Конспект ОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Васильева Марина Михайловна

Разработанный мною конспект занятия «Путешествие в  осенний лес» поможет обобщить и систематизировать представления детей об изменениях в природе,  будет способствовать развитию речи, памяти, мышлению, наблюдательности, воображению, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_puteshestvie_v_osenniy_les.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «г. Канаш

Конспект развивающего занятия

«Путешествие в осенний лес»

 в средней группе

Составила: Васильева М.М.

 воспитатель

Канаш, 2020 г.

Программные задачи:

  1. Дать детям представление о жизни диких животных поздней осенью.

Учить замечать изменения в жизни животных поздней осенью.Формировать  интерес к окружающей природе

2.Продолжать развивать логическое  воображение, называя что общего и разное у диких животных.

3.Воспитывать заботливое отношение к животным.

Предварительная работа:

  1. Показ презентации «Дикие животные», «Времена года», «Домашние животные»
  2. Рассматривание альбома «Дикие животные», «Домашние животные»
  3. Чтение сказок: «Лисичка-кумушка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный хвост и про мохнатого Мишу-короткий хвост», «Заяц и еж», «Хитрая лиса», «лисичка-сестричка и волк», «Заяц хвастун»
  4. Чтение рассказов «Почему барсук и лиса в норах живут», Золотов «Сказки о животных»
  5. Чтение стихов:: А Майков «Осенние листья по ветру кружат», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», З. Александрова «Дождик», В. Приходько «Вот и осень»
  6. Дидактическая игра «Времена года»
  7. Сюжетно-ролевая игра «Семья», игровая ситуация «Идем в лес»
  8. Театрализованная игра «Теремок», «Маша и медведь»
  9. Просмотр мультфильмов: «На лесной тропе», «В лесной чаще», «Мешок яблок»
  10. Выставка рисунков «Золотая осень», «Осенние деревья в лесу», «Дикие животные»
  11. Заучивание стихотворений про осень: В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке»,

А. Ерикеев «Золотая осень», И. Никитин «В небесах высоких»

  1. Динамическая пауза «Дикие животные»

Индивидуальная работа:

  • Закрепить с Варей Николаевой названия животных.
  • Закрепить  с Колей , Костей характерные приметы осени.
  • Дополнить знания Оли Кузьминой  о том, как звери готовятся  к зиме.

Материал и оборудование: иллюстрации животных: заяц, волк, белка, лиса, медведь, ёж, лиса, лось; звуковая колонка, ноутбук. Проектор, мольберт.

Методические приемы:

  • Приглашение в путешествие в «Сказочный лес»;
  • Презентация «Дикие животные»;
  • Динамическая пауза;
  • Возвращение из путешествия;
  • Сюжетная игра «Что общего и что разное»;
  • Сюжетная игра «Хорошо-плохо»;
  • Нетрадиционное рисование «Дикое животное»;
  • Рефлексия

Ход образовательной деятельности

Педагог: ребята, у нас сегодня в гостях педагоги нашего детского сада. Поздоровайтесь с ними.

Педагог: Сегодня мы отправимся в «осенний лес» - ( идут под музыку) к панораме леса ( включается презентация)

Педагог: Мы с вами знаем стихи про осень.

 Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья бросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый-кленовый.

Педагог: Молодец! Красивое стихотворение.

Педагог: А в лесу нас встречает Зайчик (презентация в «осеннем лесу»  зайчик). Он заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу , не знает. Поможем ему найти маму? ( ответы детей)

Педагог: Скажите, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас осень.

Педагог: Какие приметы поздней осени вы знаете?

Дети: листья на деревьях почти опали, на рябине висят  красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезная, содержит большое количество витаминов, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы, под ногами шелестят осенние листья.

Педагог: Ой, кто же это шевелится в листве, еще фырчит?

Дети: Это же ёжик! (иллюстрации или презентация)

Педагог: Здравствуй, ежик!  Ты не видел маму-зайчиху?

Ежик: Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу-червей и насекомых.

Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде ( запись монолога ежика в презентации)

Педагог: Ежик, мы тебе не будем мешать. До свидания, Ёжик!

Педагог: Посмотрите, на дереве сидит… (Белка) –иллюстрация в презентации.

                 -Здравствуй, Белочка! А ты не видела маму-зайчиху?

Белочка: Не видела, у меня сейчас много дел. Скоро зима, и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я заношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, их зимой можно будет кушать ( запись монолога Белочки в презентации).

Педагог: Белочка, тебе зимой холодно в лесу?

Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Педагог: Прощай, Белочка!

Педагог: Мы отправляемся дальше на поиски мамы-зайчихи.

                -Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу?

Дети: В лесу живут медведи, волки, лисы ( картинки в презентации)

Педагог: Ребята, а как можно одним словом назвать ежа, зайца, волка, медведя, лося одним словом? (ответы детей)

Дети: Это дикие животные.

Педагог: Почему их называют дикими животными. (ответы детей)

Дети: Потому что они живут в лесу, и никто не строит домов, они строят себе норы, берлоги, они не живут с человеком.

Педагог: ребята, а как вы считаете, боится ли зайчик в лесу лису и волка?

Дети: Очень боится, так как лиса и волк-хищники.

Педагог: Не бойся, мы не дадим тебя  в обиду, а вот и твоя мама-зайчиха.

Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он  еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу ( запись монолога зайчонка)

Педагог: Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем свой мех на белый. Зимний мех потеплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу ( запись монолога зайчика в презентации)

Педагог: До свидания, а нам с детьми пора идти дальше.

Педагог: Ой, ребята. Нам нельзя идти по этой дорожке, там медведь готовится к спячке ( иллюстрация медведя в презентации)

Педагог: Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме?

Дети: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит.

Обобщение педагогом: Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест-запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком готовятся к зиме

( иллюстрация лисы и волка)

Дети: дети, а как зимуют волк и лиса? ( ответы)

Дети: Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу-различных грызунов, охотятся за зайцами.

Педагог: Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем им мешать. (общая иллюстрация животных в презентации)

Педагог: Вот мы и в группе.

Динамическая пауза

Встанем, надо отдохнуть, ( встали)

Наши пальчики встряхнуть ( сжимание и разжимание пальчиков)

Поднимите ручки вверх, (поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь пальчики, (подвигать ладонями вперед-назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (ходьба по кругу на носочках)

Как лисы бродят по лесочку ( движения руками перед собой)

Волк озирается кругом ( руки на пояс, повороты головы)

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише ( сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, ( ходьба вперевалку)

Топтался и рычал,

Хотел он очень меда, ( поднять плечи вверх)

А где достать не знал.

Педагог: Сегодня мы свами были в лесу и видели диких животных. А теперь внимательно посмотрим на них и скажем, что у них общего, чем они отличаются.

Педагог: Чем отличается лиса от белки?

  • Дети: Белка прыгает с ветки на ветку, а лиса бегает по земле;
  • -белка запасает орешки, грибочки, желуди, а лисица-хищница, питаетс я мясом;
  • Лиса большая, а белка маленькая;
  • У белки уши в виде кисточек, а у лисы маленькие, треугольные;
  • Белка меняет свой цвет к зиме, а лиса нет.

 Педагог: А теперь перечислем что общего?

Дети: белка и лиса рыжего цвета;

  • У них длинные пушистые хвосты;
  • Есть туловище, глаза
  • Живут в лесу.

Педагог: Что хорошего, что у белки длинный хвост?

Педагог: Может прыгать с ветку на ветку при помощи хвоста; укрывается от мороза; это красиво.

А что плохого, что у белки длинный хвост?

Дети: может зацепиться за ветку.

Педагог: Как приятно запечатлеть увиденное в лесу в коллективной работе. Какой красивый лес, животные безликие, бесцветные. Закрасим их при помощи губки. Берем в руки губку, метод тычкования закрашиваем животное, предварительно окунув ее в краску. Для этого разделимся на две подгруппы: мальчики будут рисовать своих животных, а девочки своих. Подойдите к столам, вспомните какого цвета животные.

Педагог: ребята, куда мы с вами сегодня ходили?

Что вам понравилось? Кого мы видели? Что мы еще делали? Как животные готовятся к зиме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....