Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

знакомить детей с понятием малая Родина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: знакомить детей с понятием «малая Родина».

Задачи: знакомить детей с родным краем, своим городом; прививать любовь к Родине; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, коммуникативные навыки; развивать речь; обогащать активный и пассивный словарный запас детей.

Оборудование: карта России, флаг РФ, стенд с фотографиями формата А 4, с изображением городских объектов, мяч, строительный материал.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия (рассматриваем карту и флаг).

Воспитатель: У нашей страны удивительно красивое имя - Россия.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна – потому что она наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята – самая большая страна в мире.

Послушайте, ребята, стихотворение:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, у каждого человека есть Родина – место, где он родился и живет.

А как называется город, в котором мы с вами живем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно город Вихоревка.

Родина, ребята, это, прежде всего родной дом, родная улица, это солнце, это небо голубое, это хлеб, это друзья, это место где мы родились, где увидели прекрасный мир.

Ребенок читает стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги, по которым мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый хлеб

за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем.

Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую Родину, гордитесь своей Родиной?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Дети: магазины, школы, детские сады, библиотеки, парк, стадион, спортивная школа, площадь Ленина, аптеки, больницы, бассейн, кинотеатр.

Воспитатель: В нашем городе есть жилые дома, много улиц, у каждой улицы есть свое название, некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес.

Дети называют.

Воспитатель: Дети, давайте подойдем к стенду с фотографиями нашего города, кто узнает знакомые места.

Ребенок показывает здание спортивной школы.

Воспитатель: Ребята, в нашем городе нет крупных заводов, фабрик, но есть другие предприятия, где работают люди. Профессии у людей самые разные. Вот где работают и кем ваши мамы, мы сейчас узнаем, поиграв в игру: (воспитатель кидает мяч ребенку, ребенок должен сказать, кем работает мама и вернуть мяч).

Воспитатель: давайте ребята еще раз рассмотрим фото на стенде и построим детский сад, клуб и дом.

Кто будет строить дом? Детский сад? Магазин? Постарайтесь сделать красивые и прочные постройки.

Дети строят.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием хорошо, а теперь вы можете поиграть со своими постройками.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город — моя малая Родина»

Гульзина Мухарямова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город — моя малая Родина»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город — моя малая Родина».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе, Ямало-Ненецком автономном округе и России; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование: иллюстрация карты России, достопримечательности города и природы родного края, запись песни «С чего начинается Родина, слайды символики, достопримечательностей, использование ИКТ.

Содержание НОД.

1. Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина

- О чем поется в песне? Родине)

-Сегодня мы отправимся в путешествие по стране в которой мы живем, по Родине. Но прежде, чем отправиться в путь, нужно подумать, что взять с собой. Как вы думаете? (Слайд 2)

Дети: карту

-Что изображено на карте?

Дети: Россия

-Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя- Россия

2. Основная часть. Беседа о Родине

-Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов

-Послушайте стихотворение «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолете нам летать

Если долго- долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса и города

Океанские просторы

Ленты рек, озера, горы

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая

Необъятная страна (Татьяна Бокова)

-Автор этого стихотворения говорит, что Россия- это наша Родина.

-Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?

Дети: Слово Родина означает- страна, в которой мы живем

- Родина-это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие. Родина у всех одна.

-Давайте нарисуем круг такой же, как наша Россия. Какой круг у нас получится?

Дети: У нас получится большой круг

-Правильно большой, значит и Россия это наша большая Родина

- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

- Малая Родина – это наш город. Как он называется? (ответы детей)

-Большинство из вас родились в городе Тарко-Сале, значит это ваша малая Родина

- А что означает название нашего города Тарко-Сале? (Слайд 3)

Дети: - Тарко-Сале означает «город на мысе»

- А что означает слово «мыс»?

Дети: - Мыс – это место слияния двух рек.

- Правильно, ребята, это место слияния двух рек, в данном случае слияние каких рек? Подскажите мне, пожалуйста.

Дети: - Слияние рек Пяку-Пур и Айваседо-Пур.

- У каждого города и поселка есть свой герб. Посмотрите, это герб Тарко-Сале. (Слайд 4)

- Что вы видите на гербе?

- Лазоревое поле и серебряные горностаевые хвосты служат указанием на северное положение территории.

• Кроме того, сами хвостики, усеивающие поле, олицетворяют собой буровые вышки.

• Вилообразный крест символизирует слияние двух рек, а также выступает полугласной эмблемой к наименованию города.

• Ели и белка служат знаками природной чистоты и богатства недр.

- Как вы думаете, какой надо нарисовать круг, чтобы изобразить наш город на нашем макете России.

Дети: маленький

- Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина, это маленькая часть от нашей большой Родины- России.

- Наш поселок очень красивый, зеленый, чистый. В нем много широких улиц, красивых зданий, достопримечательностей.

3. Физминутка: игра с мячом «Наш город какой

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

- Наш город …. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .

