Конспект нод «Деревья зимой»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Карпухина Ольга Валерьевна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_zimoy.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

городского округа город Фролово

Тема: «Деревья зимой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                                                                          Составила:  

                                                                                                                          воспитатель

                                                                                                  высшей квалификационной

                                                                                                                          категории

                                                                                                                          Карпухина

                                                                                                                          Ольга Валерьевна                                        

                                               

 

Фролово 2016

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Возраст: подготовительная группа – 6/7 лет.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, познавательная, речевая, музыкально-художественная, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: группа.

Задачи: 1. Образовательные:

- продолжать совершенствовать умение предавать в рисунке строение дерева: ствол – кистью, ветки разной длинны – нетрадиционной техникой при помощи трубочки;

- обращать внимание детей на отличия ствола от веток по форме, по толщине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунке;

-закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета);

- способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций.

2. Развивающие:

- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков в окружающей природе, способствовать образному восприятию зимней природы, эстетические чувства с помощью воспроизведения художественного образа дерева, комбинировать различные техники;

- развивать тактильную чувствительность, дыхательный аппарат;

- поощрять творческую инициативу детей;

- обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и положительное отношение к искусству, потребность в общении с природой, желание заботиться о ней, уважать и бережно относиться к природе;

- стремление детей  к достижению результата.

Словарь новых слов: чародейка, ажурное время года.

Предварительная работа: чтение стихов: И. Бунин «Первый снег», А.С. Пушкин «Зима, крестьянин, торжествуя!», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», рассматривание репродукций картин, наблюдения на прогулке.

Оборудование и материалы: мольберт, ноутбук, экран, проектор, презентации, диск с записью музыки Вивальди «Зима» и П. И. Чайковский «Времена года», на каждого ребёнка: акварельные краски, гуашь белая, кисточки, трубочки, стаканчики непроливайки, лист бумаги формат А4, салфетки, шишки, подушки.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

I  Организационный момент. Психогимнастика.

Воспитатель: 

(Подходит к детям, в руках держит шкатулку, внутри которой, трубочки)

- В нашей группе как всегда, каждый занят с самого утра. А играть ведь вам не лень?

Дети: 

- Не лень.

Воспитатель: 

- Все расписано на день: когда кушать, когда спать, когда сесть и рисовать. Посмотрите, что у меня в шкатулке?

Дети: 

- Трубочки.

Воспитатель:

- А что можно с ними делать?

Дети: 

- Подуть в них.

Воспитатель:

- А я ещё умею с помощью таких трубочек рисовать, смотрите как  (показывает на листе как можно нарисовать палочки).

- Кто хочет научиться рисовать трубочками?!

Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, хорошее настроение. Наше тепло, наше хорошее настроение с воздушным поцелуем пошлём, друг другу, новому дню и замечательной планете, на которой мы живём – Земле!

Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои друзья.

II  Основная часть.

1. Беседа

Воспитатель: 

- Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель:

- А я люблю рассказывать сказки детям! Сегодня я помогу вам попасть в одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо и украсить нашу планету.  Я буду рассказывать сказку, а музыка мне поможет. Присядем  на подушечки, закроем глаза и внимательно слушаем музыку и сказку.

- Как прекрасен зимний лес! Все вокруг белое, покрыто мягким пушистым снегом. Мы попали в страну Снежной королевы… Здесь царствует тишина. Пушистый белоснежный ковер устилает землю. Он накинут на ветви деревьев, как теплая шубка. Все вокруг украшено ослепительным снегом, прозрачным льдом и серебристой изморозью. Только ветви замерзших деревьев иногда скрипят и трещат от мороза  Скрип снега под ногами нарушает тишину. Кажется, что все спят, под белоснежным покрывалом.  Но нет…, слышите, ворона каркнула…, сорока застрекотала, а вот подала голос еще какая-то зимняя птица. А совсем рядом тенькает синичка – невеличка!
Жизнь в зимнем лесу затихает, но не останавливается

(Музыка стихает, педагог предлагает детям открыть глаза).

