конспект НОД по развитию речи в средней группе "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект для детей среднй группы. Цель: Совершенствовать умения составлять описательный рассказ о животных с опорой на схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

общеразвивающей направленности «Дикие животные»

  1. Ф.И.О. педагога

Васильева Наталья Геннадьевна

  1. Группа (возрастная категория, направленность)

Средняя общеразвивающая

  1. Тема в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом

«Дикие животные»

  1. Цели и задачи: в соответствии с формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

- образовательные

- развивающие

- воспитательные

Цель: Совершенствовать умения составлять описательный рассказ о животных с опорой на схему.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей составлять рассказы последовательно, используя мнемотаблицу;

2. Расширить и уточнить естественнонаучные знания о диких животных  (внешнем виде и образе жизни) с помощью принципа моделирования;

3. Расширять грамматический строй речи (употребление существительных, притяжательных прилагательных, глаголов)

4. Способствовать развитию речевой активности и связной речи, формированию фонематического слуха и артикуляционной системы моторики.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление.

2. Развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение

3. Упражнять в умение составлять рассказы о животных, обогащать словарный запас;

Воспитательные:

  1. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  2. Формирование активности, самостоятельности, инициативности.
  3. Развивать умение детей «слушать» и «слышать» педагога.
  4. Воспитания любви и бережного отношения к природе
  1. Тип (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

Непрерывная образовательная деятельность.

  1. Используемые педагогические технологии,  методы и приемы 

Технологии: проблемного обучения, игровые технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (подвижная игра, артикуляционная гимнастика, самомассаж лица, самомассаж «Су - джок», дыхательная гимнастика, физминутка).

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.

  1. Ресурсы: 

дидактические материалы, оборудование,

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы),

ИОР (информационные образовательные ресурсы)

Мультимедиапроектор.  

Экран.

Ноутбук

Раздаточный материал

Презентация.      

1

2

3

4

5

Этапы НОД

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Содержание

Формируемые компетенции

Время

Деятельность

педагога

Деятельность воспитанников

  1. Этап мотивации к деятельности

 (создание проблемной ситуации)

Психологический настрой

Словесный

Практический

Приветствие, установление зрительного контакта.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

Ребята, вы слышите, что это за звук?

Самомассаж лица «Ветер»

Ветер, ветер, ветерок,

всем устроил он урок:

Ротик-дверцу отворял,

вправо-влево всё качал.

А какой бывает ветер?

Д/у «Ветерок»

Ветер всё время разный, он всё время меняется, зависит от времени года.

(дети имитируют дуновение ветра в разное время года - вдох через нос, выдох через рот без напряжения).

У весны ласковый и нежный ветерок, тёплый - ф-ф-ф-ф-ф.

У лета - жаркий, согревающий - х-х-х-х-х.

У осени -прохладный - с-с-с-с-с.

У зимы - холодный, студёный -у-у-у-у-у.

А что делает ветер?

Дует ветер, и задувает воздушный шар.

Приветствуют гостей. Участвуют в диалоге. Участвуют в действиях.

Эмоциональная

Компетенция здоровьесбережения

Психологическая готовность детей.

Словесный

Метод проблемного обучения

Сюрпризный момент

Беседа, обсуждение

Смотрите ребята, а ветерок принес нам письмо.

Чтение текста письма.

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебница напугала,

Нас она заколдовала.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, помогите

И нас срочно всех спасите.

Жители леса.

Что же случилось в лесу? Как же нам быть? Может, мы с вами сможем помочь жителям леса?

Тогда отправляемся в лес!

Участвуют в диалоге.

Эмоциональная

Коммуникативная

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

  1. Этап актуализации знаний (решение проблемной ситуации)

Словесный

Практический

Ознакомление с темой, физминутка, дидактические игры «Собери картинку»,

«Чей, чья, чье»

Ти-ти-ти- куда же нам пойти? (хлопки в ладоши)

Ать -ать-ать-в лес отправимся гулять? (хлопки по коленям)

(дети идут за воспитателем по группе)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли  (ходьба змейкой)

По дорожке мы пошли  (ходьба змейкой)

В лес тихонько мы вошли

 -Ребята, в какой странный лес мы попали! Вы видите кого - нибудь из жителей леса? Всех заколдовала волшебница,  никого нет, даже следов не видно. Хитрая волшебница испортила картинки жителей леса, чтобы вы не догадались, кого нужно расколдовать. Давайте мы с вами соберем части изображений  и узнаем, кому нужна наша помощь.

Д/и  «Собери картинки». Дети собирают разрезные картинки животных.

Воспитатель помогает собрать изображения животных и задает вопросы:

Д/и «Чей,  чья,  чье?»

Выполняют действия, участвуют в диалоге, играют в дидактические игры. Индивидуальные и коллективные ответы детей на вопросы.

Информационная

Коммуникативная

Самостоятельная

Внутренняя мотивация на деятельность.

Словесный

Практический

Беседа, дидактическая игра «У кого кто»

Волшебница не только картинки животных  перепутала, но еще и детенышей запутала. Ребята, давайте поможем детенышам найти своих мам.

У белки детеныш бельчонок.

У зайчихи детеныш зайчонок.  

У лисицы детеныш лисенок.

У медведицы детеныш медвежонок.
У ежихи детеныш ежонок.

У волчицы детеныш волчонок. А много детенышей – волчата.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

Индивидуальные и коллективные ответы детей.

Коммуникативная

Информационная

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Словесный

Практический

Физминутка, беседа, описание животного по мнемотаблице

А мы отправляемся дальше.

Мы к лесной полянке вышли

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки,

Очень долго мы шагали,

Но ничуть мы не устали!

Кажется, здесь тоже волшебница  побывала. Посмотрите,  а вот и животные, которых заколдовала волшебница.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице (на доске) «Оживи картинку»

Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

Что подсказывает нам первая карточка?

О чем мы будем рассказывать потом?

А дальше?

Чем закончим рассказ?

Если вы правильно опишете животное, то волшебство спадет и лесные жители, станут теми, кем были раньше. Давайте, я расколдую первым зайчика.

 Кто хочет рассказать о ежике?

Описание животного про мнемотаблице.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученных ранее знаниях. Индивидуальные и коллективные ответы. Описывают животного по мнемосхеме.

Коммуникативная

Познавательная

Информационная

Воспроизведение информации по схеме

Игровой прием

Самомассаж «Су - джок» «Ежик».

 Ребята, я знаю игру про ежика, хотите с ней познакомиться, только ее показывать надо?

«Ежик».

Катится колючий ежик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит,

Бегает туда – сюда,

Мне щекотно да, да, да

Уходи колючий еж в темный лес,

Где ты живешь.

Ребята, пока мы с вами играли, ежик в спячку лег до весны.

Дети выполняют действия педагога.

Компетенция здоровьесбережения

Словесный

Практический

Игровой прием

Описание животного по схеме,

подвижная игра «Листочки»

 Кто хочет рассказать о лисичке?

Описание лисы по мнемосхеме.

 Ребята, а лиса какая? Вот и сейчас хитрит лисичка, не хочет так просто расколдовываться, хочет, чтобы вы про нее песенку спели.

Логоритмическая распевка «Лиса».

 Рассказ о волке.         

Очень хорошие рассказы вы составили.

Посмотрите, ребята, что происходит? Мы расколдовали с вами лесных животных, они вернулись в лес и продолжают готовиться к зиме. А мы с вами поиграем  с листочками.  

Подвижная игра «Листочки»

Описывают животного по мнемосхеме. Дети внимательно смотрят за действиями педагога и повторяют

Коммуникативная

Информационная

Здоровьесберегающая

  1. Рефлексия

Практический

Словесный 

Физминутка, беседа

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.

Ти-ти-ти- куда же нам пойти? (хлопки в ладоши)

Ат-ат-ат – вернемся в группу мы назад? (хлопки по коленям)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли  (ходьба змейкой)

По дорожке мы пошли  

В группу нашу мы пришли.

Ребята, расскажите, пожалуйста, куда мы с вами ходили?

А каких зверей вы видели в лесу?

Что случилось с лесными жителями?

Как вы думаете, мы помогли животным?

А скажите, вам путешествие в лес понравилось?

Ребята, животные вас благодарят, за то, что вы пришли на помощь и помогли расколдовать их. За это они передали вам угощение. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем им до свидания.

Дети внимательно смотрят за действиями педагога и повторяют, отвечают на вопросы.

Коммуникативная

Информационная

Здоровьесберегающая

Эмоциональная

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Дикие животные"

конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет, тема:"Дикие животные"...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Животные нашего леса»

Цель: Расширить словарный запас дошкольников и закрепить знания о животных нашего леса....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Животные Арктики и Антарктиды"

Конспект занятия по развитию лексико-гамматического строя речи "Животные Арктики и Антарктиды"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Животные жарких стран».

Уточнение названия животных жарких стран и их детёнышей;Закрепление правильного употребления окончаний имён существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа...