Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе
консультация по развитию речи

Мукаева Мария Валерьевна

Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе

       Читая детям художественные произведения во время НОД по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства, такие как: - словесный - чтение произведений; - вопросы к детям по содержанию произведений; - пересказ произведения; - заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. ; - выразительное чтение художественной литературы; - беседа по произведению; - прослушивание аудиозаписи; - практический, наглядный - игры-драматизации; - игровой - дидактические игры; - словесный - театрализованные игры; - элементы инсценировки; -наглядный - показ иллюстраций; 2 -элементы инсценировки; - движение пальцами, руками; - показ схемы; - составление алгоритма; - просмотр видеофильмов; - оформление выставки, книжного уголка. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей; - постоянная сменяемость; - эстетическое оформление;

- востребованность. С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы: - оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь 3 памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п. - занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится 90 лет и т. п.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

- посещение занятий в районной библиотеке. - практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...

Мастер-класс для родителей на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"

Мастер-класс для родителей  на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"...

Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе

Статья о значении театральной деятельности в приобщении дошкольников к художественной литературе....

Проект "Поэзия С. Я. Маршака" Театральные постановки как средство приобщения детей к художественной литературе.

Данный проект посвящён 135  - летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака и разработан для детей старшей и подготовительной группы. Проект направлен на формирование у детей познавательного и...

«Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»

laquo;Приобщение детей к художественной литературе по средствам мнемотехники»...