Рабочая учебная программа (образовательная область Коммуникация, средняя группа)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

Клячкина Анна Владимировна

 

Основой для разработки рабочей программы по образовательной области коммуникация представили:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -  М.: Мозаика – Синтез, 2010г.

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.

- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

В средней группе еженедельно проводится 1 НОД. Всего в месяц проводится  4 занятия.

 

Структура организации образовательной области

Коммуникация

неделя

месяц

год

1

4

34

Длительность  1  НОД  составляет 20 минут

 

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится ситуативной.

Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

·         развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

·         развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;

·         практическое овладение нормами речи.

    

 

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Национально-региональные особенности реализуются как часть игры-занятия.

 

Частичная интеграция коммуникативного развития с чтением художественной литературы, с художественным творчеством, музыкой, познанием, физкультурой.

 

Количество занятий в год – 34.

 

Мониторинг для оценки динамики достижений детей проводится в ноябре и в марте, т. е. 2 раза в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Образовательная область «Коммуникация»

Месяц


занятия

Название раздела образовательной области

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Тема: «День знаний»

Сентябрь

(1.09-7.09)

1.















Звуковая культура речи.


Формирование словаря.





«Скоро в школу мы пойдём»






Познакомить ребят с днем 1-е сентября. Рассказать, что в этот день все дети идут в школу, дать понятие о Дне знаний. Развивать у детей внимание, умение выделять различные признаки предмета. Развивать мелкую моторику, развивать движения пальцев рук.  Познакомить детей со звуками [а], [у], с их произношением, артикуляцией; место звуков [а], [у] в слове.

[1, с. 22]

Тема: «Мой дом, мой город»

Сентябрь

(8.09-14.09)

2.












Грамматический строй речи



Формирование словаря

«Дом, в котором я живу»







Учить детей содержательно, распространенными предложениями рассказывать о доме, в котором они живут, используя словарь: одноэтажный, многоэтажный, справа, слева, между, около, недалеко. Учить замечать вид из окна. Использовать слова, определения при описании вида за окном. Учить детей четко реагировать на сигнал воспитателя; воспитывать взаимовыручку.

[1, с. 127]

Тема: «Осень»

Сентябрь-октябрь

 (15.09-14.10)

3.

























4.
















5.













6.

Формирование словаря


Связная речь


Грамматический строй речи

















Формирование словаря


Грамматический строй речи












Звуковая культура речи


Формирование словаря


Связная речь







Связная речь


Формирование словаря


Звуковая культура речи

«Осень, осень в гости просим!»
























«Овощи и фрукты»















«В гости к белочке»












«Формирование навыков диалогической речи»

Познакомить детей со смысловым значением содержания стихотворений, потешек, загадок об осени. Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора и стихотворений. Развивать речевое внимание, наблюдательность, активный словарь. Формировать грамматический строй речи. Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

[3, с. 70]


Учить различать значение слов «сад» и «огород». Упражнять в подборе слов с противоположным значением. Учить составлять сравнительное описание овощей и фруктов, разгадывать загадки об овощах и фруктах. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

[4, с. 90]



Познакомить детей с обитателями осеннего леса: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Упражнять в узнавании предмета по описанию/. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить детей с буквенным изображением звуков [а], [у].

[1, с. 24]


Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов, уметь подбирать точные сравнения. Учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

[6, с. 36]

Тема: «Я в мире человек»

Октябрь

Ноябрь

(15.10-4.11)



7.






8.

























9.






Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря


Грамматический строй речи


Формирование словаря


Связная речь



















Связная речь


Формирование словаря


Грамматический строй речи

«Составление описательного рассказа по картине «Семья»



«Друга ищи, а найдешь – береги»
























«Рассказывание на заданную тему»

Учить, рассматривая фотографии, называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын и т. д.).

