Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (2019 г.)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бурина Светлана Валерьевна

 Цельформирование лексико-грамматических средств языка.

Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказывает стимулирующее действие на развитие ребенка. Снимается официальная атмосфера, чувство скованности, идет обучающее общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_v_osenniy_les.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Элитовский детский сад «Колосок»

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в осенний лес»

Воспитатель

Бурина Светлана Валерьевна

2019 год

п. Элита


Конспект занятия по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Обучающие задачи.

- расширять и активизировать словарь детей;

- учить детей согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода в падеже;

- закреплять способы словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и окончаний множественного числа существительных;

- закреплять навык образования притяжательных прилагательных, учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе;

- учить детей решать противоречия.

Развивающие задачи.

- развивать речь, слуховое внимание и память.

Воспитательные задачи.

- воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа.

Беседа об осени, чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, картин с изображением осени; рассматривание деревьев (тополь, береза, рябина, клен) на прогулке; рассматривание сюжетных картинок с изображением птиц, животных; загадывание загадок об осени, птицах, животных.

Оборудование.

Игрушка «Гномик»; изображение несуществующего животного. Силуэты листьев деревьев (дуба, тополя, клена, березы, рябины, калины и другие); изображение дерева с ветками различных деревьев. Предметные картинки с изображением животных и птиц (домашних и диких); дидактическая игра «Чей детеныш». Силуэты листьев деревьев с изображением контура лисы на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка.

Рефлексивная деятельность.

На занятии создается положительный эмоциональный фон с доверительной обстановкой, диалоговый обмен ценностями.

Дети включаются в процессы оценивания и высказывают свое мнение, оценивая свою деятельность и деятельность всей группы.

Организационный момент.

Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте.

Несет она урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается сосен и елок. Кто это?

Дети. Осень.

Ход занятия.

Воспитатель. Правильно, это осень. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу. Но чтобы попасть в осенний лес мы должны произнести волшебные слова «Раз, два, три в осенний лес попади». Давайте закроем глаза, и все вместе скажем волшебные слова.

Дети. «Раз, два, три в осенний лес попади».

Воспитатель. Вот мы с вами и в осеннем лесу. Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета в лесу сейчас больше всего.

Дети. Желтого.

Воспитатель. Что сейчас желтое?

Дети. Желтые листья на деревьях, желтая трава, желтые листья лежат под деревьями.

Воспитатель. Это время года называют золотым. Как вы думаете почему?

Дети. Желтые листья похожи на золотые монетки.

Воспитатель. Скажите, осень – это хорошо или плохо?

Дети. Осенью хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами шуршат. Осенью хорошо, все нарядное, желтое. Осенью хорошо, потому что много овощей и фруктов и т.д.

Осенью плохо, потому что идут дожди и много грязи под ногами. На улице нельзя много играть, надо надевать теплые одежды и т.д.

Воспитатель. Значит осень – это хорошо и плохо одновременно.

Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю. Как называется это явление?

 Дети. Листопад.

Воспитатель. Слово листопад состоит из двух частей. Назовите мне их.

Дети. Лист и пад.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. Возьмите тот лист, который вам нравится больше всего. У меня лист клена, он называется кленовый лист. А у тебя какой? Назови.

Дети. У меня дубовый лист (рябиновый, березовый, тополиный).

Воспитатель. А знаете ли вы, с каких деревьев упали ваши листья? Мой лист упал с клена, а у тебя?

Дети. С дуба, с рябины, с тополя.

Воспитатель. Посмотрите, какое чудо-дерево выросло на поляне. Посмотрите внимательно и назовите, ветки, каких деревьев на нем растут. Это ветка клена. А это?

Дети. Это ветка дуба (рябины, тополя, березы).

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые в нем живут?

Дети. Лесник.

Работа в подгруппах.

Воспитатель. Выберите тех животных, о которых заботится лесник. (Дети отбирают животных). О ком заботится лесник?

Дети. О лисах (о медведях, о кабанах…).

Воспитатель. А теперь отберите птиц, о которых заботится лесник. (Дети отбирают животных). О ком заботится лесник?

Дети. О дятлах (о совах, о кукушках…).

Воспитатель. Мы с вами долго гуляли по лесу, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Дети выполняют упражнения для

пальчиков «Дождик».

Желтые, красные листья

В воздухе вьются, летят.

Кружатся с поднятыми руками.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Выполняют упражнение для пальчиков «Птичка».

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

бегают по кругу на носочках, помахивая отведенными назад руками, словно крыльями.

Т.Волгина

Воспитатель. А теперь продолжим наше путешествие. Встаньте парами, кто с кем сидит и пройдите за столы.

Дети под музыку садятся на свои места.

Слышится плач.

Воспитатель. Послушайте, что-то случилось в лесу. Кто-то плачет. (Появляется гномик). Здравствуй, гномик! Что у тебя произошло? Почему ты плачешь?

Гномик. Белоснежка дала мне задание найти слова, которые живут в теремках. Искал, я их, искал, даже в лес пошел. Заблудился, но не нашел ни одного слова! Где еще искать, не знаю.

Воспитатель. Не расстраивайся Гномик, дети тебе помогут.

Дети помогают подобрать Гномику слова-родственники к словам: лес, лиса, береза, яблоко, гриб, лист.

Гномик. Спасибо, ребята! Побегу, пока не забыл, к Белоснежке. А за то, что вы мне помогли, я подарю вам зверя, которого я нарисовал.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что же нам подарил Гномик. Посмотрите! Это необычный зверь! Это чудо-зверь! Бывают такие звери в природе?

Дети. Нет!

Воспитатель. Догадайтесь, каких животных хотел нарисовать Гномик?  

Дети. Зайца. У этого животного заячьи уши.

Волка. У этого животного волчий хвост.

Лису. У этого животного лисья морда.

Медведя. У этого животного медвежьи лапы.

Белку. У этого животного беличье туловище.        

Воспитатель. Продолжим наше путешествие. У вас на столе лежат карточки, переверните их. Посмотрите внимательно на картинки. Придумайте предложения, используя названия птиц и их птенцов. Первой задание буду выполнять я:

Аист с аистятами сидят в гнезде.

Дети.  Грач с грачатами ходят по полю.

Журавли с журавлятами ловят лягушек.

Соловей с соловьятами поют песни.

Стриж со стрижатами сидят на проводах.

Лебедь с лебедятами плывут по озеру.

Воспитатель. Наше путешествие по осеннему лесу заканчивается. И нам нужно возвращаться в детский сад.  Чтобы попасть обратно в детский сад мы должны произнести волшебные слова «Раз, два, три в детский сад попади». Давайте закроем глаза и все вместе скажем волшебные слова.

 Дети. «Раз, два, три в детский сад попади».

Воспитатель. Открывайте глаза. Вот мы с вами и опять в детском саду. Скажите мне, пожалуйста, где вы сегодня побывали? Что вы делали?

У вас на столах лежат листочки, на которых нарисован контур лисы. У вас есть карандаши. Я предлагаю вам раскрасить лису, но не просто в рыжий цвет. Подумайте, понравилось ли лисе, как вы работали на занятии. Если вам кажется, что лисе понравилось, то раскрасьте рисунок рыжим цветом. А если лисе не понравилось, как вы работали, то раскрасьте рисунок синим цветом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Вы очень высоко оценили свои успехи. А что же вам запомнилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Уж небо осенью дышало…»

Учить детей откликаться на поэтичность стихотворных строк А. С. Пушкина...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"

Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".

Конспект  содержит методические  разработки по реалиизации  модуля речевое развитие детей старшего дошкольного  возраста с ТНР....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...