Конспект занятия "По экологической тропе".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Арчагова Алена Валерьевна

Конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ekologicheskoy_trope.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«По экологической тропе»

Учить детей узнавать по веткам деревья и сравнивать их.

Помочь детям увидеть мир, как экологическую систему, дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Повторить и обобщить представления о деревьях таежных животных и птицах. Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера.

Развивать познавательные способности, мышление, воображение, память, внимание, умение ориентироваться на местности по плану. Развивать монологическую речь, отвечать распространенными предложениями.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей.

Ход занятия.

Почтальон приносит письмо. Воспитатель с детьми открывают письмо, в нем фотографии, письмо и карта.

-Ребята, это письмо от бабушки Аннэ, она приглашает нас в гости и послала вот эту карту, которая поможет нам дойти до ее жилища. (Дети рассматривают карту и по карте определяют маршрут.)

-Нам нужно пройти по дороге, которая проходит по тайге, впереди болото и выйти  к реке, где находится дом бабушки Аннэ.

-Ребята, а что такое тайга? (смешанный лес).

-Смешанный лес, это какой лес? Какие деревья растут в смешанном лесу? (лиственные и хвойные)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных (у лиственных деревьев на ветках растут листья,

 а у хвойных – иголочки, хвоинки).

-А теперь ребята в путь. (включается музыка природы)

-Посмотрите какая красивая тайга! А как называется это дерево? (береза).

Какое это дерево –светолюбивое, или тенелюбивое? Где на березе находятся семена? (в сережках)

Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красные кораллы (рябина)

Как отличить рябину от других деревьев? (летом листья осенью плодами, а зимой по цвету коры и по почкам на веточках).

Посмотрите, что за веточка здесь лежит? От какого она дерева? (от сосны). Что мы видим на ветке сосны? (шишки) Какие птицы любят ими лакомиться? (клест, дятел) Какого цвета ствол у сосны? (медно-желтого). Что вытекает из трещины в стволе? (смола).

-Смолу у сосны называют живицей, потому что она заживляет на стволе раны, - трещины, люди же знают целебные свойства смолы.

- А какое дерево вы видите здесь? Как оно называется? (ель). Какие у ели листья? Меняет ли она хвоинки? Что растет на ели? Кто приходит к ней пообедать? Почему на ветках ели не держаться снежные шапки? Посмотрите, что я нашла на дороге? Что это? (кедровая шишка) С какого она дерева упала? Какие звери птицы любят кедровые орехи? ( белка, кедровка, бурундук клест и др.)  Почему кедр не падает при сильном ветре? (у него могучий, сильный корень).

-Как вы думаете, что случиться, если не будет деревьев? Почему нельзя загрязнять лес?

-Ребята, посмотрите, здесь какие- то следы? Как вы думаете, чьи это следы (лося) Почему у лося такие копыта? (чтобы в снегу и на болоте не провалиться). Чем питаются лоси? (болотными травами, побегами деревьев, корой деревьев и листьями.)

_Это кто бежит в лесу густом, заметая след хвостом. (лиса) Для чего она это делает? На кого охотится лиса? (на полевых мышей, зайцев и глухарей)

Посмотрите, какие маленькие следы кто- то оставил на снегу. Как вы думаете, кто это? (белка).  Где белка устраивает себе дом? (на дереве в дупле или гнезде) Чем питаются белки? Почему о белке говорят, как о хорошей хозяйке? (летом готовить запасы на зиму).

Как белка помогает деревьям?

-Ребята, как вы думаете, почему мы следы зверей в тайге видим, а самих зверей нет? (они прячутся).  От кого они прячутся?

Послушайте, ребята, чьи голоса слышны? (птичьи).

Про кого так говорят: «Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит» (про дятла).

Какое оперение у дятла? (пестрое черно –белое, а на голове красная полоса) Зачем дятел долбит дерево? (ищет вредных жуков). А чем еще питается дятел? (сосновыми и еловыми шишками).

Что за птица: «Днем спит, а ночью летает»

Почему сова – интересная птица? Какое у нее оперение? Какие звуки может издавать птица? Когда и на кого сова охотится? Что сова, делает днем?

Посмотрите какая птица сидит на пне? Как вы думаете, почему она так называется? Какой клюв у кедровки? (длинный, крепкий) Чем она питается? (кедровыми орехами, гусеницами –вредителями). Как кедровка помогает кедру? (прячет орехи в дупле, во мху, под пеньки и если не находит их, то из них потом вырастают молодые кедры).

А это кто прячется в сугробе? (глухарь).

Как вы узнали эту птицу? (у нее красные полосы над глазами, сама она крупная с черным оперением).

Как вы думаете, за что этих птиц назвали глухарями. Чем они питаются? Куда прячутся на ночь? (вырывают нору в снегу).

Много птиц еще живет в тайге. А как птицы помогают лесу? Почему птиц нужно беречь? Что будет, если исчезнут все птицы? Как мы можем им помочь?

В природе все взаимосвязано, никто и ничто не может существовать друг без друга. Все в природе главное. Как же сохранить эту красоту? Как не навредить природе?

Дети говорят правила поведения в лесу.

Воспитатель предлагает детям поставить в лесу знаки по правилам поведения.

Ребята, давайте посмотрим на карту и определим, куда же нам дальше идти. Вот по этой узкой тропинке нам надо пройти и тогда  мы выйдем к реке ( дети проходят по узкой тропинке и выходят  на берег реки, где стоит чум). Зовут бабушку Аннэ. Выходит из чума бабушка Аннэ и встречает детей.

-Здравствуйте мои дорогие, а я как раз жду вас. Вот мой дом. Знаете как он называется? (чум) А чем он отличается от ваших домов? Посмотрите, чем же мы покрываем чум. А знаете мы ведь не живем на одном месте, все время нам приходится переезжать с места на место. Когда переезжаем, то шесты и бересту от чума берем с собой, чтобы не рубить деревья снова. Ребята, а вы знаете в каких еще жилищах мы живем? (землянках, полуземлянках) Почему их так называют?

Ой, совсем забыла, я же готовлю для вас угощение – уху. А вы знаете, что такое уха? (рыбный суп).

А из каких рыб мы варим уху? (налим, муксун, щука, стерлядь, осетр) А что еще мы делаем с рыбой? (сушите, вялите, солите и т.д.)

Все то вы знаете, ребята. В Оби много рыбы водится, но мы ловим ее столько, сколько нам нужно, остальную отпускаем. Мы бережем нашу природу. Ведь тайга и река нас кормят. В тайге мы собираем ягоды, грибы, шишки, ловим зверя и если тайги не будет, то мы погибнем ой уже и уха готова.

-Спасибо, бабушка Аннэ, мы теперь знаем, как вы, ханты, бережете природу. Мы тоже будем беречь ее.

До свидания, бабушка Аннэ, пора нам возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Прохождение экологической тропы осенью».

Конспект «Прохождение экологической тропы осенью». экскурсия...

Конспект НОД «Экологическая тропа весной»

Программное содержание. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект занятия "Экологическая тропа "Путешествие в природу"

Представлен занимательный конспект занятия с детьми по экологическому воспитанию...

Конспект прогулки" Экологическая тропа" средняя группа

Воспитывать бережгое отношение к природе и плведение в ней, любовь к родному краю....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект ООД "Экологическая тропа весной"

Конспект ООД "Экологическая тропа весной"...

Конспект НОД "Экологическая тропа "В гости к Зимушке-зиме"

Конспект предназначен для работы с детьми второй младшей группы...