- Вы любите наш город? (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Тарко-Сале за то, что в нем есть школы, дом, друзья, музеи и т. д.)

ПОКАЗ СЛАЙДОВ «Достопримечательности г. Тарко-Сале». (Слайд 5-8)

4. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

- А именно: ваша семья, ваш дом находится в г. Тарко-Сале.

(красный маленький круг)

- Город Тарко-Сале – в России

(желтый круг большого размера)

- Молодцы, ребята!

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый город для ребят»

Наталья Турмий
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый город для ребят»

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

ЦЕЛЬ:

- Познакомить детей с историей возникновения города

- Расширять и закреплять знание детей о родном городе

- Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине

- Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Фотографии города Пугачева, цветные карандаши, белая бумага А-4.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

1. Организационный момент

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

2. Беседа

Самое прекрасное на свете - Родина.

Родина-это место где родился человек.

Родина-это наша страна.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Как называется главный город нашей страны? (Москва)

В большой стране у каждого человека свой маленький родной уголок - город, дом, улица, любимый уголок природы.

Много в нашей стране городов. У каждого есть свое имя как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные.

- Ребята, какие города вы знаете? (ответ детей)

- Как называется наш город, в котором мы живем? (Пугачев)

У нашего города старинное название - Пугачев. Мы с вами его жители.

- Как называют жителей нашего города? (пугачевцы)

"ПУГАЧЕВСКИЙ ВАЛЬС" С. А. Верхолазов

По правую сторону речки,

На высоком её берегу,

Стоит город похожий не вечность,

Городок наш, который люблю.

Эх, речушка-завитушка,

Наш Иргиз-виляй река,

Пугачев-моя столица,

Пугачев-моя судьба.

Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город и реку!

Сейчас я расскажу о том, как основался наш город.

В 1764 г. старообрядцы основали слободу Мечетную. Слобода Мечетная в ту пору представляла собой одну улицу. По переписи в ней числилось 264 человека. В 1772 г. в слободе Мечетной оказался беглый казак - Емельян Пугачев. Здесь его приняли хорошо. Староверы поддерживали Пугачева в его замысле - поднять казаков и других обездоленных на борьбу с феодально-крепостническим гнетом. Многие жители слободы приняли участие в крепостном восстании под руководством Пугачева.

Слобода Мечетная тем временем росла и развивалась. В начале 19 века население увеличилось. Императорским указом слобода Мечетная назначена была городом с переименованием в Николаевск. Торжественное открытие нового уездного города состоялось 22 мая 1836 года. Во второй половине 19 века Николаевск был захолустным уездным городком, но он славился хорошей пшеницей, которая ценилась. Росло и богатело купеческое сословие. Строились мельницы.

В годы гражданской войны на территории Николаевского уезда В. И. Чапаев формирует отряды 25 дивизий. В ноябре 1918 г. горд Николаевск по инициативе В. И. Чапаева был переименован в г. Пугачев, в честь Емельяна Ивановича Пугачева.

Сегодня наш город Пугачев красивый и современный город, в котором живут более 40 тыс. человек.

- Ребята, вы любите путешествовать?

Я предлагаю попутешествовать по нашему родному городу.

ФИЗМИНУТКА

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

(Показ фотографий, рассказ детей о достопримечательностях города Пугачева)

Молодцы ребята, вы хорошо знаете достопримечательности нашего города, но нам пора возвращаться в свой детский сад.

ФИЗМИНУТКА

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки поднимаем, мы руки подаем.

- Ребята, вам понравилось путешествие по городу? (ответ детей)

- Ребята, какие еще достопримечательности в нашем городе вы знаете? (ответ детей)

- Как хорошо вы знаете свой родной город, свою землю? (ответ детей)

Издавна русский народ славит свою землю, много в народе об этом пословиц и поговорок.

- Ребята, какие пословицы вы знаете о родном крае?

ПОСЛОВИЦЫ:

- Всякому мила родная сторона.

- Где кто родится, там и пригодится.

- Дома и стены помогают.

- Своя земля и в горести мила.

- Родная землица и во сне снится.

Молодцы ребята, я вижу что вы многое знаете о родном крае.

А теперь признайте себя архитекторами, строителями и подумайте, какие еще здания можно построить в нашем городе? (ответ детей)

А чтобы наш город был лучше был лучше и краше что для это этого нужно делать? (сажать деревья, цветы, не сорить)

А сейчас я предлагаю вам нарисовать наш любимый город Пугачев. (Выставка детских работ)

- Какой прекрасный город вы нарисовали!

3. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, вам понравилось ваше занятие?

- Что нового и интересного вы узнали?

Наш город Пугачев - это наша малая Родина, самое родное место на земле. Мы все, на должны гордиться, что мы живем в таком красивом городе! Любите свой город, ухаживайте за ним, не бросайте мусор, сажайте деревья и цветы!

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Большая и малая  Родина»

елена тихонова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Большая и малая  Родина»

Программное содержание:

Расширять представление детей о Родине, Маленькая Родина – поселок Инжавино, малая – Тамбовский край, и большая – Россия!

