такие понятия как «творчество» и «креативность».

Творчество— процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Креативность не обязательно связана с такими видами деятельности, как рисование, сочинение стихов или музыки, или игрой на сцене и т.д. Креативность проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, в ситуациях отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющих условия. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые, формы, методы обучения о воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя – творчески развитые дети. Еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной деятельности.

Следует отметить, что:

  • креативностью обладают практически все люди в той или иной степени;
  • креативность можно и нужно развивать и для этого существуют специальные игры и упражнения, некоторые из которых мы сегодня и вспомним или узнаем вновь.

Игра «Вертушка общения»

Цель: включение участников в активную деятельность; тренировка умения оперативно реагировать на изменение установок.

Ведущий просит участников встать в круг и рассчитаться на первый-второй. Первые номера делают шаг вперед и поворачиваются кругом, образуя внутренний круг и располагаясь спиной к центру круга. Вторые номера образуют внешний круг и располагаются лицом к центру таким образом, что каждый участник находится напротив другого. Внутренний круг – неподвижный, внешний – подвижный, по сигналу ведущего все его участники перемещаются влево и оказываются перед новым партнером.

Задание: поприветствовать друг друга разными способами:

  • как джентльмены,
  • как деловые партнеры;
  • как матрешки,
  • как спортсмены;
  • как пионеры;
  • как придворные дамы (кавалеры);
  • как родственники;
  • как бойцы восточных единоборств.

При этом каждый приветствует каждого. Внешний круг смещается по часовой стрелке, каждый раз участник приветствует нового партнера и получает ответное приветствие.

Участникам семинара предлагается занять места за столами.

Таким образом получается две команды игроков.

Игра «Составь предложение»

Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Оборудование: Короб со словами, бумага, простые карандаши.

Один из участников каждой команды достает из короба три случайных слова, не связанные по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

На обдумывание дается пара минут. Затем команды читают составленные предложения. Побеждает команда составившая большее количество предложений.

Упражнение «Образно-ассоциативное мышление»

Цель: умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами.

На слайде изображены картинки. Воспитателям нужно составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.

На слайде картинки: ведро, ранец, пакет сока, машина, лодка, ель, гитара, рыба.

Возможные варианты ответов:

1 группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока);

2 группа: транспорт (машина, лодка)

3 группа: деревянные предметы (ель, лодка, гитара);

4 группа: предметы, в которые можно налить жидкость (пакет сока, ведро)

5 группа: металлические предметы (машина, ведро)

6 группа: могут плавать (рыба, лодка)

7 группа: предметы сделанные человеком (гитара, ранец, пакет сока, машина, ведро, лодка)

8 группа: природа (ель, гитара)

Игра «Зашифрованные пословицы»

Цель: развитие логического мышления.

На слайдах демонстрируется ряд картинок, в которых зашифрованы определенные пословицы.

Предлагается зашифрованная в картинках пословица. Задача  — быстро назвать пословицу. В качестве упрощения ведущий может дать подсказку.

  • Вода камень точит
  • Дело мастера боится
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
  • Без царя в голове
  • Куй железо пока горячо

Упражнение «Перевертыш»

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».

Игра « Музыкальная минутка»

Я буду вам зачитывать названия определённых песен, а вы дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма или фильма и споете пару строчек. Названия закодированы!

Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)

Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью.

 ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)

Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)

Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)

Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)

Песня о трагической гибели маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)

Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)

Упражнение «Рифмовка»

Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи

- Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

- Нам запомнилось так ярко…

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Семинар-практикум для педагогов: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие коммуникативных и творческих способностейу детей дошкольного возраста с ОНР»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития коммуникативно...

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов «Личностный и профессиональный рост педагогов»

Цель семинара: поиск резервов для эффективной педагогической деятельности....

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...