"Байкал и его обитатели"
план-конспект занятия (средняя группа)

Сальникова Дарья Сергеевна

Байкал и его обитатели!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_i_ego_obitateli.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Байкал и его обитатели»

 

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  • Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование:

  • карта озера Байкал;
  • картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов;
  • картинки голомянки и нерпы;
  • спортивные маты;
  • магниты, раскраски нерпы, карандаши;
  • магнитофон, запись шума волн и крика чаек.

Предварительная работа:

  • Беседы об озере Байкал, его обитателях.
  • Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.)

Продуктивная деятельность: рисование рыб, нерпы, лепка.

 

Ход:

Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

М.Сергеев.

Сегодня ребята мы с вами поговорим и уточним знания о том, что же интересного мы узнали об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Вопросы детям:

- На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц.)

- Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро.)

- Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)

- Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)

- Можно ли пить воду из Байкала? Почему?

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Сергей Вагин.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.

Физкульминутка:

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!

1. Что за рыбка-невиличка,

Меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна-

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка?

Это рыбка-голомянка!

2. Я мальков живых рождаю

И в воде не замерзаю.

А от нерпы спрячусь в ямку,

Моё имя- голомянка.

Воспитатель вешает картинку голомянки на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?

Ответы детей:

- Голомянка живёт только в Байкале.

- Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.

- Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.

- У голомянки есть зубы.

- Ест икринки и планктон.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.

Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.

Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?

(Нерпа.)

Дети берут конверты достают листочки со стихами. (Внутри лежат рыбки сделанные из соленого теста). Воспитатель читает:

В пресноводных волнах рыбы

Их поймать смогли и вы бы

Ускользнуть отыщет миг

Рыба северная … (Сиг)

Прячусь я на дне речном

Я усатый, но не сом.

Друг на друга мы похожи,

Но меня не путай с ним.

Видишь – пятнышки на коже

Значит, это я… (Налим)

Среди камней под тихою струею

Как тень невидим он стоит

С начищенной до блеска чешуею

Сливаясь с дном в единый монолит (Хариус)

Красный хвост дугой согнул

По теченью повернул

Нет в Байкале рыб быстрей

Терпеливей и мудрей

Великан на охоте каждый день

Рыба древняя ---- (Таймень)

Он щекаст и головаст

Лежит на дне набычившись,

Но в беду себя недаст… (Широколобик или бычок)

Начинается на «О»,

Ох, и любят же его!

Говорят живет в Байкале

Вы случайно не слыхали… (Омуль)

Эта рыбка на вид невзрачна.

Но зато она так прозрачна.

Что к глазам поднесу поближе –

Сквозь нее чудеса увижу. (Голомянка)

Отгадки названий рыб сопровождается показом слайдов.

Дети размещают найденных рыб на макете озера Байкал. И находят, что на макете, на льдине лежит мама – нерпа.

Воспитатель предлагает детям назвать и показать рыб, которые помогли нерпенку найти маму-нерпу.

Ребята, вы рады, что помогли нерпенку найти свою маму. Как вы думаете, пока нерпенок маленький и беззащитный как мама – нерпа заботится о нем? (Ответы детей).

Правильно, нерпа кормит нерпенка молоком, ловит для него рыбу, учит его плавать, нырять, защищает его.

Как вы считаете, нерпа нуждается в защите? Почему? (Ответы детей).

Как мы можем помочь обитателям Байкала? (Ответы детей)

Правильно, в наших силах не засорять озеро. Не приносить вред тем, кто обитает в Байкале.

Ребята, что вам запомнилось больше всего? Что мы узнали? С какими обитателями Байкала познакомились? (Ответы детей)

Воспитатель вешает на магнитную доску картинку нерпы.

- Что интересного мы знаем о нерпе?

Ответы детей:

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.

У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

 - Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

- Что такое продух?

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (несколько матов), на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).)

Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе на тему: «Байкал и его обитатели»

Занятие в старшей группе на тему: «Байкал и его обитатели»Тема: «Рыбы Байкала»в группе от 5-6 летЗадачи:Учить детей находить Байкал на карте. Продолжать знакомить детей с обитателями Байкала. Познаком...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Озеро Байкал и его обитатели»

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере;  закреплять представления детей о ры...

ПРЕЗИНТАЦИЯ "ОЗЕРО БАЙКАЛ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ"

Развитие познавательного интереса к озеру Байкал...

Конспект итогового мероприятия в средней группе Тема: «Байкал и его обитатели»

Цель:  Создать условия для  развития  познавательного интереса к  озеру Байкал....

Дидактическое оборудование «Макет «Байкал и его обитатели»

Дидактическое оборудование может использоваться на занятиях познавательной направленности для ознакомления с образом жизни животных и взаимосвязи между живыми объектами и окружающей средой, для органи...

Байкал и его обитатели

Байкал и его обитатели...

Проект "Озеро Байкал и его обитатели"

Муниципальное образование Тайшетский районМуниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Белочка»...