[1, с. 124]


Формировать у детей  нравственные качества: доброту, заботу, внимание к друзьям, взрослым. Проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, побуждать проводить оценку поступков героев, их поведение в различных ситуациях. Понимать значение пословиц, воспитывать любовь и заботу о ближних. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять активный словарь.

[3, с. 148]


Учить детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта. Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

[6, с. 40]

Тема: «День матери»

Ноябрь

(15.11-25.11)

10.

Связная речь


Звуковая культура речи


Формирование словаря

«Мама моет посуду»

Побуждать детей составлять рассказ по знакомой картине. Выделять главное в картине, отвечая на вопросы педагога. Поощрять самостоятельно найденные сравнения, описания действий персонажей. Формировать культуру поведения, учить пользоваться разными формами вежливости. Проводить элементарный звуковой анализ слов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность вырабатывать правильный темп речи. Воспитывать трудолюбие и творческую активность на занятии.

[3, с. 411]

Тема: «Новогодний праздник»

Ноябрь

Декабрь

(26.11-31.12)




11.




















12.











13.




















14.




















15.

Грамматический строй речи


Связная речь

















Связная речь


Грамматический строй речи








Формирование словаря


Звуковая культура речи


Грамматический строй речи



Связная речь










Связная речь


Грамматический строй речи


Формирование словаря














Звуковая культура речи


Формирование словаря


Связная речь

«Я знаю, что надо придумать! (стихи о зиме)»


















«Составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок «Здравствуй, зимушка-зима!»





«Описание предметов одежды»


















«Путешествие в зимний лес»


















«Моделирование сказки «Про трех снеговиков»

Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, ритмично читать стихи о природе. Упражнять детей в определении позиции звука: начало, конец слова. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Развивать интонационную выразительность, передавать в речи чувство радости, торжества, печали, тревоги и т. д.

[3, с. 174]


Учить детей придумывать свое окончание рассказа. Развивать у детей творческое воображение, фантазию. Развивать моторику рук. Учить детей подбирать слова-определения к слову «зима».

[1, с. 75]


Учить описывать предметы зимней одежды. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее понятие одежда. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Учить выделять и правильно произносить звук ж изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком.

[6,  с. 48]


Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения. Учить детей выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию. Учить детей конструировать фразы по речевому образцу. Учить детей обосновывать свое желание. Воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки.

[1, с. 74]


Учить детей слушать внимательно, отгадывать загадку по признакам и свойствам предмета, указанным в загадке. Учить запоминать содержание сказки, используя игровизор. Упражнять детей в наблюдательности. Дифференциация звуков [с], [ш].

[1, с. 79]

Тема: «Зима»

Январь

(15.01-31.01)


16.









17.















18.






Звуковая культура речи


Связная речь


Грамматический строй речи



Связная речь


Грамматический строй речи












Связная речь


Формирование словаря




«Составление описательного рассказа по картине «Зима»






«Зимние забавы»















«Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Развивать творческое воображение детей. Учить детей выполнять творческое задание к стихотворению.  Артикуляция звука [р]. Знакомство с буквой Р.  

[1, с. 69]


Упражнять детей в диалогической речи. Развивать творческое воображение детей. Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание воспитателя. Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

[1, с. 71]


Учить детей составлять небольшой рассказ (из трех-четырех предложений), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. Продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя в них звуки.

[6, с. 55]

Тема: «День Защитника Отечества»

Февраль

(1.02-23.02)



19.













20.




























21.

Связная речь


Формирование словаря


Звуковая культура речи







Связная речь


Формирование словаря


Звуковая культура речи






















Грамматический строй речи


Связная речь












«Описание предметов по картинкам»











«В гости к дяде Степе-милиционеру»


























«Я готов служить народу! (стихи С. Михалкова)»






















Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки. Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов. Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах, выделять его.

[6, с. 64]


Побуждать детей составлять короткий рассказ по картинке. Формировать обобщающее слово – транспорт, различать и называть отдельные детали, части предметов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ. Побуждать отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Побуждать детей подбирать слова, схожие по звучанию. Воспитывать партнерские отношения, трудолюбие и творческую активность на занятии.