о главных природных богатствах родного края.

Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;

Воспитывать интерес к родному краю.

Словарная работа: родная; родная сторона; Родина; Россия; малая Родина; большая Родина.

Материал: ковер-самолет; сундук; атрибуты к костюму бабушки; атрибуты для изображения пейзажа (река, лес, береза).

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас вновь.

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?

Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово “родная”.

Сыграем в интересную игру “Подбери словечко”. Придумайте к слову “родная”, “родной” подходящее слово. Вспоминайте, кого или что мы можем назвать “родная”, “родной”?

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, д/сад, город, край и т. д

Воспитатель. Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении.

Воспитатель читает стихотворение:

Мама

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я

Родная мамочка моя!

Воспитатель. Вот послушайте еще раз: “родная мамочка моя!”. А давайте, все вместе скажем нежно и ласково, как наши мамы, слово “родная”.

Дети с воспитателем произносят слово “родная”.

Воспитатель: А вот послушайте ещё одно стихотворение.

Детский сад

Рано утром

Детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки для ребят

В уголке скучают.

Красный мяч,

Синий мяч,

Куклы, медвежата…

Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель. А давайте, все вместе озорно и весело скажем “родной наш сад!”.

Дети с воспитателем произносят.

Воспитатель. Вот так, по-разному может звучать одно и то же слово. И ласково и озорно, что же ещё можно придумать со словом «родная»?

А я придумала “родная сторона”. Как вы думаете, это что?

Предполагаемые ответы детей: дом, земля, поля, леса, город и т. д.

Воспитатель. Родная сторона – это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по-другому называется Родина! Повторите за мной: Родина! Послушаем, как звучит это слово,

Воспитатель читает стихотворение:

Россия” Родина моя!

Россия, Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы голубые

До боли милые, родные.

Россия – Родина моя, твоя,

И наших близких

За все спасибо говорим!

И кланяемся низко!

Воспитатель. Ребята вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя! Попробуем сказать эти слова: "Родина", "Россия" – гордо и торжественно. А вы знаете ребята, у меня, для вас есть небольшой сюрприз.

Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки. (становится бабушкой).

Бабушка: Помогите -ка мне,ребята, пожалуйста, сундук открыть!

Дети: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные.

Дети с бабушкой достают вещи, платок, ковер.

– А ковер-то надо выбить, ой как надо. Ребятушки, почистите - ка коврик, а я по-хозяйству пойду хлопотать.

Дети чистит ковер, вдруг ковер начинает кашлять,дети испуганно подходят к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

– Кто это тут кашляет?

Ковер: (голос за дверью) Это я, ковер!

– Надо же, он еще и говорящий!

Ковер: Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я ковер-самолет!

Воспитатель. Ребята, у меня идея! Давайте попросим ковер-самолет помочь нам совершить небольшое путешествие! Ковер-самолет помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковер: Конечно, помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель. Посмотрите, ребята, родной наш поселок Инжавино, наша маленькая Родина, осталась позади. Вокруг начались поля, леса, речка. Но это тоже наша Родина, наш роднойТамбовский край! Посмотрите вниз, под нами протекает река Ворона, а вон там, смотрите, стоит цапля, а давайте мы сейчас приземлимся и поиграем немного сней.

Приземляются.

Физминутка. Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Воспитатель. Весело нам, но пора лететь дальше, дальше по нашей Родине! (Садятся на ковер летят дальше). Посмотрите, уже остались позади поля и река. Наш Тамбовский край остался позади – это наша малая Родина!

Посмотрите вниз, мы пролетаем над лесом где растут различные деревья:стойные сосны, могучие дубы а вот и белые, кудрявые березы. Родные наши березки, спустимся к ним поближе (спускаются). Какие они стройные и красивые, а давайте, превратимся с вами в высокие березки. Вот ветерок качает наши веточки. А над нами – небо! Да, какое чистое, голубое родное! Да,какоебольшое, как наша с вами Родина – Россия! Понравилось вам быть березками? Хорошо тут, красиво, но хочется домой, где остались наши близкие, где находится наш дом, детский сад, друзья, игрушки и все что так дорого и близко. Летим обратно!

Воспитатель. Вот мы и дома в нашем родном детском саду «Берёзка», в нашей родной группе! Спасибо тебе ковер-самолет! Ты помог нам увидеть нашу Родину. Маленькая Родина – поселок Инжавино, малая – Тамбовский край, и большая – Россия!

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Скажите, теперь вы поняли, что такое Родина? И, что «родная», можно говорить не только о маме, но и своей маленькой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»

      Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работ...

Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой родине.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наше славное ...

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: « Эхо войны в моей семье» (домашнее задание по ГМО СКР)

Содержание образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС ДО должно обеспечивать познавательное развитие детей, которое предполагает наряду с другими задачами формирование первичных п...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Есть такая профессия Родину защищать»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Есть такая профессия Родину защищать»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....