Конспект нод в подготовиетльной группе "Крым Богом подарен для всех нас один"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе о Крыме и его народностях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

КОНСПЕКТ  НОД

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 «КРЫМ БОГОМ ПОДАРЕН ДЛЯ ВСЕХ НАС ОДИН»

   Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

  Варламова Т.Ю.

2019 г.

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«КРЫМ БОГОМ ПОДАРЕН ДЛЯ ВСЕХ НАС ОДИН»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма.

Задачи: 

Образовательные:

Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми.

Развивающие:

Расширять жизненный опыт детей, знания о людях Крыма (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства,  активизировать словарь детей.

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к малой родине. Акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы:

- практические;

 - наглядные;

- словесные;.

- игровые;

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: карта России,  Карта Крыма, ноутбук, презентация о Крыме и его народах.

 

Ход НОД:

 (Воспитатель выставляет для обозрения географические карту России, картины с изображением природы Крыма) 

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком крае в нем говорится.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром.

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

О чем говорится в стихотворении? Как называется большая страна, в которой мы живем? (Ответы детей).

Россия – огромная страна, наша большая Родина.

Покажите на карте границы нашей страны? (ребенок проводит указкой вдоль границ России).

Россия очень богатая, большая и разнообразная страна: на севере очень холодно и, куда только видит глаз – сплошные льды, снег и вечная мерзлота. За полярным кругом существует природное явление – полярная ночь. Что такое полярная ночь? Это, когда целые сутки темно и днем, и ночью. А в Санкт-Петербурге в летнее время бывает другое уникальное природное явление – белые ночи. Расскажите о нем.

  На юге России жарко и солнечно. В центре часто идут дожди. В России есть могучие высокие горы, например, Уральские, широкие реки, огромные поля, прекрасные сады, красивые равнины, леса. Есть большие города, маленькие посёлки, уютные деревни и прекрасные столицы. Каждая местность уникальна и удивительна.

Ребята, но у всех есть еще и малая Родина – место, где родился, живешь. Как называется наша малая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым).

Послушайте легенду о происхождение Крымской земли.

 Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли, наш Крымский полуостров. (показ карты Крыма)

- Почему Крым называется полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

- А как называется столица Крыма? (Ответы детей).

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Крым - одно из самых красивых и удивительных мест на земле. Каждый, кто хотя бы один раз побывал в Крыму влюбляется в наш полуостров. Крымский полуостров омывается водами двух морей .

- Как называются эти моря? (Черное  и Азовское).

Азовское море известно, как самое мелкое море в мире, Черное море такое разное в любое время года, теплое привлекает к себе людей из разных уголков земля для отдыха и лечения. Ведь Черное море славится своими лечебными свойствами.  

В Крыму удивительный ландшафт.  

Ландшафт - сочетание различных условий - рельефа, климата, почв, растительного и животного мира и т. характерного для этой местности.

 Здесь есть горы и степи, леса и поля, реки и водопады. Такое разнообразие на небольшом участке суши, в сочетании с морским воздухом, делают его по-настоящему целебным.

- Чем пахнет крымский воздух? (Морем, фруктами, розами, степными травами, медом, и т.д.)

Крым называют жемчужиной, здравницей. Так ответьте, почему?

Правильно все сказали. Давайте и мы отдохнем и отправимся к морю.

Физминутка «К морю»

К морю быстро мы спустились,                шагаем на месте

Наклонились и умылись,                        Наклоны вперед, имитация умывания

Раз, два, три, четыре, пять                        Хлопки в ладоши

Ват как славно освежились.

А теперь поплыли дружно                        Движения руками

Делать так руками нужно:

Вместе – раз – это брасс,

Одной рукой – это кроль,

Все плывем мы, как один,

Все плывем мы, как дельфин.

Вышли на берег морской                        шагаем на месте

И отправились домой!

                                        

Ребята, мы многое сказали об уникальности Крыма, но главная его ценность – это люди, народы, населяющие его. С древних времен здесь проживают народы разных национальностей:

Чтение стихотворения «Хоровод»

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы-

Есть у нас другое имя:

Нас зовут ещё «крымчане».

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары,

Ассирийцы и болгары,

Становитесь в круг скорее!

Хайторма, гопак и фрейлахс,

Сырба, барыня, сиртаки-

Словно лютики и маки,

Так поляна загорелась.

Не в саду, не в огороде –

Мы в семье, в своём народе.

Дай мне руку, мой ровесник,

Станем рядом в хороводе!

О каких народах и национальностях говорилось в стихотворении, кто же живет в Крыму?

Какие еще национальности народов Крыма  вы знаете? (Ответы детей).

Первооткрывателями Крымского побережья были греки. Легенда говорит о том, что, когда греки шли по морю на своих кораблях, они попали в страшный шторм. Гигантские волны накрывали корабли сверху, небо и вода были черными и озарялись лишь вспышками молнии. Надежды на спасение уже не было. И тогда люди упали на колени и обратились к Богам с мольбой о спасении.

Свершилось чудо  - шторм стих, выглянуло солнце,  и вдали показался красивейший берег. Так древние греки открыли красивейший феодосийский залив и основали наш родной город – Феодосию, и другие города Крыма – Пантикапей – ныне – Керчь, Керкинитиду – ныне Евпаторию, Херсонес – ныне территория Севастополя.

С тех давних времен территорию Крыма заселили различные народы, среди них:

 крымчаки и ассирийцы.  Их основное занятие – садоводство, ремёсла, торговля, огородничество.  Они славились как мастера – шапочники, шили прекрасную обувь;

В XI веке в Крым эмигрировали дружелюбные и трудолюбивые  армяне.  Армяне всегда славились умением работать с кожей,  обладали уникальным умением находить воду, родники. Каждый родник  умело и с любовью этот народ с помощью камня облагораживал  и превращал в памятник. Такие родники можно и сейчас увидеть в  старинном армянском монастыре Сурб-Хач недалеко от города Старый Крым.

Проживают в Крыму и потомки древних греков современные греки.  Этот народ отличается  гостеприимством. Издавна греки занимались добычей соли, разведением скота и рыболовством. А еще  на праздновании Нового года хозяйки пекут каравай.

- Что такое каравай? (это  особенный хлеб выпеченный к празднику).

Внутри каравая  запекают монетку. Тот, кто ее найдет – будет счастлив целый год!

Ребята, можно бесконечно долго рассказывать о народах, населяющих Крым. Каждый из них интересен и уникален, у каждого есть свой язык,  культура, костюмы, обычаи, традиции.

- Как вы понимаете слово традиции?

Традиции – это правила, которые выполняют в семье, они передаются от старшего поколения младшему.

В нашей группе тоже есть дети разных национальностей, и сейчас они расскажут о них  и о традициях.

(Дети выходят под национальную музыку в национальных костюмах)

Ребенок: - «Селям Алейкум! ».

- О какой национальности хочет рассказать этот ребёнок? (О крымскотатарской).

 Давайте поздороваемся на татарском языке:

- Алейкум селям!

 Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. На стол ставят национальные блюда лагман, самсу и пахлаву. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим. 

 Спасибо тебе. Нам всем было очень интересно.

Ребенок: «Добрый дэнь!»

- Какую национальность представляет этот ребёнок? (Украинскую).

- Давайте поздороваемся на украинском языке:

Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Гостю предлагают украинский борщ с пампушками, сало и вареники с разнообразными начинками.

Спасибо тебе, очень интересный рассказ.

Ребенок: «Здравствуйте!»

- Кто по национальности наш герой?

Слово «Здравствуйте» означает – здравы будьте – т.е. будьте здоровы. Давайте ответим так же.

Я расскажу вам об одном очень интересном обычае. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки. А зачем клали эти вещи?

- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.

И, конечно же, что бы всегда был здоров. А когда приходит гость, на стол ставят щи, блины, а летом – освежающую окрошку.

Спасибо.

Поиграем в игру, «Что лишнее?»

(На экран проецируется серии картинок - 3 картинки, характерные дляданной национальности, а четвертая -  чужеродная).

Например: изба, косоворотка, балалайка, украинский веночек;

Мазанка, вышиванка, сало, кокошник;

Мечеть, кумыс, тюбетейка, блины;

Самовар, пельмени, матрешка, рушник. И. т.д.

Ребята, сегодня мы говорили о нашей малой Родине…. (Крыме). О том, чем славен наш благодатный край, за что мы его любим. Народов, населяющих Крым много, и каждый отличается друг от друга своими традициями и обычаями. Объединяет нас одно – любовь к своей малой Родине. Само слово «Крым»,  в переводе с тюркского,  означает – защитное сооружение, крепость. Для того, чтобы жить счастливо всем должно быть тепло и уютно в своем доме. Как говорят в народе: «Мой дом – моя крепость». Значит, каждый из нас должен бережно относиться к обычаям и традициям своего народа, а также к традициям и обычаям других народов, гордиться нашим домом – Крымом, и любить его. Вот тогда мы будем жить мирно и счастливо.

Знают взрослые и дети-

Много дивного на свете!

Но волшебная страна,

Полная чудес - одна!

Это - наш красавец Крым,

Он самим творцом любим!

Словно в зеркале вселенной,

Отразилась в нем планета.

Каждый хочет непременно

Посмотреть на чудо это.

Здесь многих народов скрестились пути

И многих племён - перекрестья,

Чтоб мир и покой мы могли обрести,

Заботясь об этом все вместе.

Болгарин и русский, еврей, караим,

Крымчак, украинец, татарин.

Крым каждый по праву считает своим:

Он Богом для всех был подарен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения на воде "Правила дорожного движения для всех!"

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улице, через занятие на воде. ЗАДАЧИ: • учить детей различать дорожные знаки по группам (запрещающие,...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....

Конспекты занятий по проекту "Маму мамочку свою больше всех люблю" ( №1 -10)

1.     Беседа  с детьми «Моя  Мама»(подготовительная группа) Цель: Закрепление  и уточнение  знания детей о своих мамах, развитие положительных эмоций дете...

Конспект занятия для детей 2 младшей группы « У всех есть свой дом»

Занятие способствует развитию представлений младших дошкольников об окружающем мире, закреплению имеющихся знаний о доме, жилище....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»...

Конспект ОД на тему «Слава богу, что мы казаки!».

Конспект ОД на тему  «Слава богу, что мы казаки!».Цель:— Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;-Закреплять приемы лепки работы с тестомЗадачи:-Приобщать детей к наро...

Конспект НОД в подготовительной группе «Крым богом подарен для всех нас один»

Конспект НОД, в рамках работы по региональному компоненту, направлен на расширение и закрепление знаний детей о родной Республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические цен...