«Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений»
рабочая программа (средняя группа)

Калантырская Анжелика Витальевна

Тема: «Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений»

 Цель:

-повысить свой профессиональный уровень; 

-формировать интонационную выразительность речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование;

- ознакомиться с инновационными методиками;

- укрепление памяти ребенка;

-выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр);

- развитие творческих способностей ребенка;

- расширение кругозора;

- вызвать интерес к произведению и желание знать его;

- воспитать любовь к поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Галенковская СОШ» Октябрьского муниципального округа

Рабочая программа по самообразованию

«Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений»

Срок реализации:  2022г -2023г                            Составитель: воспитатель                        

                                                                                 Калантырская

Целевая аудитория:                                                Анжелика Витальевна

воспитанники средней группы          

2022 г

Тема: «Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений»

 Цель:

-повысить свой профессиональный уровень; 

-формировать интонационную выразительность речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование;

- ознакомиться с инновационными методиками;

- укрепление памяти ребенка;

-выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр);

- развитие творческих способностей ребенка;

- расширение кругозора;

- вызвать интерес к произведению и желание знать его;

- воспитать любовь к поэзии.

Актуальность темы

     Актуальность темы самообразования «Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений» очень  важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Как по разному люди читают стихи! Один – монотонно, вяло. Другой – выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально
и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживает эмоции, затронутые данным произведением.

    Трудно или легко для дошкольника выразительно прочитать стихотворение? Одни считают, что выразительное чтение – дело легкое, настолько легкое, что учить выразительности не надо. Другие считают, что выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, остальные, как ни учи, будут
в лучшем случае, читать, соблюдая знаки препинания. Оба эти мнения не верны! Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности. Опираясь
на федеральный государственный стандарт дошкольного образования,
мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой
и интонационной культуры, фонематического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие.

     Таким образом, формировать навыки интонационно – логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнений, то есть обучать выразительному чтению не только можно, но и нужно всех детей. Поэтому эта тема для меня актуальна и это побудило меня значительно больше уделять внимания обучению дошкольников выразительному чтению стихотворений.

Ожидаемый результат

Ребенок:

- может совершенствовать художественно- образные исполнительные умения;

- имеет творческую самостоятельность передачи образа, умеет развивать выразительность речевых и пантомимических действий;

- видит прекрасное в людях и жизни, стремится внести в жизнь прекрасное, доброе.

       

Средства речевой выразительности

     В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация

     Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», – утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя
ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи.

Ударение

     Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

Пауза, темп, ритм речи

     Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность.

     Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова
в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

     При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание
его становится неясным, извращается основная мысль. Надо учиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

     С паузой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги
и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее.

     Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

Мелодика речи

     Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит мелодика тона.  Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это указатели не только пауз,
но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

Тембр

     Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация – это главный компонент в обучении выразительному чтению стихотворений.

 

1 этап. Заучивание стихотворения

Способы заучивания стихотворений

Способ №1

     Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы
не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2

     Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать
на том материале, который «сердцу ближе». И еще – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет
мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3

     Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4

     Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том,
как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5

     Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым,
но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый
из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один
с другим. Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения
с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6

     Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Способ № 7

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/08/17/struktura-mnemotehniki.jpg?itok=j5IJ4hW5

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко - желтое, небо - синее и т.д. Затем последовательно переходим
к
мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапно кодированию сочетаний слов, запоминания и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов
в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

     Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для обогащения словарного запаса при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Целью является развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определенной лексической теме.

     На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворениям
на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

     Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения, а символы, что значительно облегчают детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

2этап.

     Выявление с помощью педагогического мониторинга детей, с проблемами речи, детей, желающих и нежелающих читать стихи выразительно. Определение по результатам мониторинга детей, нуждающихся
в сопровождении логопеда. Разработка рекомендаций семьям детей
с нарушением речи. Создание условий для детей с плохой речью, а также для детей, нежелающих читать выразительно стихи.

3этап.

     Разработка индивидуальных программ для чтецов. Индивидуальная работа
с детьми. Проведение внутригрупповых конкурсов чтецов, конкурсов внутри детского сада. По результатам отбор чтецов на поселковый конкурс, районный конкурс. Совместная работа с родителями детей в подготовке
к внутригрупповому конкурсу. Помощь родителей в организации и проведение конкурсов различных уровней.

4этап.

     Оценка результатов участия детей в конкурсах чтецов различного уровня.

5этап.

     Разработка методических рекомендаций для родителей, для педагогов. Показ мастер- классов на родительских собраниях.

Литература:

  1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"- http://window.edu.ru/

Нормативно-правовая база

2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ 

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ 

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273
-ФЗ(последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста 

1. Всероссийское сетевое издание «Дошкольник. РФ» - http://doshkolnik.ru/ (Занятия с детьми, презентации, игры, поделки/ возможность публикации).

2. Дошкольный возраст/воспитание дошкольников - http://doshvozrast.ru/ (методические материалы, работа с родителями, правовое воспитание, игровая деятельность, оздоровительная деятельность, проведение праздников).

3. Информационный портал «Раннее развитие детей» - http://www.danilova.ru/ (презентации для детей).

4. Методические материалы по внедрению образовательной программы дошкольного образования - http://www.firo.ru/?page_id=11821

5. Международный образовательный портал «МААМ.ru» - http://www.maam.ru/ (материалы из опыта работы, конспекты, разработки, сценарии, оформление, поделки, игры/ возможность ведения собственного блога).

6.Образовательный портал «Методики.RU» - http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm (дошкольное воспитание).

7. Сайт «Методическая работа в детском саду» - http://kuzminaalena.blogspot.ru/ 

8. Сайт «Почемучка» - http://pochemu4ka.ru/ (развивающие игры, презентации и др.)

9. Сайт «Планета детства» - http://planetadetstva.net/ (дошкольное образование по разным направлениям).

10.Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» - http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm (методические разработки, консультации для педагогов, занятия с детьми, игры, сказки, песенки, потешки).

11.Сообщество взаимопомощи «Педсовет.su» - http://pedsovet.su/load/260 (дошкольное образование по разным направлениям).

Приложение 1

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения используются для восстановления
и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические
- сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди
— выдох.

— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать
в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный
(1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени,
«с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дышим глубже

Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом — Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть
под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая
его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп,
а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю артикуляционную гимнастику. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

                                                                                                                               Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплекс 1. Гласные звуки

Комплекс рекомендуется проводить в период прохождения гласных звуков. Игра-сказка сопровождается артикуляционными упражнениями, которые дети выполняют вначале по показу педагога, а затем самостоятельно.

1Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой.Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

2. Он жил в своем домике-ротике, который открывался и закрывался, вот так. Губы нейтральные, как при произношении “а”. Широко открыть и закрыть рот 8–10 раз.

3. В домике были двери-губы и заборчик-зубы. Когда двери и заборчик были закрыты, язычок спокойно спал в своем домике-ротике. Сегодня язычок спит за закрытым заборчиком, а двери открываются и закрываются, вот так. Углы рта слегка оттянуты – так, чтобы были видны передние зубы. Объем движений, как при артикуляции звука “и”. Повторить 8–10 раз.

4. В гости к язычку пришел ослик и стал его звать: “и-а, и-а, и-а”. Плавный переход от “и” к “а”. Повторить 8–10 раз.

5. Удивился ослик, что язычок спит, и сказал: “О-о-о”.Губы округлены, произносится утрированный звук “о”. Повторить 8–10 раз.

6. Мимо проезжал паровозик с длинной трубой. Решил он разбудить язычок и загудел: “У-у-у”. Губы вытянуты в трубочку. Повторить 8–10 раз.

7. Стали ослик и паровозик язычок будить: “и-а, о-у, а-у, у-у-у”. Плавный переход от “и” к “а” (8–10 раз), от “о” к “у” (8–10 раз), от “а” к “у” (8–10 раз). Так и не удалось им в этот раз язычок разбудить.

Комплекс 2. Свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ц’]

1. Жил был язычок, длинный-предлинный, вот такой.Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Жил он за заборчиком-зубами. Покажите, какой ровный заборчик-зубы. Вот так. Углы рта слегка оттянуты, передние зубы сомкнуты и видны. Объем движений – как при артикуляции звука “и”. Под счет “раз-два” губы раздвигаются и снова смыкаются.  Повторить 8–10 раз.

3. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

4. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 3. Шипящие звуки [ш], [ж], [щ], [ч]

1. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел вниз язычок и увидел красивые цветы. Долго-долго смотрел он изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

3. Посмотрел язычок вниз, нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки. Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

4. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

5. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 4. Звуки [л], [л’]

1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким. Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

3. Язычок может быть широким, как лопаточка, и узким, как иголочка. Широкий – узкий, широкий – узкий. Попеременно расслаблять (делать язык широким, как в упражнении 1) и напрягать его (делать узким, как в упражнении 2).

4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так. Высунуть узкий язык, медленно двигать им из правого угла рта в левый и обратно. Повторить15–20 раз.

5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так. Тик-так, тик-так. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (по часовой стрелке и наоборот).

Комплекс 5. Звуки [р], [р’]

1. Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

3. Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. Повторить 10–15 раз.

4. Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болботали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. Повторить 8–10 раз.

5. Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. Повторить 10–15 раз.

                     

                                                                                                           Приложение 3

Перспективное планирование


месяц

Формы работы

самореализации

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Разработка анкеты

Оформить уголок речевого развития детей.

Развлечение: “Моё любимое стихотворение”

Анкетирование родителей: «Речь Вашего ребёнка»

Памятка для родителей «Как учить с детьми стихи»

Консультация для родителей на тему «Развиваем память ребёнка»

Октябрь

Создание картотеки мнемотаблиц

Изучить Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

Подобрать иллюстрации к стихотворениям «Времена года»

Разучивание стихотворения «Осень» (по мнемотаблице)

Игра «Доскажи словечко»

«Громко - тихо»

Консультация «Использование приема «мнемотехника»  в разучивании стихов»

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Ноябрь

Изучение статей «Методика разучивания стихотворений»

Подбор стихотворного материала

Создание картотеки игр на развитие дыхания

Разучивание: И. Такмакова «Дожди»

Игры на развитие дыхания.

Заучивание стихотворений ко “ Дню матери”

Папки - передвижка  для родителей «Пальцы помогают говорить»

Праздник “День матери”

Декабрь

Изучение Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Создание картотеки игр на развитие памяти

Разучивание стихотворений о Новом годе, зиме.

Игры на развитие памяти

Привлечение родителей для участия в музыкально-театрализованных представлениях.

Изготовление родителями костюмов и атрибутов к новогодним утренникам.

Январь

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Создание картотеки мнемотаблиц

Поэтические минутки 

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Консультация «Учим стихи  играя. Использование пиктограмм для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Февраль

Консультация для воспитателей:

«Методика обучения детей выразительному чтению стихотворений».

Заучивание стихотворений о папе, об Армии.

Консультация для родителей на тему «Развиваем память ребёнка»

Март

Создание картотеки “Стихи на 8 Марта”, “ Стихи о весне”

Пополнение картотеки мнемотаблиц

Заучивание стихотворений о весне, маме, бабушке используя прием моделирования

Консультация: "Мама, "научи" учить стишок!"

Праздник “8 Марта”

Апрель

Мастер – класс «Заучивание стихотворение с помощью мнемотаблиц»

Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» используя прием моделирования.


Экскурсия в библиотеку

Папка передвижка 

«Составляем и используем мнемотаблицы дома».

Май

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Подготовка к конкурсу

Подготовка фотовыставки

Конкурс чтецов “Поэтический калейдоскоп”

Заучивание стихотворений Н.Майданник «День Победы» используя прием моделирования

Оказание помощи в организации конкурса

Фотовыставка «Наши юные таланты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Конспект групповой НОД в средней группе. Тема: "Чтение стихотворений «Матушке» И. Бунина, «Наша бабушка» Е . Трутневой, «Мой дедушка» Р. Гамзатова, «Любили тебя» В. Берестова с последующей беседой"

Форма распространения ИПО: обмен опытом интеграции содержания ОО «Чтение художественной литературы» и программыИ. А. Кузьмина «Истоки». Составлен воспитателем Овечко Г. Н.Цель: обогащение содержа...

НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...

Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

    Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом...

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Осень. Чтение стихотворений об осени"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"  в средней группе  "Осень. Чтение стихотворений об осени"...