Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Ерёмина Надежда Васильевна

Технологическая карта образовательной деятельности

по теме «Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_dymkovskaya_baryshnya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

по теме «Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»

Образовательная деятельность

«Художественно-эстетическое развитие»

Возраст детей

4 -5 лет  (средняя группа)

Тема НОД

«Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»

Цель

 создание социальной ситуации развития в процессе художественно – творческой деятельности

Задачи

 способствовать взаимодействию детей в парах: развивать умение договариваться, планировать свою деятельность;

- способствовать проявлению самостоятельности и инициативы у детей: в подборе оборудования и материала для деятельности;

- создать условия для свободного выбора детьми участников совместной деятельности;

- способствовать развитию познавательной активности, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять представления детей о народно-прикладном искусстве - дымковской игрушке;

- уточнить представления детей о разных изображениях дымковских Барышень, орнамента на юбках дымковских Барышень;

- развивать умения сравнивать и описывать их;

- развивать умения определять характер музыки и соотносить ее с изображениями;

- развивать умения украшать силуэты дымковской Барышни узором.

- развивать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить опыт выбора способа преодоления затруднения;

- развивать мыслительные операции, речевую активность, любознательность;

- создать условия для воспитания  чувства прекрасного, уважительного и бережного  отношения к культуре и истории своей Родины

Материалы

Барышни большой, разные силуэты дымковских Барышень, элементы дымковской росписи для среднего возраста, фрагменты музыкальных произведений: русская народная плясовая, русская народная песня «Субботея», гуашевые краски, кисти, салфетки, стаканы с водой

Предполагаемый результат

уточнить и закрепить представления детей среднего возраста о дымковской игрушке - Барышне.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные

задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение

в игровую

ситуацию

мотивировать детей на включение в деятельность; создать условия для выражения детьми своих мыслей

- Ребята, вы любите наряжаться?

- Какой ваш любимый наряд?

- Как вы думаете, хорошо быть нарядным?

- Сегодня у нас гостья. Как вы думаете, кто она? (Силуэт дымковской игрушки Барышни)

- Барышня тоже хочет быть нарядной и просит ей помочь.

- Хотите ей помочь нарядиться? Сможете?

Дети собираются возле педагога, отвечают на поставленные вопросы.

Настрой на предстоящую деятельность.

Приветствие, включение в диалог.

  1. Актуализация знаний

актуализировать представления детей о способах украшения одежды разными узорами

- Чтобы ей помочь, вспомним, какие бывают узоры на одежде.

- Нашей Барышне подойдет любой узор (орнамент)?

- Наша Барышня не просто игрушка. Хотите узнать, откуда она?

История

- Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская

игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. Чаще всего используются такие сюжеты как няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

- Вы сможете украсить наряд Барышни дымковским узором?

- Почему нет?

Дети отвечают на поставленные вопросы. Активизация словарного запаса.

Умение удерживать учебную цель.

Ответы детей.

  1. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения, понимание его причины.

- Вы знаете, каким узором украшают дымковские игрушки?

- Что нужно знать для того, чтобы украсить наряд Барышни дымковским узором? (Какой бывает дымковский узор?)

- У кого можно спросить? (Спросить у того, кто знает).

В: - Давайте позвоним мастеру по росписи дымковской игрушки.

- Что мы у него спросим? (Какие узоры можно рисовать на наряде Барышни?)

Звонок мастеру с вопросом детей

В: - Ребята, мастер сказал, что пришлет нам сейчас образцы дымковских узоров.

Умение фиксировать затруднение (дети затрудняются)

Умение удерживать учебную цель

Ответы детей.

  1. Открытие нового знания или способа действия

способствовать развитию представления о разных изображениях дымковских Барышень, орнамента на юбках дымковских Барышень

 На мольбертах выставлены образцы изображений дымковских барышень или дымковских игрушек барышень

В: - Ребята, давайте разделимся на пары, познакомимся с дымковскими Барышнями и рассмотрим узоры у них на юбках.

Дети делятся на пары, самостоятельно рассматривают игрушки и изображения, обсуждают в паре сообщение.

2. Дети собираются в круг, рассказывают и показывают руками элементы узоров

В: - Ребята, вы рассмотрели игрушки?

- Подходите ко мне в круг. Давайте, расскажем и покажем, какие элементы узоров вы увидели.

 По ходу выступлений детей, поясняю высказывания детей комментариями

В: - Какие цвета используют мастера для росписи?

В: - Как вы думаете, что означали элементы, которые вы увидели на картинках и игрушках?

- Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг?

- Что могла означать волнистая или ломаная линия?

- Что же могла означать клетка?

В: - Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающая человека. У дымковской игрушки есть свои цвета,  есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки

Мыслительные операции.

Умение оценивать свои действия.

Ответы действия детей.

  1. Введение новых знаний в систему знаний

способствовать развитию умений самостоятельно украшать силуэты Барышень

1. Самостоятельная деятельность детей

На доске (мольберте) висит плакат с элементами дымковской росписи.

В: - Ребята, вы выбрали элементы узора для наряда Барышни?

- Сможете теперь украсить наряд Барышни?

На столах для каждого ребенка силуэт дымковской барышни (разные), гуашевые краски, кисти, салфетки, стаканы с водой

В: - Ребята, посмотрите, к нам еще Барышни пришли в гости.

- Они одинаковые?

- Сможем теперь украсить наряд Барышням?

2. Слушание музыкальных композиций «Русская плясовая», «Субботея»

-В: - Ребята, посмотрите, получилось ли у нас украсить наряд Барышень?

- Хотите с Барышнями в веселый хоровод?

- Мы попали на ярмарку и название у нее озорное и шутливое «Свистунья». А проходит она в селе Дымково:

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое

«Дымково» назвали.

Здесь любят песни, пляски.

Рождаются чудо - сказки.

Вечера зимой длинны

И лепят здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

кружочки, клеточки, полоски -

простой, казалось бы узор.

Но отвести не в силах взор.

В: - Что мы сейчас делали с Барышнями?

В: - Под какую музыку танцевали?

- Какая она?

Д: - Веселая, танцевальная, подвижная, красивая

В: - Какое настроение?

- Чем понравилась музыка?

Применение нового знания в процессе деятельности. Дети рассматривают элементы росписи, рисуют узоры дымковской игрушки (узоры на фартук, юбку, кокошник и т.д.).

(Дети характеризуют музыкальные произведения)

Использование

Полученных знаний.

Выполнение действия

  1. Осмысление (итог)

Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской цели»

В: - Где побывали?

- С кем сегодня познакомились?

- Что делали?

- Что понравилось?

- Что было сложным?

- Что помогло справиться?

- Молодцы, ребята, мы с вами смогли украсить наряды Барышень, потому что узнали, как расписывают дымковских Барышень

Ответы на вопросы.

Умение оценивать свои действия.

Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: "Наша армия родная. Рассказ В. Бианки "Приспособился"" для подготовительной к школе группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Чечек» комбинированного типас. Хандагайты Овюрского кожууна Утверждено заведующейМБДОУ д\с «Чечек»...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Зайчик ждет гостей»

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Зайчик ждет гостей»...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Кошка (оригами)»

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Кошка (оригами)»...

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Мир диких и домашних животных» с использованием ИОС ФИШКИ

Технологическая карта образовательной деятельностина тему: «Мир диких и домашних животных»...

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Дикие животные» с применением ИОС Фишки

Технологическая карта образовательной деятельностина тему: «Дикие животные»...

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Домашние животные» с применением ИОС Фишки

Технологическая карта образовательной деятельностина тему: «Домашние животные»...