конспект НОД " Путешествие по временам года"с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Шестера Галина Юрьевна

конспект НОД "Путешествие по временам года" с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_po_vremenam_goda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Путешествие по временам года»

Цель: Развивать дивергентное мышление у детей (умственную активность, наблюдательность, умение делать умозаключения)

Задачи: 1. совершенствовать умение составлять творческие рассказы.

              2.развивать умение с помощью графической аналогии рассказывать о  животных.

              3.Читая мнемотаблицы подвести детей к пониманию закономерностей окружающего мира. Воспитывать любовь к природе.

Методическое оснащение занятия: мнемотаблицы по временам года весна зима; коллаж осени. Мнемотаблицы по млекопитающему животному – медведь; стрелки, пазл восклицательного знака.

 Словарная работа: строятся клином, первоцветы, млекопитающие

Предварительная работа: заучивание стихотворений «Покормите птиц», «Зима», составление рассказов, рассматривание альбома «Времена года»

Наблюдения на прогулке. Чтение художественной литературы.

Ход   НОД

Воспитатель: Ребята сегодня я увидела необычное письмо у нас в «календаре природы»  Весна приглашает нас к себе  в гости и предлагает  собрать необычный пазл.  Отправляемся с вами  в путешествие, а   чтобы нам собраться давайте встанем в круг возьмёмся за руки и пожелаем друг другу смелости внимательности  сообразительности и удачи. А помогут нам волшебные стрелки. Отправляемся в путь  

(дети идут, подходят к осеннему коллажу: солнце, корзина с грибами, осенний пейзаж, овощи, туча с дождём, птицы улетают на юг, буква О, дерево с желтыми листьями)

Воспитатель: Ребята, куда нас привела стрелка? Посмотрите, какое время года   здесь изображено?

Дети: Осень

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети:  (предположительные ответы)

Воспитатель: А еще что здесь изображено?

Дети: Отвечают

Воспитатель: Как хорошо  подметил Ваня. А почему здесь изображены  птицы?

Дети: Потому что осенью они собираются в стаи,  строятся клином, улетают в тёплые края.

Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Стрижи, ласточки, грачи, журавли, лебеди, дикие гуси утки.

  Воспитатель: Правильно молодцы ребята мы попали в гости к осени. Посмотрите что  это за схема изображена    /____   ______    _______  !

Дети: Схема предложения.

Воспитатель: А что такое предложение?

Дети: Предложение это законченная мысль понятная окружающим.

Воспитатель: Придумайте предложение  об осени по этой схеме.

Дети: Как красиво осенью!

Воспитатель: Ребята, а вот и первый пазл ( достает часть пазла)

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше ведь нас ждет весна.

  (  звучит музыка, дети шагают по стрелкам, подходят к мнемотаблицы – зима: буква З, снежинки, медведь спит а берлоге спит, белка в дупле, насекомые в коре дерева, кормушка, снегирь)

Воспитатель: Ребята куда мы попали с вами? Какое время года здесь  изображено?

Дети: Зима

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле от холода.

Воспитатель: Да я с тобой согласна. А ты как думаешь?

Дети: Снежинки нарисованы, зимой часто идет снег, птицы приближаются к жилью человека.

Воспитатель: А почему здесь висят кормушки?

Дети: Люди зимой подкармливают птиц, вывешивают кормушки.

Воспитатель: Прочитаем стихотворение «Покормите птиц»

Дети:   Покормите птиц зимой

             Пусть со всех концов

             К вам слетятся, как домой

             Стайки на крыльцо.

         

             Не богаты их корма.

             Горсть зерна нужна.

             Горсть одна -

             И не страшна

             Будет им зима

               Сколько гибнет их – не счесть

               Видеть тяжело

              А ведь в нашем сердце есть

              И для птиц тепло.

Воспитатель: Сережа, а что происходит с насекомыми зимой?

Дети: Насекомые прячутся в коре деревьев.

Воспитатель: Замечательно ребята мы попали с вами в гости к зиме

                  Здесь видно как насекомые и животные ведут себя зимой.

                 Прочитаем стихотворение о зиме.

Дети: Вот ветер, тучи нагоняя

          Дохнул, завыл, - и вот сама

          Идет волшебница зима!

          Пришла, рассыпалась, клоками

          Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы,

Проказам матушки зимы.

 

Воспитатель: Ребята посмотрите, зима подарила нам ещё одну карточку –  (часть пазла)

Ой, что - то холодно совсем стало, вы не замерзли пора нам отправляться дальше в путь  

               (Звучит музыка дети подходят к мнемотаблицы – весна: солнце, ручеек, капель,  почки набухшие, бабочка, первоцветы, птицы , лес зелёный, буква В)    

Воспитатель: Ребята посмотрите, какое время года нас встречает?

Дети:  Весна.

Воспитатель: Ая думаю иначе, мне кажется это лето, потому что бабочки   летают, солнце яркое, птицы поют. Ваня,  правда,  же это лето?  

Дети: Предположительные ответы.

Воспитатель: Докажите что это весна а не лето.

Дети:  Солнце ярко свет, бегут ручьи, капает капель, на деревьях набухают почки.

Воспитатель: Значит, мы с вами действительно попали в гости к весне.  Молодцы ребята! Вспомните, что ещё может происходить весной. Давайте с вами сделаем  умное заключение.

Дети: Солнце греет больше чем зимой, таит снег, появляются проталинки и   первые цветы подснежники первоцветы.

Солнце греет сильнее, дни становятся теплее, оживают насекомые, прилетают птицы. Весной стало тепло, люди сняли зимнюю одежду.

Воспитатель: Что происходит с животными весной?

Дети: Просыпаются от зимнего  сна (барсуки, ежи, медведи), заводят  потомство.

Воспитатель: Посмотрите, кто проснулся весной

                 (показывает  мнемотаблицу – медведь)

Дети: Медведь

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о медведе?

Дети: Медведь это млекопитающее животное, у него четыре лапы, которые  помогают ему передвигаться, медведи бывают бурые коричневые и белые которые живут на севере. Летом и осенью медведь бродит по лесу,   греется на солнышке и запасается на зиму жиром, а зимой спит в берлоге. Питается медведь лесными ягодами, ловит рыбу, любит мед, ворошит муравейники.

Воспитатель: Посмотрите, что самое главное у медведя.

Дети:  Для медведя важен нюх, который помогает ему искать еду и мощные  лапы.

Воспитатель: Назовите характерные  черты медведя.

Дети: Большой, косолапый, бурый, огромный, неуклюжий, белый, коричневый, лежебока, соня, злой, голодный, сильный, сладкоежка.

Воспитатель: Нам пора отдохнуть я предлагаю сделать привал.

                     физминутка

  Воспитатель:  Мы с вами выяснили, что весной все пробуждается от сна, потому-то наступает тепло, подберите такие слова,  которые отвечают ощущениям тепла, что вам напоминает тепло,

Дети: Весна, дом, огонь, шуба, нежность, цветы, шарф и т. д.

           (с каждым  определением дети поясняют почему.  Например: дом – потому что дома нам тепло хорошо. Мы себя чувствуем спокойно).

 Воспитатель: Молодцы ребята и мы с вами получаем ещё одну карточку –       пазл, соберем все пазлы что у нас получилось?

Дети: ВЕСНА

         ( картинка девочки весны с другой стороны нарисован  восклицательный знак)

Воспитатель:  Наше путешествие подходит к концу,  я предлагаю вам  составить рассказ о весне, посмотрите на эти картинки вспомните все выражения, которые прозвучали сегодня. Не забудьте, что в рассказе должно быть начало, середина, когда что, то происходит и конец. Закончите наш рассказ предложением вот с таким знаком (показывает восклицательный знак).

                Примерный рассказ детей.

Наступила долгожданная весна, пригрело ласковое солнышко, появись проталинки, зажурчали ручейки. На березах набухли почки, на поляне появились мои первые цветы. Прилетели и защебетали птицы. Из берлоги вышел исхудавший голодный медведь. Он долго бродил по лесу в поисках еды, но ничего не нашел. Он неуклюже поплелся к реке, чтобы поймать рыбу. Когда медведь наелся. Он развалился на солнышке. Как хорошо весной!

Воспитатель: А ты  Оля, каким бы предложением закончила наш рассказ?

Дети: Как замечательно, что наступила весна!

Воспитатель: молодцы ребята вы хорошо справились со всеми заданиями.  Наше путешествие подошло  к концу,  мы побывали с вами в гостях у весны пора возвращаться домой, скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по временам года" Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года....

Конспект занятия "Путешествие по временам года" для второй младшей группы

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие по временам года»Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого вр...

Конспект занятия "Путешествие по временам года"

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью, занятиям физической культуры....

Конспект НОД "Путешествие по временам года"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие по временам года"...

Конспект НОД "Путешествие по временам года"

Формирование познавательно - речевых навыков детей в процессе использования игровых форм обучения...

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...