Конспект по развитию речи в старшей группе. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Уфимцева Лариса Александровна

Заучивание стихотворения "У лукоморья дуб зелёный" с детьми старшей группы, с элементами творчества и конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_izuchenie_stih._ulukom._dub_zelyonyy.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Заучивание отрывка из поэмы А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»

2020г.

Тема: Заучивание отрывка из стихотворения АС Пушкина (У Лукоморья дуб зеленый) с элементами творчества.

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А.С. Пушкина. Проявить творческие способности в изготовлении макета «У лукоморья дуб зелёный».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения.

Развивающие:

Развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.

Ход занятия.

Воспитатель:        Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

 Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.

У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.

Как вы думаете, о ком я говорю?

 (Показываю фото А.С. Пушкина)

Ответы детей:     Пушкин;  Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель:  Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его  творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?

Ответы детей: Свою няню; Няню Арину Родионовну…    

Воспитатель:  Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.

(Показываю фото няни Арины Родионовны)

Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она сказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А.С.Пушкин.

Воспитатель:  Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Воспитатель:  А это какая сказка?

(показываю картинку «Сказка о золотом петушке»)

Ответы детей: Сказка о золотом петушке.

Воспитатель:  Молодцы! И эту сказку вы знаете.

Воспитатель:  Вы помните, как называется эта сказка?

(Показываю картинку «Сказка о царе Салтане»

Ответы детей: Сказка о царе Салтане.

Воспитатель: Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане»?

Ответы детей: поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.

Воспитатель:  Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.

Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо от Учёного кота. Послушайте, что он пишет: «Дорогие дети! Я, Учёный кот, сегодня хотел прийти к вам в гости, но злой колдун приковал меня цепью к дубу, что стоит у Лукоморья. Я смогу освободиться, если вы выучите вот это стихотворение. А что бы легче было его запомнить, вам помогут вот эти картинки. Спасите, меня, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята,  поможем Коту?

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Воспитатель:  Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебная книга. А что у нее внутри?

(Воспитатель достает из волшебной книги книгу «У Лукоморья дуб зеленый» - открывает ее.)

Воспитатель:  Книга открывается, сказка начинается…

            (Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое лукоморье? Представьте себе лук и стрелы. Когда тетиво лука натянуто,  лук сгибается. Также изогнут и берег моря-лукоморье. Получается залив.

Слова «златая» «песнь» - слова, вышедшие из употребления формы слов. Попробуй те узнать эти слова (золотая, песня)

Воспитатель:  Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?

Ответы детей: Хотим; Конечно хотим…

Воспитатель:  Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А поможет нам с вами мнемотаблица.(Перевернуть мнемотаблицу).

Воспитатель:  У Лукоморья дуб зеленый…(воспитатель ещё раз читает стихотворение).

Воспитатель:  А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.

Вопросы:         

Воспитатель: У лукоморья…?

Ответы детей: Дуб зеленый.

Воспитатель: Что на дубе?

Ответы детей: Златая цепь на дубе том.

Воспитатель: Когда кот ходит?

Ответы детей: И днем и ночью.

Воспитатель: Кот какой?

Ответы детей: Кот ученый.

Воспитатель: Что делает кот ученый?

Ответы детей: Все ходит по цепи кругом.

Воспитатель: Идет на право…Что делает?

Ответы детей: Песнь заводит.

Воспитатель: На лево…

Ответы детей: Сказку говорит.

Воспитатель: Там…что?

Ответы детей: Чудеса.

Воспитатель: Какие чудеса?

Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.

Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?

Ответы детей: Следы невиданных зверей.

Воспитатель: Еще что?

Ответы детей: Избушка.

Воспитатель: Стоит какая?

  Ответы детей: Стоит без окон и дверей.

Д/и «Доскажи предложение» (с использованием мнемотаблицы)

воспитатель

У лукоморья…»

«Златая …»

«И днем и ночью…»

«Все ходит по цепи…»

«Идет на право…»

«На лево …»

«Там …»

«Там леший...»

«Русалка…»

«Там на неведомых…»

«Следы…»

«Избушка…»

«Стоит без…»

Кот: Мяу, мяу…

Воспитатель: Ребята, что такое? Кто это? ...

Ответы детей: Кот Ученый.

Входит счастливый учёный кот. Кот здоровается.

 Кот: Спасибо вам, вы получили моё письмо, выполнили мою просьбу и теперь я свободен и мне очень хочется с вами поиграть.

Физкультминутка

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!

 Кот: Ребята,  вы стихотворение учили? Учили. А сейчас я хочу вам предложить сделать макет «У лукоморья дуб зелёный», для этого мы:

1. В Центре творчества: изготовим дуб, неведомую дорожку, кота учёного.

 2. В центре конструирования: цепь золотую из бумаги цветной, волны из бумаги, русалку из втулки, избушку на курьих ножках из конструктора.

 Желаю вам успехов! Делайте свой выбор, в какой центр вы пойдёте.

Дети расходятся по центрам и приступают к совместной деятельности.

Итоговый сбор.

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?

Дети: спасали Учёного кота, учили стихотворение, делали макет « У лукоморья дуб зелёный»

Воспитатель: Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"

Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.

Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением       А. Плещеева « Скучная картина»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы).

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

КОНСПЕКТ   занятия по развитию речи в старшей группезаучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»...