«Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Мордвинкова Екатерина Олеговна

Младший дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.Фольклорное народное творчество служит одним из важных источников речевого развития малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».

         Младший дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития, речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей в раннем дошкольном возрасте. Из – за нарушения речи, как показали исследования А.Н. Гвоздева, у детей страдает интеллект. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.

Еще в конце прошлого века, в нашу жизнь начала вливаться огромная волна заимствованных слов и терминов из иностранных языков. Все чаще, мы используем иностранные слова, и маленькие дети имеют колоссальную возможность повторять за нами, запоминать, и уже с раннего детства пользоваться «интересным» словарем. Взрослые часто неправильно реагируют на заимствование таких слов ребенком, а это угрожает языку, а значит и культуре, воспитанию и образованию подрастающего поколения.

 Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В ходе работы  хотелось бы доказать, что детский фольклор оказывает неоценимую помощь в формировании словаря родной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В последние годы много детей с речевыми нарушениями, и все больше практически неговорящих детей . Дети с речевыми нарушениями, особенно в тяжелой форме, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В этом случае у них ограничено общение с окружающими. Несмотря на то, что большинство детей с речевыми нарушениями способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могут полноценно общаться с другими людьми. Дети с нарушениями речи неуютно чувствуют себя в коллективе, они редко принимают участие в общих играх со сверстниками. В таких условиях положительное влияние общения на развитие детей с нарушениями речи оказывается минимальным. В результате недоразвития речи у таких детей наблюдается интеллектуальное отставание.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про Курочку Рябу, Козу-дерезу, Репку, Серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» и т.п.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Л.Н. Павловой, кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.   

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок.  Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), Выражения «красна девица»; «ясный сокол»; «конь – огонь»; «встань передо мной, как лист перед травой» и тому подобное, дети часто используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.  

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они, как отмечает Н. М. Урсу, начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".  

Практика показывает: для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с использованием фольклора. Анализ статей периодической педагогической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др.) показывает, что воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька...»  (см. приложение 2).  

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Уже в раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Малые фольклорные формы педагоги применяют для речевого развития детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания в ДОО: режимные моменты (игры, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и потешек, прогулки); образовательный процесс (НОД, свободная деятельность, трудовая деятельность, досуги и развлечения,

беседы).

Использование средств фольклора помогает воспитателю решить разные речевые задачи, такие как

  • развитие словаря ребенка
  • формирование грамматического строя речи
  • освоение норм звуковой культуры речи (ЗКР).

В дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Задача педагога при изучении фольклора - прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. При обучении необходимо опираться на такие принципы работы:

  • тщательный отбор материала, обусловленный возрастными возможностями детей;
  • интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;
  • активное включение детей в повседневную деятельность;
  • максимальное использование развивающего потенциала малых форм Фольклора в создании речевой среды.

 Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок – формирование у детей умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает формирование способности не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.  

Цель сказки заключена в словах: «в сказке - ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

 Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, - в сказке «Теремок» дети младшего возраста отмечают героев плохими, хорошими. Дети старшего возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных.

 Так через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов. О традициях дают нам понятие и народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные.

 Например, колыбельные, которые поются мамой, бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные времена называлась «люлька, зыбка». Дети вспоминают свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей, но и напевали им песни.

 Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.

Пестушки, песенки, потешки - для того, чтобы потешить, развеселить, задобрить. Они отличаются особой добротой, произносятся нежно, ласково. Часто дети - совсем маленькие - играли с игрушками, и мамы забавляли детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать, есть.

Пестушки, песенки - это игры с пальцами, ручками, ножками. Развивается не только речь, но и мелкая моторика.

Заклички, приговорки - дают возможность узнать о явлениях природы, через заклички и приговорки народ обращался к явлениям природы.

 Народные песенки, частушки, пестушки, заклички представляют речевой материал для обучения и формирования грамматического строя речи, детей обучали образовывать однокоренные слова, формировали словесное творчество детей.

 Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, формирующий умение передавать особенности действий персонажей.

 Использование малых форм фольклора вносит ощущение «живинки» в занятие, они заставляют взглянуть на те или иные предметы по- новому, увидеть необычное, интересное. Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции. А заклички приглашают детей поиграть в игры. Использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.

По словам, И. Г. Чуевой, З. М. Сасиной, использование малых форм народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, в конкурсах и развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к устному народному творчеству.

Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя.  Приобщение ребёнка к ним начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

 Фольклор является средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Консультация для педагогов. Дидактические игры   способствуют расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления...

Дидактические игры, как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста

   Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей.Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространств...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....