Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вейнберг Светлана Евгеньевна

План-конспект занятия по речевому развитию

Тема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .

Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.

Задачи:

Образовательные:

– расширить знания о грибах и ягодах, их отличительных особенностях, местах произрастания, назначении, времени сбора;

– учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;

– расширить и уточнить словарь по теме «Грибы и ягоды»;

– уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

Развивающие:

– развивать умение описывать и классифицировать предметы, замечая характерные признаки;

– активизировать речевую деятельность детей, продолжать развивать связную, последовательную и диалогическую речь, артикуляционный аппарат и интонационную выразительность;

– совершенствовать грамматический строй речи (учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, образовывать множественное число имен существительных);

– развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), воображение, память, мышление.

– развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и птицам;

– способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

– продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей;

– воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: виртуальное путешествие

Форма организации: групповое занятие

Оснащение:

– оборудование: магнитная доска;

– дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод;

– реквизит: мяч;

презентационный, литературный материал: презентация «Грибы, лесные ягоды», сказка А. Толстого «Грибы».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_21.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по речевому развитию

Тема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .

Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания о грибах и ягодах, их отличительных особенностях, местах произрастания, назначении, времени сбора;

 учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;

 расширить и уточнить словарь по теме «Грибы и ягоды»;

– уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

Развивающие:

– развивать умение описывать и классифицировать предметы, замечая характерные признаки;

– активизировать речевую деятельность детей, продолжать развивать связную, последовательную и диалогическую речь, артикуляционный аппарат и интонационную выразительность;

 совершенствовать грамматический строй речи (учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, образовывать множественное число имен существительных);

– развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), воображение, память, мышление.

– развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и птицам;

способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

– продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей;

– воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: виртуальное путешествие

Форма организации: групповое занятие

Оснащение:

– оборудование: магнитная доска;

– дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод;

– реквизит: мяч;

презентационный, литературный материал: презентация «Грибы, лесные ягоды», сказка А. Толстого «Грибы».


Ход занятия:

  1. Организационная часть: приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
  2. Актуализация опорных знаний: повторение и закрепление темы прошлого занятия.
  3. Систематизация и закрепление теоретических сведений:

– Сегодня, я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Любите собирать грибы да ягоды? (слайд 2)

– Ребята, а кто знает, в какое время года и где растут грибы? (грибы растут в лесу летом и осенью; слайд 3).

– А какие животные питаются грибами? (грибы едят мыши полевки, олени, белки, кабаны; слайд 4).

– И последний вопрос: Из каких частей состоит гриб? (из шляпки и ножки; слайд 5).

  1. Практическая часть:

– Сейчас проверим, знаете ли вы, какие грибы растут в лесу.

Загадки (слайд 6)

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под березою растут,

Скажите, как же их зовут? (подберезовики)

На пеньке сидят ребята,

Называют их … (опята)

Встали возле тропочки

Желтенькие кнопочки.

Симпатичные сестрички!

Назовите их … (лисички)

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор)

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Ой, схватили белки вмиг

Этот белый… (боровик)

В рощах на лесных полянках,

Под деревьями и в ямках,

Под листочками без спешки

Разместились ...(сыроежки)

Молодцы, друзья мои, все загадки разгадали.

– Как называются грибы, которые люди употребляют в пищу? (съедобные)

– Правильно, съедобные грибы мы собираем, а ядовитые оставляем в лесу.

– Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если быть не внимательными, то в вашу корзинку залезут не прошеные гости. Что это за гости? (ядовитые грибы).

– Какие ядовитые грибы вы знаете? (мухоморы, поганки и бледные поганки)

– Эти грибы настолько ядовиты, что могут вызвать смерть человека (показ иллюстраций ядовитых грибов; слайд 7). Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Запомните ее и всегда проходите мимо (слайд 8).

– Грибы, которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу?

Игра «Собери грибы в корзину» (в кабинете развешаны грибы, дети собирают съедобные грибы в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда).

– Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы (педагог предлагает детям иллюстрации ядовитых грибов – дети называют их).

– Скажите мне, пожалуйста, а может ли быть такая ситуация, когда даже съедобный гриб есть нельзя ни в коем случае? (ни в коем случае нельзя есть даже самые хорошие грибы, которые выросли около автомобильных дорог).

– Почему? (такие грибы впитывают вредные вещества из воздуха и земли, они очень опасны для организма человека).

Физкультминутка «В лес по грибы»

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Мама дальше всех пошла,

Больше всех грибов нашла!

Раз – грибок, два – грибок

Вот и полон кузовок!

Ходьба на месте;

размеренное приседание;

наклоны вперёд;

разведение рук в стороны

ходьба на месте;

круговое движение рук

наклоны вперёд;

вытягивание рук вперёд.

Пальчиковая гимнастика «Мухомор»

Красный-красный мухомор –

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвем!

И в корзину не берем!

Соединяем кончики пальцев, изображаем шляпку гриба

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»

Погрозили пальчиком

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест

– В лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды. Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем – клад витаминов. Чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он болеет зимой и весной.

– Ребята, а какие вы знаете лесные ягоды? (малина, земляника, ежевика, черника…; слайд 9)

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете ягоды?

Загадки:

Сколько бус рассыпано

По лесной опушке!

Девочки-подружки

Соберут их в кружки

Трудятся, стараются

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные! (черника)

Эти ягоды все знают,

Нам лекарства заменяют,

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с … (малиной)

На припеке у пеньков

Много этих стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки (земляника)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет (черная и красная смородины)

Эту ягоду найдете не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка, красненькая … (клюковка)

– Молодцы, хорошо знаете лесные ягоды.