[3, с. 310]


Формировать у детей восприятие образной основы поэтических произведений, нравственные понятия – друг, дружба, героический поступок. Формировать у детей нравственные качества: стремление прийти на помощь попавшему в беду, готовность защищать Родину. Развивать творческую активность, желание повторять знакомые стихотворные строки, понимать взаимосвязь описанного с реальностью. Отработать навык правильного употребления имен существительных в дательном падеже.

[3, с. 276]

Тема: «8 Марта»

Февраль

Март

(24.02-8.03)





22.


















23.

Грамматический строй речи


Формирование словаря


Звуковая культура речи


Связная речь









Связная речь


Грамматический строй речи


«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
















«Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка». Учить сравнивать изображения на картинках курицу и цыпленка по размеру, цвету, подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением); согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

[6, с. 62]


Учить детей пересказывать текст, впервые прочитанный на занятии, при оценке пересказов товарищей уметь замечать несоответствие тексту. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на несхожесть их звучания. Закреплять знания детей о звучании слова, учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками (с, ш), знать, что звуки в слове следуют в определённой последовательности друг за другом.

[6, с. 74]

Тема: «Народная игрушка, народная культура и традиции»

Март

(9.03-20.03)



24.






















25.



Связная речь

Формирование словаря


Звуковая культура речи

















Формирование словаря


Связная речь


«Описание предметов и игрушек»




















«Ознакомление со свойствами ткани»

Продолжать учить детей описывать предметы, игрушки. Учить правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения (ближе-дальше, впереди-сзади). Учить четко и правильно произносить звук л (ль) (уточнить артикуляцию этого звука), выделять этот звук в словах, подбирать слова с ним. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; определять первый звук в слове.

[6, с. 120]


Помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая. Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная). Обогатить и уточнить словарь детей.

[2, с. 101]

Тема: «Весна»

Апрель

(1.04-30.04)

26.














27.









28.











29.


























30.



















Грамматический строй речи


Связная речь


Формирование словаря








Формирование словаря


Связная речь






Связная речь


Формирование словаря


Грамматический строй речи





Связная речь


Грамматический строй речи























Связная речь


Формирование словаря


Звуковая культура речи


«Чтение стихотворения Я. Коласа «Песня о весне»











«Слушание стихотворения Б. Асаналиева «Весна»






«Рассматривание картин с весенним пейзажем»









«Описание предметов»

























«Закрепление обобщающих понятий»









Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства для передачи образов, развивать образность речи, воображение. Учить детей подбирать слова-определения. Развивать творческое воображение. Учить детей находить в стихах приметы весны.

[1, с. 105]


Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства, развивать образность речи, творческое воображение.

[1, с. 107]



Учить детей составлять описательный рассказ в сравнении: «Ранняя весна», «Поздняя весна». Учить детей находить отличительные особенности в двух пейзажах, подмечать, называть, сравнивать.

[1, с. 112]


Учить описывать предметы, давая им оценку. Тренировать в образовании форм глагола хотеть (хочу-хочет, хотим-хотят). Закреплять правильное произношение звука л в изолированном виде, в словах, фразах; учить слышать этот звук; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией; выделять голосом определенные слова (ставить логическое ударение). Продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, называть слова с этим звуком.

[6, с. 76]


Продолжать учить детей описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова. Закреплять понимание обобщающих понятий: овощи, одежда, мебель. Учить детей четко и правильно произносить звук р (рь), подбирать слова с этим звуком. Фразы и слова произносить внятно, с соответствующей интонацией (вопроса, повествования). Продолжать учить определять и называть первый звук в слове, а также слова с заданным звуком.

[6, с. 80]

Тема: «Природа и мы»

Май

(1.05-31.05)

31.












32.
















33.














34.

Формирование словаря


Связная речь


Грамматический строй речи






Звуковая культура речи


Формирование словаря


Грамматический строй речи









Грамматический строй речи


Связная речь


Формирование словаря








Связная речь


Формирование словаря


Грамматический строй речи

«Времена года»












«Чтение детям стихотворения с заданием «Какой дождь?» О. Григорьева»












«У природы нет плохой погоды…»













«Здравствуй, лето!»

Продолжать учить детей различать времена года, иметь представления об их чередовании. Уметь отличать времена года по различным, характерным только для конкретного времени года, природным явлениям.

[1, с. 118]



Учить детей, слушая стихотворение, выполнять творческое задание: найти в стихотворении слова, которые рассказывают о том, какой дождь и что делал дождь. Учить детей придумывать слова на заданную букву, находить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук, обозначаемый данной буквой.

[1, с. 129]


Учить детей отмечать состояние погоды, определять время года, отгадывать загадки, подбирать слова-определения к словам «солнце», «дождь». Учить детей подбирать слова, соответствующие настоящему, прошлому и предполагаемому действию.

[1, с. 136]


Обрадовать детей скорым наступлением лета, побеседовать с детьми о том, чем можно заниматься летом, как проводить свой отпуск. Познакомить детей с приметами лета, прослушать стихотворение о лете.

[1, с. 139]

Количество занятий в год   -   34



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Образовательная область «Коммуникация»

1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

3. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

4. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Вентана-Граф, 2007.



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Русские народные песенки и потешки. «Зайчишка-трусишка…», «Ножки, ножки, где вы были»
  2. А. Плещеев «Скучная картина, тучи без конца…»
  3. Ю. Тувим «Овощи»
  4. А. Барто «Помощница», «Бабушка», «Я знаю, что надо придумать», «Лошадка»
  5. В. Степанов «Лесные звезды»
  6. Мордовская сказка (обр. С. Фетисова) «Как собака друга искала»
  7. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)
  8. С. Дрожжина «Улицей гуляет…» (из стихотворения «В крестьянской семье»)
  9. В. Орлов «Почему медведь зимой спит»
  10. Н. Артюхова «Белый дед»
  11. Е. Чарушин «Курочка»
  12. Н. Калинина «Помощники»
  13. Я. Колас «Песня о весне»
  14. О. Григорьев «Какой дождь?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Образовательная область «Коммуникация»

1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

3. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

4. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Вентана-Граф, 2007.



Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ

Образовательная область «Коммуникация»

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения

содержания программы

Обязательная часть

содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально-волевой

У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

Деятельностно-практический

Воспитанники владеют способами деятельности (умениями и навыками)

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может рассказать о своем родном городе. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет описания игрушки.

Рефлексивно-творческий

У воспитанников развито творчество и способности

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательная область «Коммуникация»

Название раздела образовательной области

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми


Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

-Разноцветные флажки.

 -Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [а], [у].

-Картина с изображением детей, идущих в школу.

 -Картина с изображением улицы с многоэтажными домами.

-Муляжи овощей и фруктов.

-Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова, рслик, котенок, собака, кукла.

-Картинки с предметами мебели и посуды.

-Магазин «Посуда» с кукольной посудой.

-Картина «Мама моет посуду» (Е. И. Радина, В. А. Езикеева).

-Картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь).

-Серия сюжетных картин с наступлением зимы.

-Картины с изображением зимних забав.

-Картинки с изображением курицы и цыплят.

-Картина «Саша и снеговик» из учебно-наглядного пособия «Звучащее слово».

-Игрушки, в названиях которых есть звук л (лошадь, лиса, теленок и др.).

-Картинки с изображениями домашних и диких животных: слон, лев, верблюд, лось, олень, теленок, лиса, волк, лошадь.

-Кусочки ткани разной фактуры и расцветки.

-Картины с весенним пейзажем, с изображением ранней и поздней весны, картины с изображением природных явлений, характерных для весны.

-Картина, на которой изображены мама и девочка.

-Картинка с изображением тигра.

-Плоскостные или объемные игрушки – персонажи сказки «Теремок».

-Картины с изображением различных природных явлений в различные времена года.

-Картины с изображением каких-либо действий (девочка делает зарядку, мальчик читает, портниха шьет и т. д.).

-Картины с летними пейзажами, картины с летними сюжетами-чем можно заниматься летом.

Мультимедийное оборудование («Зимушка-зима», «Мой город», «Домашние и дикие животные», «Мебель и посуда», «Весна», «Времена года», «Лето»);

аудио-, видео-аппаратура;

телевизор.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Образовательная область «Коммуникация»

Показатели освоения  программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки проведения

низко формализованные

высоко формализованные

  1. Словарь.

 Ребенок понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова; понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда); подбирает признаки, качества и действия к названию предметов.

  1.  Грамматика.

Ребенок соотносит названия животных и их детенышей (лиса-лисенок, корова-теленок); употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши); правильно согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик); составляет предложения разных типов.

  1. Фонетика.

Ребенок правильно произносит звуки родного языка; находит слова, сходные по звучанию; правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

  1. Связная речь.

Ребенок пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием; составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывает предмет, изображенный на картинке, называет признаки, качества, действия, высказывая свою оценку; пользуется разнообразными вежливыми формами речи.

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;


2 балла—отдельные компоненты не развиты;


3 балла—соответствует возрасту;


4 балла — высокий.

ситуация естественная

*

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Вентана-Граф, 2007.

ноябрь, март

*

Первая серия заданий (словарь и грамматика)

Кукла

Воспитатель показывает ребенку куклу, предлагает вопросы и задания в определенной последовательности.

  1. Что такое кукла?
  2. Какая на кукле одежда?
  3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  4. К кукле пришли гости. Что можно поставить на стол?
  5. Какую посуду ты знаешь?
  6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)?
  7. Сравнение предметов посуду. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
  8. Выбери слово. Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?
  9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая…(мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка чистая, а эта…(грязная).
  10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

Мяч

  1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: что такое мяч?
  2. Что значит бросать, ловить?
  3. Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?
  4. Какие игрушки ты знаешь?

Картина «Собака со щенятами»

  1. Воспитатель спрашивает: Ты видел собаку? Кто такая Собака? Какая она?
  2. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки…(медленно). Собака лает громко, а детеныши…(тихо).
  3. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…(залает, побежит за ней).
  4. Сравни собаку и щенка, чем они похожи и чем отличаются. (Загадки:»Большая и лохматая – это собака или щенок?», «Маленький и пушистый – это щенок или собака?»)

Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

  1. Проверка звукопроизношения. Отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
  2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.
  3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»

Третья серия заданий (развитие связной речи)

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно сделать?
  3. Опиши мне собаку – какая она, или придумай про нее рассказ.
  4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
  5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа.Образовательная область "Музыка"

Рабочая учебная программа по реализации основной учебной программы образовательной области "Музыка" МБДОУ Детский сад №9 п.г.т. Никель  Мурманской области  на 2011-2012 уч. год для детей дош...

Программа по образовательной области "Коммуникация". Средняя группа

Рабочая программаНаправление «Познавательно – речевое  развитие». Образовательная область "Коммуникация".  Программа для детей средней группы....

Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Планирование непосредственно-образовательной деятельности по О.О. Коммуникация выполнено для средней группы. Исползуется следующая интеграция областей:коммуникация, социализация, познание, чтение худо...

Рабочая программа образовательной области «Коммуникация» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Коммуникация»  разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. ...

Рабочая учебная программа Образовательная область : «Безопасность»

Самое ценное в мире  – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша бес...

Конспект открытого занятия Непрерывно -Образовательной Деятельности, образовательная область «Коммуникация» средняя группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей средней группы (4-5ЛЕТ) на тему "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди"....