Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ушакова Татьяна Николаевна

Данный материал посвящен знакомству детей со звуком ч и соответствующей печатной буквой Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Тема: Мягкий глухой согласный звук ч и печатная буква «Ч».

Материалы к занятию:

  • Демонстрационные: изображение замка зеленого цвета, три схематических изображения слова (прямоугольник с зеленым кругом, расположенным слева; прямоугольник с зеленым кругом в середине; прямоугольник с зеленым кругом, расположенным справа).
  • Раздаточные: набор карточек с изображениями предметов, в названии которых есть звук ч; наборное полотно и подборка букв на каждого ребенка; тетради в крупную клетку и простые карандаши.

Задачи: Познакомить с мягким глухим согласным звуком ч и печатной буквой «Ч». Развивать фонетико-фонематический слух. Учить определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце). Читать и составлять слова. Читать предложения.

Ход занятия:

  1. – Отгадайте загадки.

    – Кто же это ходит.
      В каменной рубахе?
      В каменной рубахе
      Ходит … (Черепаха)

    – Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
      Больше греться не хочу.
      Крышка громко засвистела:
      «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

    – Мы ходим ночью, ходим днем,
      Но никуда мы не уйдем.
      Мы бьем исправно каждый час,
      А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

    – С какого звука начинаются отгадки? (Со звука
    ч)
    – С каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуком
    ч)
  2. Характеристика звука.
    – Какой это звук? (Согласный)
    – Почему? (Т.к. есть преграда во рту, когда мы произносим звук. Зубы и язык создают преграду.)
    – Это глухой или звонкий звук? (Глухой)
    Дети произносят звук, прикладывая ладошки к горлу.
    – Почему звук глухой? (Глухой, потому что стенка горлышка не дрожит, и звук произносится без голоса, тихо)
    – Дети, этот звук необычный. Он всегда мягкий.
    – Повторите, что вы узнали о звуке
    ч. (Звук ч согласный глухой и всегда мягкий)
    – В каком замке будет жить этот звук? (В зеленом)
  3. Игра «Найти место звука»
    – Выберите картинку с предметом, в названии которого есть звук
    ч.
    Дети садятся за столы. На доске три схемы: прямоугольник с зеленым кругом слева, прямоугольник с зеленым кругом в середине, прямоугольник с зеленым кругом справа.
    – Поставьте свою картинку под схемой, показывающей место звука
    ч в названии вашей картинки.
    – Почему ты поставил свою картинку под этой схемой? (У меня на картинке «чашка», в этом слове звук
    ч в начале. Схема тоже обозначает, что звук в начале слова.)
    Воспитатель выслушивает всех детей. Если ребенок не справляется, ему помогают другие дети.
  4. Анализ буквы «Ч».
    – Буква «Ч» – смотрите сами –
      Это стульчик вверх ногами.
    – Да, вы правильно решили:
      «Ч» мы пишем как четыре.
      Только с цифрами, друзья,
      Буквы путать нам нельзя.
    На доске нарисованы клеточки. Воспитатель показывает домик буквы: шириной в одну клетку и высотой в две клетки.
    – Буква «Ч» состоит из прямой линии высотой в две клетки, проведенной из правого верхнего угла вниз, и из изогнутой линии, проведенной из левого верхнего угла в середину прямой линии.
    Вместе прописываем букву в воздухе. Дети открывают тетрадки в крупную клетку и пишут строчку печатной буквы «Ч».

  1. Физкультминутка:

Хорошо мы потрудились,
А теперь зарядка.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Плавно опускать,
Приседать и вставать,
Вправо – влево наклоняться
И обратно возвращаться.
И попрыгаем немножко,
И похлопаем в ладошки.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.

  1. Чтение.
    Дети подходят к наборному полотну. Читаем слоги: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ. Читаем слова: ЧАСЫ, ЧАЙ, ЧАЙКА, ЧАЙНИК, ЧАШКА, МЕЧ, МЯЧ, ВРАЧ, ГРАЧ, УЧЕНИК. Читаем предложения:
    «Мама купила
    чай.»
    «У
    ченик учит уроки.»
    «Вра
    ч пил чай из чашки.»
  2. Повторение букв и составление слов.
    Дети садятся за столы и работают с набором букв. Из букв на индивидуальном наборном полотне составляют слово «дочка».
    – Замените букву «Д» на «Б».
    – Что получилось? (Бочка)
    Далее составляется цепочка слов:
    бочка – почка – кочка – ночка – точка – тучка – кучка – ручка – речка – печка.
  3. Итог занятия.
    – С каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком
    ч)
    – Какой это звук? (Звук
    ч глухой согласный и всегда мягкий)
    – Вам понравилась буква, обозначающая этот звук? (Да)
    – На что она похожа? (На четверку, на перевернутый стульчик)
    – Вы молодцы! Теперь вы можете читать любые слова с этой буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

 Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада по теме: «Звук К »

Цель: Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о звуке К.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;-учить определять местоположение звука в слове; выявл...

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР...