Педагогический проект "Речецветик"
проект по развитию речи (средняя группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechetsvetik.docx470.17 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Тёма\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200524_133817.jpg

Актуальность проблемы.

    Процесс речевого развития – одна из актуальных и сложнейших проблем современного общества. К сожалению, с одной стороны, сегодня развитию речи уделяется недостаточно внимания, как родителями, так и педагогами. Ссылаясь на занятость, взрослые очень мало времени отводят «живому» общению с ребенком, не всегда читают художественную литературу.

Статистика показывает, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    С другой стороны, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы, не могут изъяснять свои мысли четко и ясно, стесняются публичных выступлений.

    Изучив  вышеперечисленные проблемы развития речи дошкольников, возникла необходимость в решении данного вопроса.

    Процесс создания «Речецветика» основывался на принципы: интеграции познавательной и творческой активности детей, индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, системности и целостности: позволяет разработать четкую программу действий.

  Проблема:  В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5 летнего возраста.

Цель проекта: развивать речь, восприятие, зрительную координацию, а также расширять и активизировать словарь  детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы.

2. Развивать движения кистей и пальцев рук.

3. Способствовать развитию правильного речевого дыхания.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

       Учасники проекта:  дети, родители, учитель-логопед,  педагог  ДОУ.

       Вид проекта:  групповой, социальный, информационно-практический.

       Реализация проекта: долгосрочный .

Предполагаемый результат:

Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.

  •  Довести произношение звуков до нормы.
  •  Овладеть навыками правильного дыхания ( выдох длиннее, чем вдох)
  • Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.
  •  Развиты фонематические представления по возрасту.
  • Младшие дошкольники используют в общении выразительные средства родного языка (мимика, жесты, интонация).
  • Родители являются активными, заинтересованными партнёрами в вопросах речевого развития воспитанника.
  • Средства реализации задач:
  • Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.
  • -Пальчиковые игры.
  • - Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.
  • - Дыхательные упражнения ( картотека)
  • - Стишки, скороговорки для улучшения дикции
  • - Игры на развитие фонематического слуха
  • - практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Ход проекта:

  Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, развивать мышление, развитие внимания, формирование и развитие грамматического строя речи. В этом помогли такие формы работы, как систематизация по признаку, определение временных отношений, классификация предметных картинок, выкладывание из палочек и т.д.  

Социализация

Познание

1. Сюжетно-ролевые игры: упражнение «Тёрка», игра «Три медведя», упражнение «Одуванчики», Пальчиковая игра «Зайчики», Пальчиковая игра «Идет коза рогатая», Игра – ситуация «Что растёт на грядке?».

2.Дидактические игры: «Найди пару», «Какое слово самое длинное», «Сосчитай до пяти» « Что лишнее»..

1. Познавательные занятия: «Исправь ошибку» «Лабиринт».

2. Беседы: «Развиваем речь» , «Домашняя игротека»,« Играем дома».

3.Отгадывание загадок.

Дети  с удовольствием рассказывают выученные четверостишья , выполняют задания. Помощь в развитии у детей речи , оказывает художественные произведения. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты и заботы.

Чтение художественной литературы

1. Чтение стихотворений: «Кукла», «Зайчик», «Лошадка», «Три яблока», «Листья осенние», «Мы сегодня в лес пойдём», «Ножками мы топаем», «Плюшевый мишка», «Как у нашей кошки», «Бабушка и мамочка» и др.

2. Чтение рассказов: Ч.Янчарского «В магазине игрушек», Г.Цыферова «Когда не хватает игрушек», И.Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика».

Художественное творчество и продуктивная деятельность


Лепка:  «Машина», «Мишка», «Кукла неваляшка», «Самолеты», «Пирамида из шариков», «Слепи, на что похожа буква» «Новогодние подарки игрушкам».
Рисование:
 «Ёжик». 
Рисование   тычком:
 «Поросенок». 
Разукрашивание цветными карандашами:«Пирамидка». 
Скатывание бумаги:
 «Платье для куклы Кати». 
Аппликация:
 «Ёлочка», «Мячики». 
Аппликация из геометрических фигур:
 «Снеговик». 
Аппликация из ваты:
 «Зайчик». 
Раскрашивание ватными палочками:«Варешка». 
Аппликация с элементами рисования:
 «Осень». 

Обвод по точкам : «Буратино», « Чайник», «Черепаха», «Зонт», «Цветы».

Физ. Оздоровительная деятельность

1. Комплексное занятие  «Дерево на ветру», «Сердитый ежик» , «Надуй шарик»,  «Жук» , «Вырасти большой» 

2.Подвижные игры: «Мишка косолапый», «Передай другому», «Зайка беленький сидит», «Пес Барбос», «Воробушки и автомобиль», «Мячик», «Лошадки».

3.Пальчиковая гимнастика «Веселые зайчики», «Вот солдатики стоят», «Медвежонок взял гармошку»

4. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.

   Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которые проходят у нас в виде круглого стола, дискуссий, презентаций. На собрании родителям было предложено творческое задание, совместно с детьми выполнить пальчиковую гимнастику и артикуляционную. Родители по-разному отнеслись к выполнению этого творческого задания, но в основном совместная работа родителей  и детей была выполнена.

   Результатом реализации данного  проекта является довести произношение звуков до нормы, получить тонкие координированные пальчиковые движения.

Развитие речи имеет важное значение для ребенка. Речь является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

    Речь является не отменной частью игры. Правильное развитие речи является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

В результате решения проблемы:

Дети:

  • У детей развиты все компоненты речевой системы в соответствии с возрастом:
  • Речь обогащена новыми словами, которые используются детьми в свободном общении.
  • Дети активно пользуются диалогической речью, соблюдая грамматические нормы.
  • Правильно и чётко произносят звуки в пределах возрастной нормы.
  • Дети активно пользуются речью как средством общения со сверстниками.

.

Родители:

  • Повышается компетентность родителей в способах развития детей.
  • Родители начинают более активно играть со своими детьми.
  • Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Рефлексивная записка.

В ходе реализации проекта, понимаешь, что взаимосвязь с родителями нам необходима.  Педагоги и родители должны взаимодействовать в деле воспитания и развития детей. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделится опытом воспитания, помогло творческому общению родителей и детей. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

Особенностью данного проекта, является то что вместе мы можем развиваться и познавать  и осваивать новое. И одним из главных результатов является то что родители активно принимают участие в жизни детей в детском саду.

Результатом проекта считаю, довольство от проделанной работы, совместных игр. Родители начинают  больше времени уделять своим детям и занятиям с ними, они обогатились приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. И главный результат, заключается в том что у детей появился положительные изменения в речи.

Педагогический инструментарий.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.

     – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2004. – 269 с.

  1. Баряева Л., Вечканова И. и др. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 310 с., ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 272 с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельностью. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.
  4. Громова О.Е. ,Соломатина Г.Н. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (логопед в ДОУ).
  5. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных особенностей дошкольников 4-5 лет .- Санкт- Петербург – Москва, Речь, 2017.-143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...