Конспект занятия по развитию речи «Завершение работы над сказкой «Айога» для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

 

Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» ( в обработке Д.Нагишкина).

 

Программное содержание:

  • Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

  • Приучать ответственно относится к заданиям воспитателя.

  • Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 

  • Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 

  • Расширять  и обогащать словарный запас детей. 

  • Воспитывать интерес к художественной литературе. 

  • Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.

  • Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Теремок" структурное подразделение семейный детский сад

Конспект

занятия по развитию речи

«Завершение работы над сказкой «Айога»

для детей старшей группы

Подготовила: воспитатель

Мурзина Н.В.

ноябрь, 2022г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» ( в обработке Д.Нагишкина).

Программное содержание:

  • Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).
  • Приучать ответственно относится к заданиям воспитателя.
  • Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
  •  Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
  •  Расширять  и обогащать словарный запас детей. 
  •  Воспитывать интерес к художественной литературе. 
  •  Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.
  •  Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Материалы к занятию: колокольчик, зеркало, картинка куклы в нанайском костюме, компьютер, презентация сказки, цветы по количеству детей.

Обогащение словаря: мялка, стойбище, наперсток, очаг, покоробятся, бултыхнулась.

Ход занятия:

  • Организационный момент

Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

  • Вводная часть

- Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

- Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы?

(Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

- Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

- Да, ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

  • Основная часть

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме).

- А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.

(Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки.

  • Физкультминутка 

(ладошку используем вместо зеркала)

У зеркала я покручусь, влево, вправо повернусь.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой. В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.

  • Заключительная часть

После презентации педагог беседует с детьми.

Воспитатель:

- Как зовут главную героиню сказки? (Айога)

- Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

- Какие поступки Айоги вам не понравились?

- Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)

- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (соседская девочка принесла воды)

- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

- К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

- Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом.(дети придумывают концовку)

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.

  1. По добру - добро, а по худу – худо.
  2. Не гляди высоко: запорошишь око.
  3. Лениться да гулять - добра не видать.
  4. Не по виду суди, а по делам гляди.

Рефлексия

- С какой сказкой познакомились?

- Чему учит сказка?

- А как вы помогаете родителям?

-  Важно ли то, что вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему «До свидания, зима» для детей старшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи "До свидания, Зима" для детей старшей группы. Дети показывают умения составлять описательный рассказ по картине, по мнемотаблицам. Бы...

Конспект занятия по развитию речи на тему"Как создаются книги" для детей старшей группы

Занятие разработано с целью закрепить знание детей о том, как создаются книги; обогащать и уточнять представления детей о профессии писателя; воспитывать бережное отнощение к книгам; совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе....