"Саас". Кыра белех оголоругар дьайымал
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Попова Наталья Владимировна

Составление рассказа по мнемосхемам (технологическая карта НОД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - Детский сад  №89 «Парус» городского округа «город Якутск»

677027, г. Якутск, ул. Октябрьская 28/1 тел: 35-16-22, 35-16-28

Технологическая карта НОД по речевому развитию в младшей якутоязычной группе «Күнчээн»

Разработала:

Попова Н.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Якутск 2020

Образовательные области: Речевое развитие

Интеграция видов деятельности: игра, общение.

Тема недели: Весна (продолжение).

Тема занятия: Составление рассказа по картине с помощью мнемосхем «Весна». 

Вид занятия: Обучение связной речи (составление рассказа).

Цель: Формирование  умения составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;

- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие:

- развивать связную речь, умение подбирать слова действия и слова-признаки;

- развивать словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3. Воспитательные: 

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками,

-  воспитывать заботливое отношение и любовь к природе;

-  формировать умение работать в коллективе;

-  создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Планируемый результат: знает и называет характерные признаки весны; использует в речи слова сүүрүк, сардаҥа (күн сардаҥата), муус чопчу, харалдьык;  владеет первыми навыками составления рассказа по мнемосхемам, дружелюбен со сверстниками.

Активизация словаря: саас, ньургуьун, чалбах.

Новые слова: сүүрүк, сардаҥа (күн сардаҥата), муус чопчу, харалдьык.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдения, чтение произведений художественной литературы о весне.

Оборудование: магнитофон, проектор, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, изображения весны, солнца, подснежника, ручейка, проталины, игрушка пингвин, мяч, указка-сосулька.

Демонстрационный материал:  изображения солнца, весны, ручейка, проталины и подснежника; мнемосхемы.

Раздаточный материал: желтые кружочки – 1 шт. на 2 детей, прищепки.

                                                       


Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Организационный момент

Эмоционально-психологический настрой, сконцентрировать внимание детей упражнением «Запомни слова»; введение новых слов.

- Оҕолоор, көруҥ эрэ, бүгун биһиэхэ ыалдьыттар кэлбиттэр, кинилэр эһиги хайдах курдук билиилээх, үчүгэй оҕолор буоларгытын көрө кэллилэр, дорооболоһуоххайын эрэ!

- Билигин бэйэ-бэйэбитигэр мичээрбитин бэлэхтиэххэйин, саҥа күнү уруйдуоххайын!

- Бүгүн мин эһигини кытта оонньуохпун баҕарабын. Оонньуубут аата «Болҕойон иһит» диэн. Мин эһиэхэ 5 тылы этэбин, ону эһиги болҕойон истиэхтээххит уонна миэхэ этиэхтээххит. (саас, күн, сүүрүк, ньургуһун, харалдьык).

- Болҕомтолоох да эбиккит! Тыллары барытын өйдөөн истибиккит, маладьыастар!

- Бу тыллар ханнык дьыл кэмигэр сыһыаннаахтарый?

Здороваются с гостями, играют в игру «Запомни слова»

5 мин.

2. Проблемная ситуация или мотивация

Загадывание загадки:

- Саас эһиэхэ тугу эрэ бэлэмнээбит. Билиэххитин баҕараҕыт дуо? Оччоҕуна таабырынна таайыҥ: түннүк нөҥүө сарайга тоҥмут уулаах мөһөөччүк ыйанан турар үһү (муус чопчу).

- Хайдах таайдыгыт?

- Бу баар муус чопчу! Ол эрэн кини боростой буолбатах, аптаах! Билигин кини кими эбит таарыйдаҕына, ол оҕо саас хайдаҕын этиэҕэ.

- Саас туһунан наһаа элбэҕи билэр эбиккит! Онтон сааһы кыһыны кытары булкуйуоххут суоҕа дуо? Бэрэбиэркэлиэххэйиҥ эрэ! Мин эһиэхэ кыһын бэлиэлэрин этиэм, онтон эһиги миэхэ төптөрү суолталаах тылы этиэхтээххит. Бу оонньуубутугар биһиэхэ саас өссө биир көмөлөһөөччүтүн – күн курдук өҥнөөх араҕас мээчиги ыыппыт. Мээчиги хаппыт оҕо эппиэттиир.

Кыһын барбыт – саас…

Кыһын тымныы – саас…

Кыһын күн сылыппат – саас…

Кыһын муус халыҥ – саас…

- Саамай сөп!

- Истиҥ эрэ оҕолор, ким эрэ ытыыр дии! Ханна ытыырый? Баран көрүөххэйиҥ эрэ!

- Кимий бу? Тоҕо ытыырын ыйытыахха.

Играют в игры, отвечают на вопросы.

Соглашаются помочь пингвину.

5 мин.

3. Совместная работа

- Пингвиҥҥэ көьөлөһөбүт дуо? Саас хайдах буоларын кэпсиэххэ, биһиги ноутбукпун онно көмө буолуоҕа.

- Бэртээхэй этиилэри оҥордугут!

Физминутка

Составляют предложения по мнемоквадратам (на проекторе)

5 мин.

4. Самостоятельная работа.

- Аны билигин оҥорбут этиилэрбитин туһанан таблицаларынан саас туһунан кыра кэпсээннэри оҥоруохпут.

Составляют рассказ по мнемосхемам.

5 мин.

5. Рефлексия

-  Тугу гынныбыт бүгүн?

- Тугу биллибит? (Ханнык саҥа тыллары биллибит?)

- Кимиэхэ көмөлөстүбүт?

- Хайдах  көмөлөстүбүт?

Отвечают на вопросы.

Прощаются с пингвином

3 мин.

 

 - Оҕолоор, саас кини туһунан наһаа үчүгэй кэпсээннэри оҥорбуккутун иһин үөрэн маннык  төгүрүктэри бэлэх биэрэр.

- Туохха майгыннырый?

- Күн курдук эрээри туга тиийбэтий?

- Күн сардаҥаларын оҥорон биэриэххэ!

Делают из прищепок лучики для солнышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аьа5ас дьарыктаныы 2 кыра белех о5олоругар

Аhа5ас дьарыктаныы 2 кыра белех о5олоругар. Темата: Фольклор кыра жанрдара.Сыала: О5олорго остуоруйа комотунэн фольклор кыра жанрдарын уорэтии. Норуот кэпсээнинэн  о5олорго учугэй санааны ти...