Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по сказке «Каша из топора» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Василевская  Светлана Алексеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

Тема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: Развитие всех сторон речи средствами  народной культуры.

Задачи:

*    Формировать умение эмоционально и выразительно и выразительно передавать особенности диалога;

*    Продолжать  развивать  интонационную выразительность речи, работу над дикцией;

*    Закреплять  умение дифференцировать звуки [з] - [с];

*    Совершенствовать умение образовывать прилагательные и использовать их в речи;

*    Обогащать словарь;

*    Вызывать положительные эмоции от встречи с героями сказки, воспитывать любовь к книге.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: книга с иллюстрациями к сказке «Каша из топора», предметы одежды солдата, картинки с изображение животных, два домика с нарисованными с нарисованными на них звуками [з] и [с], мяч, три вида каши (гречневая, рисовая, манная) в горшочках, деревянные ложки, салфетки, повязки на глаза, магнитофон и записи.

Предположение об эффективности проведения мероприятия: сопровождает игровые взаимодействия речью; высказывает свои мысли, предположения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; выражать свое отношение к персонажам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_v_sootvetstvii_s_fgos.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

                                           г. Вольск Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме:

«Путешествие по сказке «Каша из топора»

(подготовительная к школе группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

Тема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: Развитие всех сторон речи средствами  народной культуры.

Задачи:

  • Формировать умение эмоционально и выразительно и выразительно передавать особенности диалога;
  • Продолжать  развивать  интонационную выразительность речи, работу над дикцией;
  • Закреплять  умение дифференцировать звуки [з] - [с];
  • Совершенствовать умение образовывать прилагательные и использовать их в речи;
  • Обогащать словарь;
  • Вызывать положительные эмоции от встречи с героями сказки, воспитывать любовь к книге.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: книга с иллюстрациями к сказке «Каша из топора», предметы одежды солдата, картинки с изображение животных, два домика с нарисованными с нарисованными на них звуками [з] и [с], мяч, три вида каши (гречневая, рисовая, манная) в горшочках, деревянные ложки, салфетки, повязки на глаза, магнитофон и записи.

Предположение об эффективности проведения мероприятия: сопровождает игровые взаимодействия речью; высказывает свои мысли, предположения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; выражать свое отношение к персонажам.

ХОД  НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Беседа воспитателя с детьми

- Ребята, вы все, конечно, любите сказки. С самого раннего детства все мамы их рассказывают своим малышам.

- А что же такое сказка?

- Кто придумывает сказки?

- Если сказу сочинил народ, как такая сказка называется?

 - Сегодня одну из таких русских народных сказок мы с вами вспомним. А поможет нам в этом книга.

Включает марш «Солдатушки…» , открывает книгу.

- Ребята, кто изображен на первой странице книги?

- Откуда как вы думаете, шел солдат?

- Куда он мог идти?

- Как вы догадались, что это солдат?

- Ребята, вы обратили внимание, как солдат одет? Давайте вспомним, как раньше назывались предметы обмундирования солдат.

П/и: « Найди и принеси».

Воспитатель дает описание одежды или предмета. 

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Солдат.

Дети отвечают.

Дети называют и приносят картинку с его изображением.

  1. Основная часть

Воспитатель переворачивает страничку с одновременным рассказыванием фрагмента текста из сказки.

Беседа воспитателя с детьми.

- Давайте рассмотрим, что же было у хозяйке во дворе.

- Какие постройки были у хозяйки во дворе?

- Кто живет в хлеву?

- А где держат лошадей?

- Для кого свинарник?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Где чьё место?»

Воспитатель раздает картинки с изображениями животных.

- У вас в руках изображения животных. Есть два домика: в первый поселим тех, в названии которых есть звук  [с], а во второй тех, - в названии которых есть звук  [з].

Динамическая пауза – проводятся игры с припевом «Горелки, Горшки».

Воспитатель играет вместе с детьми.

- Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вспомним,, что же было

Стог сена, рядом коса, поленница дров на зиму, рядом топор, корыто, из которого кормят домашний скот, крынка.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Определяют животных в нужный домик.

Играют в игры, участвуют все дети.

Дети вспоминают.

дальше в нашей сказки?

Воспитатель переворачивает страничку книги.

-Давайте попробуем изобразить солдата и как он мог у старухи просить поесть.

- Что ответила старуха и как? Покажите голосом.

- Обратите внимание, что ещё было в избе у старухи? ( Ушат из железа (какой?), ушат из дерева  (какой?), горшок из глины (какой?), одеяло из лоскутков (какое?)).

- А как была одета бабка? Шерстяной платок из чего сделан?

- Льняная юбка из чего сделана?

- Ситцевый фартук из чего?  

Воспитатель переворачивает страницу

- Ребята, из чего же, солдат варил кашу?

- Ребята, а как её можно назвать?

- А каша так и называется – «каша из топора».

- Что ещё выпросил солдат у старухи для каши?

- Давайте мы сейчас по кругу будем передавать мяч и говорить, каким оказался солдат? Какой он?

  1. Заключительная часть

-- А теперь хотите и вы отведать, какая каша  у солдата получилась? Сейчас подойдут трое детей, мы завяжем глаза, дадим  ложки, они попробуют и скажут, из какой крупы попалась каша.

--А теперь мы предлагаем вам, ребята, отведать той каши, которая вам больше нравится.

--Вот так-то солдат из топора кашу сварил. Не зря говорят: “смекалка – второе счастье”.

Импровизация.

Дети образовывают прилагательные и используют их в речи.

Из шерсти.

Из льна.

Из ситца.

Дети отвечают.

Топорная и другие ответы

Ответы детей

Игровое действие с мячом.

Снимают пробу.  

Все дети едят выбранную ими кашу.

 

Дидактическая игра

Д/и.: «Почему возник пожар».

Возрастная группа: средняя группа.

Цель: Развивать речевую активность детей. Упражнять детей в рассматривании сюжетных картинок и объяснении ситуации.

Дидактический материал: сюжетные картинки на тематику – пожарная безопасность, магнитная доска.

Предположение об эффективности проведения мероприятия: Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, объясняя ситуацию, сформировать умение не перебивать товарища..

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос

 - Почему возник пожар?

- Почему возник пожар?

- Почему возник пожар?

- Почему возник пожар?

- Почему возник пожар?

- Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека, добрым или злым?

- Что натворил огонь:

  • Когда дети взяли без разрешения спички?
  • Когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку?
  • Когда забыли в лесу потушить костер?
  • Когда забыли выключить чайник?
  • Когда дети без разрешения включили утюг?  

Сидят на стульчиках

Ответ:

Дети взяли спички без разрешения взрослых.

Кто – то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол.

В лесу оставили не потушенный костер.

Забыли выключить чайник.

Дети без разрешения включают электроприборы.

Огонь стал для человека злым.

Огонь сжег в доме все вещи.

Огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате.

Огонь сжег весь лес.

Огонь сжег новый чайник.

Огонь сжег все вещи в комнате.

Самостоятельная деятельность детей

Игра-драматизация сказки «Теремок»

Старшая группа

Цель: Формировать у детей интерес к играм-драматизациям.  Формировать умение отчётливо и внятно произносить слова ,развивать интонационную выразительность, способствовать развитию диалогической речи.

Атрибуты: Шапочки для героев (уголок в группе), мягкие модули для домика.

Предположение об эффективности проведения мероприятия: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность по отношению друг к другу.

Драматизация сказки "Теремок".

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

-Терем, теремок! Кто в теремочке живет?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. (Шьет одежду.)

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем - теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка, а ты кто?

- А я, лягушка-квакушка!

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок, стали они вдвоем жить. (Лягушка варит кашу)

Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем - теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка - норушка!

- Я,  лягушка  - квакушка! А ты кто?

-А я,  зайчик - побегайчик!

- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они  втроем жить. (Заяц колет дрова.)

Идет лисичка - сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка - норушка!

- Я, лягушка - квакушка!

- Я, зайчик - побегайчик!

- А ты кто?

- А я, лисичка - сестричка!

- Иди к нам жить! 

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. ( Лиса метет пол.)

Прибежал волчок серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка - норушка!

- Я, лягушка - квакушка!

- Я, зайчик - побегайчик!

- Я, лисичка - сестричка!

- А ты кто?

-А  я волчок серый  бочок!

- Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. (Волк колет дрова)

Все они в теремке дружно живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем, теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка!

- Я, лягушка - квакушка!

- Я, зайчик - побегайчик!

- Я, лисичка - сестричка!

- Я, волчок серый бочок!

- А ты кто?

- А я, мишка косолапый!

- Иди к нам жить! 

Медведь заходит за домик, домик ломается, звери разбегаются, затем строят его заново.  

Выстраиваются звери в одну шеренгу и все вместе говорят:

- В теремочке будем жить

Крепко накрепко дружить

Вместе будем мы трудиться

Будем петь и веселиться!

Танец зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи  с использованием социоигровых технологий в подготовительной  к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на морское дно»

В материале представлен подробный конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группы ( в конце года)....

Планирование непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (реализация приоритетного направления) в подготовительной к школе группе «Ладушки» «Театрализованная деятельность»

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе 6-7 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе6-7 лет Цель: Помогать детям составлять творчески...