Сказка про согласные звуки [к], [г] , [х].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гусалова Зарина Руслановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                 «ГРУППЫ ПОЛНОГО ДНЯ  СОШ №3 г. БЕСЛАНА»

 

 

 

 

 

 

 

НОД «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

ТЕМА: «СКАЗКА ПРО СОГЛАСНЫЕ [к], [г], [х]»

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Старшая группа «Пчелки»

Воспитатель: Гусалова Зарина Руслановна

 

 

 

 

 

                                27.11.2018г.

 

 

НОД  «Речевое развитие»

 «Сказка про согласные [к], [г], [х]».

 

Старшая группа «ПЧЕЛКИ»

Воспитатель: Гусалова Зарина Руслановна

 

 

Цель: Знакомить детей со звуками [к], [г],[ х],

           Учить выделять их в словах и фразах;

           Дать понятие «согласный звук»;

           Упражнять в выделении первого согласного звука в слове.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, игрушка кот, картинки с изображением  девочки, кота, собаки, хутор.

Словарная работа: ХУТОР.

 

Ход занятия.

 

1.     Организационный момент.

 

«Упражнение «Дыхание №1».

Цель: развивать диафрагмально-реберный тип дыхания, являющийся оптимальным для осуществления речевого акта.

 

  Воспитатель показывает детям игрушку кота и говорит:

- Сегодня к нам на занятие пришёл гость – кот-мурлыка. Как вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети отвечают).

- Вот и сегодня у него хорошее настроение, и решил он с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его а ладошки (хлопок).

   Котик поёт: а-а, и-и-и, к-к-к, о-о-о, у-у-у, г-г-г, ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.

Молодцы ребята.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Дыхание ».

Цель: развивать диафрагмально-реберный тип дыхания, являющийся оптимальным для осуществления речевого акта.

Артикуляция гласных звуков.

 Воспитатель читает стихотворение:

Эти песни гласные,

Ты поёшь прекрасно их.

А вот сможешь ли ты котик,

 Так раскрыть свой милый ротик,

Чтобы звук мы не слыхали,

Только по губам узнали?

  Котик отрицательно машет головой. Тогда воспитатель предлагает детям показать коту, как они умеют по губам определить звук. Вызывается ребёнок, который демонстрирует беззвучную артикуляцию. Другие дети озвучивают показанный губами образ звука.

 

 

2.     Знакомство с согласными звуками [ к], [г], [х].

Ребята, сегодня мы будем знакомиться со звуками к, г, х.

 

 Анализ артикуляции звуков [к], [г], [х].

  Детям предлагается посмотреть в зеркала и поочерёдно произнести звуки     [ к],[г],[х]..

 Воспитатель обращает внимание на положение языка: при произнесении звуков [к] и [г] спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука [х] спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трёх случаях находится за нижними зубами.

  Воспитатель предлагает пропеть эти звуки. Дети убеждаются, что у них это не получается. Совместно с воспитателем они выясняют, почему это происходит, и находят причину: на пути воздушной струи всё время встаёт преграда – в данном случае спинка языка, и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.

Вывод: Этот звук нельзя пропеть; на пути воздушной струи всё время встаёт преграда, значит это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки [к],[ г], [х] – согласные звуки.

 

Физкультминутка «Хомка-хомячок».

image

 

 

                        

 

4. «Рассказ о девочке Гале котике Катаське и собаке Хомке.»

  - Котик пришёл к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ.

  Жила на хуторе девочка Галя. И был у неё кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый день лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав. Куры и гуси возвращались во двор, недовольно ворча: га-га-га, ко-ко-ко.

image

image

imageimageimageimage

 

 

  Педагог спрашивает детей, что такое хутор; объясняет, что это маленькая деревушка, в которой несколько домиков. Просит сказать, с какого звука начинается слово хутор. (Со звука [х].)

  Далее воспитатель предлагает определить первые звуки в словах Галя, Катаська, Хомка ( звуки [г], [к], [х]), а также какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука [к] (куры, кот, ко-ко, крылечко); с согласного звука [г]  (гуси, га-га, гавкал).

  - Ребята! А ещё котик принёс нам песенки, которые он услышал на хуторе.    Подумайте, кто их мог петь.

Д/игра «Клубочек»

Ку-ка-ре-ку (Петух.)

Ква-ква. (Лягушка.)

Ку-ку. (Кукушка.)

Ха-ха. (Дети смеются).

  Вы когда-нибудь видели петуха? Что он делает? (Кукарекает, гуляет, дерётся, ищет). А лягушка? А кукушка?

  5. Заключение.

  Звуки [г], [к], [х] – согласные звуки, они не поются, т.к. встречают препятствие в виде язычка.

 

6. Аппликация .  Украсить хвост петуха пайетками.

 

7. Ребята, с чем мы сегодня познакомились ? Что вам понравилось ? Что вам не понравилось ? Молодцы ребята ! Умницы!

 

                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_gusalovoy.doc1.2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"

НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...