– Ребята, а кто знает, что мы делаем из ягод? (сок, варенье, компот, кисель…)

– Сейчас мы проверим, как вы это знаете.

Игра «Какой? Какое?»

Сок из клубники (какой?) – (клубничный).

Варенье из смородины (какое?) – (смородиновое).

Компот из малины (какой?) – (малиновый).

Варенье из черники (какое?) – (черничное).

Кисель из смородины (какой?) – (смородиновый).

Морс из клюквы (какой?) – (клюквенный).

Отвар из калины (какой?)(калиновый).

– Это все съедобные ягоды, но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды (педагог предлагает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод – волчья ягода, вороний глаз).

– Если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Но чтобы этого не произошло нужно различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

– Ягоды любят не только люди, но и лесные животные и птицы.

Обратите внимание на портрет этого человека (слайд 10). Знаете ли вы кто это? (писатель Алексей Николаевич Толстой)

– Алексей Николаевич очень любил детей и писал интересные рассказы и сказки для них. Сегодня я прочитаю вам эту сказку, а затем мы её перескажем и побеседуем.

Чтение сказки А. Толстого «Грибы» (слайд 11).

Вопросы по содержанию текста…

– Как звали главных героев сказки?

– Почему дети удрали в тёмный лес?

– Что придумал Иван, когда Косичка захотела есть?

– Какие грибы дети встретили в лесу?

– Почему они не стали их есть?

– Какая опасность поджидала детей в лесу?

– Почему грибы пришли детям на помощь?

– Чему учит сказка Грибы? (она учит добру, состраданию, взаимовыручке)

– Главная мысль сказки Грибы: За добро получай добро!

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнешь.

Добро добром покрывают.

  1. Повторение и закрепление изученного материала:

– Для закрепления знаний мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное».

– Я буду называть какую-либо ягоду или гриб и бросать вам мяч, а вы должны будете либо поймать мяч, либо отбить его. Когда вы будете ловить мяч? (когда будет назван съедобный гриб или ягода).

  1. Подведение итогов: Здорово, ребята, вы справились со всеми заданиями, хорошо все запомнили! Молодцы!

– На этом, друзья мои, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось оно? Что вы нового узнали? Я надеюсь, вы запомнили ядовитые грибы и ягоды и они никогда не попадут в вашу корзинку.

Педагог дополнительного образования                 __________ О.А. Сухнёва


Список использованной литературы:

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней и старшей группах детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2006.
  2. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Е. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» – Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2006.
  6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  7. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2008.
  10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
  11. Мухомориной Л.Г. Конспекты занятий по экологическому воспитанию (старшая группа). – Евпатория: НАТА, 2007.
  12. Программно-методическое пособие. Проект. М. – НОУ УЦ им. Венгера Л.А. «Развитие», 2012.
  13. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малышей. М., Эксмо, 2011.
  14. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.
  16. Источник:http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/4169/352948/sitepage_7/images/d9cbddf2a21a_na_sayt.png
  17. Источник:http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/novprospekt.18/0_76a95_f9b46c7c_XL
  18. Источник:https://ihappymama.ru/iq/skazki/griby-aleksej-nikolaevich-tolstoj/

Приложение

Сказка

Алексей Толстой – Грибы

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнёт – и пошла возня, а мамка рубашонку задёрнет да – шлёп…

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет…

Подумали об этом Иван да Косичка да в тёмный лес и удрали.

Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

– Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать – догадываться.

– Мы гриб найдём и съедим, – сказал Иван. – Пойдём, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика и только сорвать его нацелились, как Косичка зашептала:

– А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

Отвечает боровик хрипучим голосом:

– Больно.

Пошли Иван да Косичка под берёзу, где рос подберёзовик, и спрашивают у него:

– А тебе, подберёзовик, если тебя есть, больно?

– Ужасно больно, – отвечает подберёзовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосинника, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опёнку тощую, масленника, лисичку и сыроежку.

– Больно, больно, – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлёпал:

– Што вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала рёву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый.

Ахнули Иван да Косичка:

– Миленький гриб, можно тебя съесть?

– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг откуда ни возьмись налетают грибы: боровик и подберёзовик, подосинник и белый, опёнка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленник, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить – колошматить:

– Ах ты, яд, Мухомор, чтобы тебе лопнуть, ребятишек травить удумал…

С Мухомора только мука летит.

– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор…

– Мы тебе посмеёмся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул.

И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда…

– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повёл ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлёпку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

– Ешь, барабанщик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Календарно-тематическое планирование по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»

Календарно-тематическое планирование по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: средняя группа (4-5 лет)....

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»  Подготовила: Воспитатель - Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: средняя группа (4-5 лет).Вре...

Календарно - тематическое планирование на тему "Золотая осень. Деревья, кустарники, грибы, лесные ягоды".

Календарно - тематическое планирование на тему "Золотая осень. Деревья, кустарники, грибы, лесные ягоды"....

Календарно -тематическое планирование по теме недели: «Лес (грибы, лесные ягоды)».

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.Календарно- темати...

Лес. Грибы. Лесные ягоды.(рекомендации родителям по закреплению пройденной темы)

Игры и упражнения на активизацию словаря,  совершенствование грамматического строя, развития связной речи детей с ОНР....

Домашнее задание в средней группе по теме: "Лес. Грибы. Лесные ягоды"

Рекомендации для родителей на закрепление пройденного материала в выходные....