Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну книги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васильева Татьяна Юрьевна

Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью ознакомления детей со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz.rechi_podg.gr_puteshestvie_v_stranu_knigi.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект НОД

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие в страну книги»

Технологии развития связной речи, с использованием мнемотехники,

Ткаченко Т.А., Леушина А.М., Глухов В.П. и др.

Подготовила: Васильева Т.Ю., воспитатель

Новочебоксарск

 2024

Программное содержание:

Углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас; систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутах (с опорой на мнемотаблицы) 

Задачи: 

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 - Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин);

- Обучать детей понимать основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением;

Развивающие:

- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

- Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения;

- Развивать связанную речь;

Воспитательные: 

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: художник – иллюстратор, знциклопедия, мнемотаблица

Оборудование: книги различных размеров и разного содержания, нарисованные на картинках герои сказок, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона), мнемотаблица к русской народной сказке «Гуси-лебеди».  портреты художников — иллюстраторов детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин)

Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Методические приемы:

1.Вводная часть:

1.Организационный момент(Загадка).

2. Вопросы о книге.

3. Сюрпризный момент.

2.Основная часть: 

1. Выполнение заданий Бабы Яги.

2. Физкультминутка:

3.Заключительная часть:

Словесный: Вопросы детям: где побывали, чем занимались, что понравилось и запомнилось?

Ход НОД:

1.Вводная часть.

1. Организационный момент:

Дети, нам пришло письмо от Бабы Яги. Она собирается к нам в гости. Ей нужен один предмет, а какой, мы узнаем, отгадав загадку.

Говорит она беззвучно,                                                                                                                                        

А понятно и не скучно.                                                                                                                                    

Ты беседуй чаще с ней –                                                                                                                                        Станешь вчетверо умней. (Книга).                                                                                                                       Ребята, в течение года мы много с вами говорили про книги. Скажите пожалуйста, какие литературные жанры вы знаете? (ответы детей). Кто сочиняет литературные произведения? (ответы детей). Кто рисует иллюстрации к книгам? (ответы детей).  Вы делали очень интересные книги дома с родителями, рассказывали про них друг другу, в группе изготавливали свою собственную книгу.

Ребята, а почему говорят: "Книга – источник знаний"? (Дети отвечают).                                    Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают).                        Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей).

Эта книга- сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Сюрпризный момент: Под музыку выходит Баба яга и говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая -умная - я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик - семицветик).

2.Основная часть:

Воспитатель: Ну вот, прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик - семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

1 задание.

Воспитатель: Нужно вспомнить пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывает из земли, а знания - из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

2 задание.

Воспитатель: Смотрите, у меня есть мнемотаблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу по русской народной сказке «Гуси-лебеди». (См. Приложение №1.)

Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

3 задание.

Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Винни – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель: Какие вы молодцы - сказочных героев знаете!

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

4 задание.

А теперь сделаем зарядку. 

Физкультминутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»).

Дети говорят:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

5 задание.

Воспитатель:

А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)

Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель: 

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с шестым заданием!

6 задание.

Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья, которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок, по которому Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек, на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

7 задание.

Воспитатель: Давайте сядем за столы. Я вас познакомлю с художниками — иллюстраторами детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин). Они рисуют   иллюстрации к детским книгам.( Дети рассматривают их портреты).

Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо:

«Дорогие дети группы «Теремок», я была не права! Оказывается, вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!

3.Заключительная часть:

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области " Речевое развитие" ( итоговое) в первой младшей группе. Тема: " Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто"

Задачи: Закрепить умение разгадывать загадки; осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо, описывать предметы (игрушки), повторить и закрепить ранее изученные стихотворения А.Барто; развивать речь,...

конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»

конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»

Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, ...

Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"

Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба  и друзья"...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"

laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Дом для Домовенка Кузи»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группетема: «Дом для Домовенка  Кузи»...

Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе Тема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»

Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группеТема: «Автоматизация звука [ш] по сказке Маша и Медведь»...