Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей офтальмологической группы «Пересказ описательных рассказов с использованием мнемотаблиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Елена Геннадиевна

Конспект был использован с целью закрепления умения детей пользоваться мнемотаблицами при пересказывании описательных рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №6 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская, д. 36, тел.: (8-496) 540-50-88,

факс: (8-496) 540-50-88, электронная почта: shkolasad_6@mail.ru

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию

для детей старшей офтальмологической группы

«Пересказ описательных рассказов

с использованием мнемотаблиц»

     

Подготовила и провела               воспитатель

Павлова Е.Г.

Февраль, 2020 год

Цель 

Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при пересказе описательных рассказов.

Задачи
Образовательные

  • формировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

Развивающие 

  • Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать;
  • учить делать выводы, обобщать высказанное.

Речевые 

  • Развивать связную речь,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • формировать грамматически правильную речь,
  • совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

Воспитательные

  • Воспитывать умение не перебивать товарищей,
  • воспитывать умение слушать других,
  • применять все приобретенные навыки в построении связной речи.

Демонстрационный материал: 

  • игрушка бегемот,
  • мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень»;
  • комочек снега (из ваты),
  • запись шума вьюги,
  • игрушка солнышко.

Предварительная работа:

  • д\и «Какой, какая, какие?» (описание времен года), «Найди лишнее» и др.;
  • чтение произведений по темам;
  • беседы и просмотр презентаций.

Ход ОД 

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел этот милый бегемот. Он мне сказал, что его зовут Бодя. Он живёт в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Бодя хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

- Ну что, ребята, расскажем Боде о временах года, чем они отличаются друг от друга.

-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, Сергей загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(
осень)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Познакомим Бодю с осенью – самым красочным временем года, по нашей таблице.

  • Осенью солнце светит мало и греет слабо.
  • Небо затянуто серыми тучами, моросит дождь.
  • Листья на деревьях покраснели и пожелтели.
  • Часто дует сильный ветер, начинается листопад.
  • Люди одеваются теплее, потому что становится холоднее.
  • В садах, на полях и огородах собирают урожай.
  • Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель. Кто расскажет про осень по таблице?

Рассказ детей про осень по таблице.

Воспитатель. Что делают звери осенью? (готовятся к зиме) 

- Как готовится к зиме белка?

- Как готовиться к зиме заяц? 

- Как готовится к зиме медведь?

- Как готовятся к зиме птицы?

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Найди пару».

На столе разложены картинки зверей и их домики. Дети должны составить пары и объяснить свой выбор.

Воспитатель. У каждого животного есть свой дом. Вот и составьте пару: животное-дом.

Белка-дупло, лиса-нора, медведь-берлога, волк-логово, барсук-нора птица-гнездо.

Звучит в записи шум ветра, вьюги. 

- Что это ребята? (Это звук вьюги.)

- На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у)

- Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса). 

- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

Воспитатель. Маша, загадай свою загадку ребятам.

Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(
зима)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

После игры дети возвращаются к стульям.

Воспитатель. Составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

  • Зимой солнце светит, но не греет.
  • Падает белый пушистый снег.
  • Бывают сильные морозы.
  • Люди надевают теплую зимнюю одежду.
  • В лесу, в берлоге спит медведь. Заснул до весны и ёжик.
  • Птицы перебираются ближе к жилью человека, чтобы их подкармливали.
  • Дети катаются на лыжах, санках и коньках.

Затем предлагаю одному-двум желающим детям составить рассказ при помощи таблицы. 

Физкультурная минутка

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Солнце вышло из-за тучки, 

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки.

Воспитатель. А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать нашему гостю про солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно. 

- Солнце желтое, как (одуванчик, лимон …)

- Солнце круглое, как (мячик, шарик …)

- Солнце ласковое, как (мама, бабушка …)

- Солнце теплое, как (печка, рукавичка …)

- Солнце яркое, как (фонарик, лампочка …)

- Солнце жаркое, как (костер, огонь …)

Воспитатель. Семён, загадай свою загадку ребятам.

Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
 
Наступает непогода-
Это к нам идет …(
весна)

Воспитатель. Познакомим Бодю с весной, временем, когда вся природа просыпается. Проходите к стульям.

Дети садятся на стулья.

  • Весной солнышко начинает пригревать, дни становятся длиннее.
  • Снег тает, появляются проталины, бегут ручьи, по которым можно пускать кораблики.
  • Лёд трескается, тает – начинается ледоход.
  • На деревьях набухают почки, просыпаются насекомые, животные.
  • Возвращаются перелётные птицы.
  • Люди снимают теплую одежду.

Желающий ребенок рассказывает по мнемокарточкам про весну. 

Игра «Назови наоборот» 

Летом жарко, а осенью …(холодно)

Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)

Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Воспитатель. 

  • Ребята, с чем мы познакомили нашего гостя?
  • Сколько всего времен года?
  • С какого времени года начинается новый год?
  • Назовите соседей лета. 
  • Что было трудного сегодня?
  • Что запомнилось и понравилось.

Воспитатель. Нашему гостю пора домой возвращаться. Его там ждут друзья, которым он непременно расскажет то, о чём узнал сегодня. А на прощанье Бодя принес вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект мероприятия по познавательно-речевому развитию для детей старшего возраста «Остров сокровищ»

Цель: Создание психолого-педагогических условий для закрепления математических знаний, умений и навыков старших дошкольников.Задачи:*Образовательные: 1. Закрепляем навыки конструирования.2....

Конспект НОД по познавательно речевому развитию для детей 1 младшей группы на тему "Снежинка у нас в гостях"

Конспект в игровой форме разработан для детей первой младшей группы с применением мультимедийного оснащения....

Конспект ООД по познавательно – речевому развитию для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»

Конспект ООД  по познавательно – речевому развитию  для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»...

Конспект НОД По познавательно речевому развитию для детей старшего возраста « Государыня печь»

Цель: Воспитание патриотизма, лучших нравственных качеству детей через  приобщение их к русской традиционной культуре.ПознаниеПродолжать знакомить детей с жизнью и бытом русского народа, проявлят...