Конспект НОД "Проделки Снежной королевы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Проделки Снежной королевы" для группы детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnaya_koroleva_.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад «Золотой петушок» с. Бутырки

январь 2020

Конспект НОД

«Проделки Снежной королевы»

Воспитатель И.А.Хлебникова

Программа Н.Е Вераксы «От рождения до школы»

Возрастная группа: старший возраст.

Тема НОД: «Проделки Снежной королевы». Речевое развитие.

Цель: создать условия для активизации и обогащения активного словаря по теме «Зима».

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение правильно, последовательно пересказывать текст при помощи приема «мнемотехники».
  2. Упражнять в образовании однокоренных слов (образование прилагательных от существительных); слов с противоположным значением (антонимов). 
  3. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
  4. Упражнять детей в умении называть предметы, выделять их действия предметов.
  5. Продолжать знакомить с понятием «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  6. Закрепить понятия «натуральный, естественный» и «искусственный».
  7. Совершенствовать речь как средство общения.
  8. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности, воображение, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  2. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
  3. Развивать у детей умение выделять главное, существенное  в изученном материале, сравнить, обобщить изученные факты.
  4. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Воспитательные:

  1. Привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра); воспитывать стремление оказывать помощь сверстникам, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх, инициативность.
  2. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и добавлять их.
  3. Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Формы реализации детских видов деятельности: составление рассказа, пересказ, обсуждение, отгадывание загадок, динамическая пауза, дидактические игры, решение игровой ситуации, опытно-экспериментальная деятельность.

Оборудование:

  • технические средства: ноутбук;
  • демонстрационный материал: аудиообращение Снежной королевы, игрушечная елка, 9 снежинок, 9  мнемокартинок по тексту рассказа о зиме, коробочка от таблеток, 4 иллюстрации (зима, лед, снежинки, метель), книга, мяч, кукла, комнатный цветок в горшке, утюг-игрушка, иллюстрации диких животных, игровые карточки из серии «движение», игровые карточки из серии «материал», игровые карточки из серии «звуки», игровые карточки из сери «запах», глобус, снежок из ткани, магниты, магнитная доска, 3 мольберта, цветная схема «синквейна»;
  • раздаточный материал: искусственный снег для опытов на каждого ребёнка, стакан с водой на каждого ребёнка, чайная ложка на каждого ребенка. Салфетка на каждого ребёнка, емкость для смешивания воды и сыпучего материала для изготовления снега.

Предварительная работа:

Разучивание упражнения «Запоминает наша голова», разучивание динамической паузы «Зимний лес», беседа с детьми о зиме, наблюдения за погодой на прогулке, опыты со снегом, рассматривание иллюстраций и фото зимней природы, чтение стихов и сказок о зиме.

Ход НОД:

I. Вступительная часть. (Мотивация).

Дети входят в зал, останавливаются в середине помещения, образуют круг.

Воспитатель говорит, что хочет пригласить ребят в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться. Предлагает встать посвободнее и настроиться на путешествие. Дети встают в круг.

Психогимнастика  «Запоминает наша голова»

Запоминает наша голова                        (руки к вискам, качаем головой)

Важные поступки, умные слова.                        

Слушаем внимательно,                         (ладошки за уши)

Смотрим обязательно,                         («бинокль»)

Друг друга не перебиваем,                         (грозим пальчиком)

Для ответа руку поднимаем,                (руку поднять для ответа)

Знаний много получаем.                (сжимание и разжимание пальцев рук)

Воспитатель спрашивает,  какое сейчас время года? (зима) Значит путешествие будет ?.. (зимнее) Воспитатель говорит, что хотел начать путешествие с рассказа о зиме по картинкам-символам: приготовила их, положила на стол, но они куда-то исчезли.

Дети и воспитатель слышат звук ветра. Слышат аудиообращение от Снежной королевы.

«Наконец пришла зима, а вместе с ней пришла я – Снежная королева. Это я заморозила картинки-символы  и превратила их в снежинки. Снежинки разлетелись по всей группе. Чтобы их разморозить, нужно выполнить мои задания. Снежинок всего 9, найдете их с помощью подсказок. Картинки разморозите, получите рассказ о зиме».

Воспитатель спрашивает:

  • Кто с нами разговаривает? (Снежная королева). 
  • Что сделала Снежная королева? (заморозила картинки и превратила их в снежинки). 
  • Как узнать, где лежат снежинки? (По подсказке).
  • Как разморозить картинки? (Выполнить задание). 

Спрашивает, согласны ли они выполнять задания Снежной королевы, разморозить картинки,  составить рассказ о зиме? Дети соглашаются выполнять задания Снежной королевы.  Воспитатель предлагает ребятам отгадать 1-ю загадку и найти снежинку.

 Снежная королева: «Вот первая подсказка:

Колкую, зелёную срубили топором.

Колкую, зелёную принесли  к нам в дом. (Ёлка)»

II. Основная часть.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово»

Дети отгадывают загадку, предполагают, что снежинка находится около елки. Идут к елке и находят снежинку. Воспитатель снимает снежинку, читает предложение:

 «ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОКРЫТА СНЕГОМ». Воспитатель говорит, что для того, чтобы разморозить картинку, нужно описать зиму, рассказать, какая она бывает.

- Если я говорю

  • МОРОЗ, вы говорите МОРОЗНАЯ
  • Я говорю СОЛНЦЕ, а вы - СОЛНЕЧНАЯ
  • ХОЛОД - ХОЛОДНАЯ
  • ВЕТЕР - ВЕТРЕННАЯ
  • ВЬЮГА - ВЬЮЖНАЯ
  • СТУЖА - СТУДЕНАЯ
  • ЛЕД - ЛЕДЯНАЯ
  • СКРИП - СКРИПУЧАЯ
  • СНЕГ - СНЕЖНАЯ.

Воспитатель говорит, что задание ребята выполнили. Предлагает разморозить картинку. Воспитатель разворачивает лист с рисунком. На нем изображены «3 снежинки». Воспитатель еще раз произносит предложение «Вся земля покрыта снегом». Предлагает одному из детей закрепить рисунок на доске с помощью магнитов. Из развернутого листа выпадает следующая подсказка.

  1. Дидактическая игра «Какая? Какой?»

 Воспитатель говорит, что первая картинка готова. Предлагает поискать следующую снежинку. Читает загадку, дети отгадывают.

Чтоб здоровы стали детки

Назначает врач…(таблетки)

 Воспитатель предлагает разморозить следующую. «СОЛНЫШКО РЕДКО ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ-ЗА ТУЧ».

Задание: Нужно к картинкам подобрать слова, обозначающие признаки предмета. На какой вопрос отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какие?) (Работа в парах. Паре детей дают иллюстрацию. После выполнения задания картинка крепится на мольберт).

Вопросы:

  • Зима какая?
  • Лёд какой?
  • Снежинки какие?
  • Метель какая?

После ответов воспитатель разворачивает лист с рисунком. На нем изображены «Тучка с солнышком». Воспитатель еще раз произносит предложение «Солнышко редко выглядывает из-за туч». Закрепляют рисунок на доске. Из развернутого листа выпадает следующая подсказка. 

Языка нет, а рассказывает? (книга)

  1. Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель читает загадку. Дети предполагают, что это книга. Идут искать снежинку в игровой уголок «Библиотека», находит снежинку. Воспитатель говорит, что здесь заморожено предложение «РЕКИ И ОЗЁРА СКОВАНЫ ЛЬДОМ». В предложение нужно добавить слова, обозначающие действие предмета. Спрашивает, на какой вопрос отвечают слова, обозначающие действие предмета? (Что делает?) 

Вопросы:

  • Зимнее солнце что делает?
  • Пушистый снег на землю что делает?
  • Легкие снежинки в воздухе что делают?
  • Дети зимой на улице что делают?

Воспитатель говорит, что картинка разморозилась. На рисунке изображена «Река». Воспитатель еще раз произносит предложение «Реки и озёра скованы льдом». Предлагает закрепить рисунок на доске. Следующая подсказка.

Стукнешь об стенку – а я отскачу,

Бросишь на землю – а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу. (мяч)

  1. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель читает загадку. Дети предполагают, что это мяч, находят около него снежинку. Воспитатель читает замороженное предложение «ДУЕТ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР».

Задание: Чтобы разморозить это предложение – нужно поиграть в игру «Скажи наоборот». Объясняет правила игры: воспитатель называет слово, дети называют слово с противоположным значением.

Слова: зимний, холодный, твердый, северный, большой, чистый, тёмный, высокий, лёгкий, сильный, сухой.

Воспитатель размораживает картинку. Еще раз произносит предложение «Дует холодный ветер». Предлагает одному из детей закрепить рисунок на доске с помощью магнитов. Из развернутого листа выпадает следующая подсказка.

Я хорошая игрушка –
Каждой девушке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.   (Кукла)

5. Воспитатель читает загадку. Дети предполагают, что это кукла, находят около неё снежинку. «ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ БЕЗ ЛИСТЬЕВ». Предлагает отправиться гулять в лес. Динамическая пауза.

Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад)

Разный зверь живёт  здесь. (повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка, (прыгаем)

Там синичек села стайка, (машем руками, как крыльями)

Здесь лисичка за кустом, (приседаем, ладошка «козырьком», смотрят по сторонам)

Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

Воспитатель спрашивает, как называется лес, в котором растут одни берёзы – берёзовый?

  • Одни ели? Сосны? Клены? Дубы? Рябины? Каштаны? Липы?  Ивы?

Воспитатель разворачивает лист с рисунком. На нем изображены «Деревья». Закрепляют  рисунок на доске. Следующая подсказка.

Очищают воздух

Создают уют,

На окнах зеленеют

Круглый год цветут.  (Цветы).

  1. Д/и «Доскажи словечко»

Дети отгадывают загадку, находят около нее снежинку с замороженным предложением «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ НА ЮГ». Говорит, что Снежная королева предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

  • Тихи, тихо, как во сне падает на землю…снег.
  • С неба все летят пушинки серебристые…снежинки.
  • На деревья на лужок тихо падает…снежок.
  • Вот веселье для ребят: все сильнее… снегопад.
  • Все бегут вперегонки, все хотят играть в…снежки.
  • Словно в белый пуховик нарядился…снеговик.
  • Рядом снежная фигурка. Это девочка…снегурка.
  • На снегу-то посмотри: с красной грудкой…снегири.

Воспитатель говорит, что с этим заданием они справились. Разворачивает лист с рисунком. На нем изображены «Птичий клин». Воспитатель еще раз произносит предложение «Перелетные птицы улетели на юг». Предлагает одному из детей закрепить рисунок на доске с помощью магнитов. Из развернутого листа выпадает следующая подсказка.

Несите рубашку, несите платок,

Их славно разгладит мой славный каток.   (Утюг)

  1. ТРИЗ.

Воспитатель читает загадку. Дети предполагают, что это утюг, находят около него снежинку, воспитатель читает предложение: «ЖИВОТНЫЕ СПРЯТАЛИСЬ ОТ ХОЛОДА»  (работа группами). Воспитатель говорит, что Снежная королева предлагает придумать сказочное животное, которое не боится холода. Нужно объединить два названия животных так, чтобы получилось одно новое слово. Например: «зеброкодил». Воспитатель спрашивает о вариантах, которые получились у детей?

- Спрашивает, как будет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение», например: мяч.) - Чем это хорошо?  

- Из какого он материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», например: деревянная ложка). - Чем это хорошо?  

- Какие звуки он издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки». Например: выбрал гудок). - Чем это хорошо?  

- Как он пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах». Например: яблоком).  - Чем это хорошо?

- А чем это плохо?

Дети предлагают варианты. Картинка разморозилась. На рисунке изображена «Белка». Воспитатель еще раз произносит предложение «Животные спрятались от холода». Закрепляет рисунок на доске. Следующая подсказка.

Я держу в ладонях страны, 
Горы, реки, океаны. 
Догадались, в чем тут фокус? 
Просто взял я в руки... (глобус)

  1.  Воспитатель читает загадку. Дети предполагают, что это глобус, находят около него снежинку, воспитатель читает предложение: «ЛЮДИ ОДЕЛИ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ».

Задание: Назвать, какие теплые вещи мы надеваем на прогулку. Когда картинка разморозилась, разворачивает лист с рисунком. На нем изображены «Шарф, шапка, перчатки». Воспитатель еще раз произносит предложение «Люди одели теплую одежду». Предлагает одному из детей закрепить рисунок на доске с помощью магнитов. Из развернутого листа выпадает следующая подсказка. 

Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег)

  1. Опыт по изготовлению снега своими руками.

Дети предполагают, что это снег, говорят, что в группе нет снега. Воспитатель предлагает сделать снег своими руками и разморозить последнее предложение. Дети подходят к столам, где подготовлено все для опыта по изготовлению искусственного снега. После выполнения опыта, воспитатель беседует о качестве искусственного снега, о различии его с настоящим.

  • Воспитатель просит описать снег, который дети сделали своими руками.
  • Спрашивает, чем он отличается от настоящего снега?
  • Объясняет, что предметы, которые сделаны «руками природы», называются «натуральными, естественными». Такие же предметы, которые изготовлены руками человека, называются «искусственными».

Воспитатель говорит, что ребята сделали снег, и размораживает картинку, читает предложение: «ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ». Воспитатель еще раз произносит предложение «Дети катаются на санках, лыжах и коньках».

  1. Рассказ по мнемодорожке.

Воспитатель говорит, что все картинки разморожены. Схемы готовы. Теперь мы можем рассказать рассказ о зиме по картинкам. Предлагает присесть на стулья. Воспитатель предлагает послушать рассказ о зиме от начала и до конца. Рассказывает весь рассказ с опорой на мнемодорожку.

«Вся земля покрыта снегом. Солнышко редко выглядывает из-за туч. Реки и озёра скованы льдом. Дует холодный ветер. Деревья стоят без листьев. Перелетные птицы улетели на юг. Животные спрятались от холода. Люди одели теплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках».

Воспитатель спрашивает детей, кто желает рассказать рассказ от начала до конца (2-3 ребёнка).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель хвалит ребят за то, что они справились со всеми заданиями Снежной королевы. Предлагает вспомнить с помощью схемы «Синквейн», чем они сегодня занимались.

- Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (путешествие).

- Путешествие было каким? Какие 2 слова вы можете назвать? (увлекательное, интересное).

- Что мы делали в путешествии? Какие 3 слова действия вы назовете? (Фантазировали, отгадывали, придумывали).

- Давайте составим предложение о нашем путешествии. (Вся земля покрыта снегом).

- Скажите свое мнение о путешествии одним словом. (понравилось)

Воспитатель говорит, что сегодня они говорили о зиме и том какая она. Благодарит ребят за интересную игру. Игра окончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект Замок снежной королевы

Итегрированное занятие в старше-подготовительной группе...

Конспект занятия "Снежная Королева"

Конспект итогового занятия "Снежная Королева" в рамках проекта " Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена" для детей старшего дошкольного возраста....

конспект "Проделки снежной королевы"

Новогодний праздник с участием родителей....

Новогодний утренник «Снежная Королева» Новогодний утренник «Снежная Королева»

Педагог дополнительного образования Плотникова О.Л.НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИКПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»(старшая и средняя группы)В зале приглушенный свет. На сцене ёлка, камин, кресло, сто...

«Снежная королева» Снежная королева Вариация сказки Г. Х. Андерсена

laquo;Снежная королева»Конец формыСнежная королеваВариация сказки Г. Х. Андерсена...