-  Вот и закончилась наша прогулка! Дети, вам удалось  увидеть  зимнюю сказку?  

Дети: Да

Воспитатель:

- Что вы запомнили, во время зимней прогулки?

Дети: Красивые деревья в снегу, снег искрится, много снега, синицу, сороку.

Воспитатель:  

- А сейчас внимание на экран. (Презентации №1 «Зима»)

- Зима – праздничное, нарядное, ажурное  время года. Она всегда радовала художников и поэтов, которые писали стихи, посвящённые ей:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

 (Ф. Тютчев)

- Ребята, как вы понимаете выражение: «чародейка зима»?

Дети: 

- Волшебница.

Воспитатель: 

- Чародейка – колдунья, волшебница. Зима – волшебница околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка погружает в сон

- Ребята, как вы понимаете выражение: «ажурное  время года»?

Дети: 

- Много узоров.

Воспитатель: 

- Ажурный, значит, сквозной, тонкий, прозрачный рисунок или узор, который наносит мороз.

Художники рисовали замечательные картины, радующие нас своей красотой в любое время года.

- Расскажите, что же изобразили художники на своих картинах? (Лес, деревья)

- Каждое время года по-своему прекрасно. В каждом месяце есть свои краски. А зима? Сколько красок у зимы? (Совсем немного)

- Какие краски использовали художники? (Голубая, белая, синяя)

- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти картины? (Радостное, грустное, печальное)

- Как бы вы назвали каждую из этих картин? (Зима в лесу. Волшебница - зима. Зима - сказочница)

Воспитатель: 

- Художники, как добрые волшебники, изображали зиму на своих картинах.  Я  предлагаю вам превратиться в добрых волшебников и создать свою зимнюю сказку.

2. Физкультминутка.

Воспитатель: 

- Представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена. (Дети сидят на корточках)

Наступила осень. Семена созрели. (Встали. Потягивания – руки в стороны)

Я – дерево – мама, а вы мои детки. Качала я вас в колыбели на ветке. (Легкое покачивание)

Но время пришло, вам пора улетать, пора вам большими деревьями стать. (Потягивания руки вверх)

Но вот подул ветер, и закружились. Полетели мои детки семена. (Вращение туловищем)

Упали на землю и заснули под тёплым, пушистым, снежным одеялом, ожидая прихода весны. (Дети сидят на корточках)

Пригрело солнышко, растаял снежок, пошёл тёплый дождик. Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелёк с маленькими веточками. (Встали. Потягивания – руки в стороны) Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Пройдёт время, и вы станете большими деревьями. (Потягивания руки вверх) Вот такими!

Воспитатель:

- Вот мы и в царстве лесном. Что такое дерево? Как оно растёт? Кто все части дерева верно назовёт?

Дети: 

- Корень, ствол, ветки, листья.

Воспитатель: 

(Презентация №2 «Строение дерева») 

- Есть у дерева крепкие корни. Глубоко вросли они  в землю:

Чтобы дерево крепко стояло, чтобы ветки и листья питаться могли. (Слайд 1)

Есть ствол, а на стволе кора: если жара – укроет она,

Ну, а если сильный мороз – ствол защитит, чтобы он не замёрз. (Слайд 2)

Словно руки там и тут – ветки от ствола растут!

Этих веток очень много, может даже миллион! (Слайд 3)

Еда для дерева в земле водой растворяется, корешками её дерево берёт,

Веточкам и листьям пищу отдаёт!  (Слайд 4)

Воспитатель: 

-  Дети, у меня есть волшебная шкатулка, которая поможет нам стать художниками! (Воспитатель произносит волшебные слова)

- Крибле – крабле – бумс…

(Достает из шкатулки трубочки)

- Эти трубочки необычные, они волшебные, они помогут нам нарисовать  зимнее дерево. Кто желает попробовать?  Вначале подготовим наши пальчики.

3. Массаж для кисти руки.

- Положите на ладонь  шишку. Дети, посмотрите, в ваших руках целый лес, много – много деревьев!  В шишках находятся семена, если их посадить, то из них вырастут деревья, много – много, т. е. целый лес. (Дети катают шишку между ладонями, тем самым разминают кисть руки)  

4. Показ воспитателя

(Воспитатель объясняет и показывает на мольберте технику рисования)

- Ребята, посмотрите на картину, с чего мы начнём рисовать дерево? (Со ствола).

- Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Какая краска мне понадобится? (Коричневая).  Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть,  проведу прямую линию сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что ствол тонкий вверху, а чем дальше вниз мы ведём кисть, тем ствол начинает расширяться. Внизу ствол более широкий. Получился ствол дерева. Что ещё, дети, мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево? (Ветки) Правильно, ветки. На стволе у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи нашей волшебной  трубочки в желаемом направлении. Вот так (показываю).  И на глазах подрастают ветки у дерева. Вот и получилось наше дерево. Зимой на деревьях лежит снег.

Какую краску мы будем использовать для рисования снега? (Белую)

- Где  ещё можно нарисовать снег? (Около дерева, внизу у ствола).

- Снег на земле тоже можно нарисовать с помощью трубочки. Ставим небольшую кляксу кисточкой и раздуваем капельку с помощью трубочки. Вот так. (Показ) А сейчас изобразим небо. В какой части листа расположим небо? (Вверху).

- Ребята, дерево готово,  обратите внимание, что изображение дерева занимает почти весь лист бумаги, но не выходит за край листа.  

III  Практическая часть.

1. Творчество детей.

Дети садятся за столы. Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года».

Воспитатель: 

- Начинаем колдовать – зимний лес рисовать,

И сейчас у нас опять будут ручки рисовать.

(В  процессе работы,  воспитатель помогает детям наводящими вопросами, советами. Показом тем, кто в этом нуждается, отмечает их самостоятельные находки. Напоминает и показывает, как правильно держать кисть, как нужно сидеть за столом. По ходу деятельности закрепляет правила пользования салфеткой и водой. Напоминает детям, что лишнюю краску мы снимаем о край баночки. Воспитатель обращает внимание, что снег на деревьях следует рисовать только тогда, когда дерево высохнет).

2. Просмотр видеоролика №3 «Зимняя сказка»

Воспитатель обращает внимание на красоту зимней природы, на то, какие снежные деревья могут получиться у каждого, если хорошо постараться!

3. Творчество детей

 По мере того, как дети  заканчивают  свои работы,  они размещаются  на отдельном столе до полного высыхания. Затем работы вывешиваются на стену Творчества.

4. Организация выставки.

Воспитатель:

- Вот и получилось у нас настоящее чудо – зимняя сказка, созданная своими руками. И я, как сказочница, выполнила все три обещания:  мы в сказку попали, в добрых волшебников превратились, своими руками сотворили чудо.

IV  Итог

Воспитатель:

- Посмотрите ребята на свои работы, какие они у вас получились разные, все по-своему красивые. От работы добрых рук, лес волшебный вырос вдруг. Вырос лес из кисти, краски.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье.

Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Деревья зимой"

Как зимуют звери, птицы, насекомые и люди мы уже знаем. А вот как зимуют деревья?...

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе на тему:"Деревья зимой".

В данном конспекте описано о проведении занятия по рисованию . о том как сделать занятие интересней - для этого в гости позвали куклу Катю....

Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Деревья зимой"

НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой».Цель: познавательные: закрепить знания детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой.Задачи:Познавательные: закрепить зн...

Конспект занятия "Деревья зимой".

Конспект занятия по развитию речи для дошкольников средней группы детского сада....

2016г. конспект занятия "Деревья зимой"

конспект занятия в младшей группе по познавательному развитию...

конспект ООД "Дерево зимой"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста....