Литературно-музыкальное тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда « 900 дней мужества»
методическая разработка (старшая группа)

Трофимова Мария Сергеевна

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya_ko_dnyu_snyatiya_blokady.doc75.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальное тематическое  мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда

« 900 дней мужества»

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

2. Формировать любовь к родному городу, чувств гордости за защитников Отечества;

3. Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

4. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма;

5.  Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

Оборудование и материалы (оформление зала):  Музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда»,   детские рисунки, макеты, книги по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня, «дороги жизни», проектор, экран.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, электронных презентаций, рисование, работа с родителями, заучивание стихотворений и песен военных лет, просмотр фильмов о войне, беседы о героях.

Ход мероприятия:

Вход детей: звучит фоновая музыка, дети рассаживаются в зале.

Показ слайда 1

Ведущий: Здравствуйте ребята, Вы знаете,  по какому поводу мы с вами собрались?

Сегодня мы поговорим о блокадном Ленинграде. Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашисткой Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Это война была самым страшным испытанием для народа.

Показ слайда 2

О.В. читает стихотворение «Опять война, Опять блокада»  Показ слайда 3

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?

 Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.»

 И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!

 Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

 Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!

 Ведущий:  Кто же напал на нашу страну?

 Показ слайда 4

 В 1941 году в нашу мирную жизнь ворвалась война. Город наш тогда назывался Ленинград, а его жители – ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня.  Она звала на борьбу весь народ. «Вставай, страна огромная».

На фоне музыки  «Вставай, страна огромная…»  дети читают стихи.

  1. Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети               

Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких

Против всех людей советских – это значит – против нас.

  1. Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли,                  

Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели

Возле дома своего. Чтобы было все для фрицев, для фашистов – иноземцев,

А для русских ничего.

  1. Ах, война, что ты сделала подлая,                                             

     Стали тихими наши дворы,

     Наши мальчики головы подняли,

     Поседели они до поры.

Показ слайдов 5

Ведущий: Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушали дома, заводы, памятники,  падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Наш город оказался в блокадном кольце

Показ слайда  6, 7

Ведущий: Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. Но жители Ленинграда, ленинградцы – мужчины, женщины, пожилые люди, дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города.

Ребенок читает стихотворение            Настя Б.

В войну солдаты город защищали,                                               

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобой жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Показ слайда №8

Ведущий: В город перестало поступать продовольствие. Все дороги, ведущие к нашему городу, были отрезаны.  Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима… Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900… Это почти 2,5 года. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод, его постоянно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки.  Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога»

Запись воздушной тревоги.

Когда люди слышали такой сигнал, взяв с собой самое необходимое, прятались  в бомбоубежище, чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле»,   и по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

Звук метронома, песня

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежек)

Показ слайда 9

Опять фанера хлопнула в окне,                                            

И старый дом от взрыва закачался,

Ребёнок улыбается во сне,

А мать ему поёт о тишине,

Что б он её потом не испугался.        

  А.Н. читает стихотворение

Была война…шел 41 год.

Кольцо блокады Ленинград душило.

И только авиация, да флот

С трудом поддерживали жизни силы.

 

Но льдом сковало Ладожский простор,

Закрыв пути для водных перевозок

И было ясно: дать беде отпор

Одна дорога сквозь кольцо поможет.

 

Капризам Ладоги не счесть числа:

Где лёд встаёт, а где всю зиму волны,

Но надо, чтоб дорога пролегла 

Чтобы прошли машины, грузом в тонны.

 

И ликовал фашист, пророча: “Ленинград” 

Погибнет скоро в голоде и стуже!

Зря ликовал - дорога пролегла!

Путь на Кобону в ноябре был сложен.

 

И понеслись машины чередой 

С людьми, боеприпасами, пшеницей 

Сквозь артобстрелы и бомбёжек вой, 

В мороз такой, что насмерть мёрзли птицы 

 

И ставил Гитлер армии в пример 

И мужество, и стойкость Ленинграда,

Знать, восхищенье выразить хотел

Всем, выстоявшим страшную блокаду.

Показ слайда 11

Ведущая:  В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными. Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду, Ладожского озера помогла выжить людям. Эта дорога помогла выжить и спасла от голода многих Ленинградцев.

Показ слайда 12

На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Жизнь в городе становилась все трудней и труднее. Единственным спасением для города была «Дорога жизни». По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Хоть вражеская авиация и обстреливала машины - дорога существовала. Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и с детьми.

Но, несмотря на трудности, город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи: стихи русской советской поэтессы Ольги Берггольц.

Г.Ф. читает стихотворение

Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.

Нам от тебя теперь не оторваться:

Куда бы нас ни повела война —

Твоею жизнью душа полна

И мы везде и всюду — ленинградцы.

Нас по улыбке узнают: нечастой,

Но дружелюбной, ясной и простой.

По вере в жизнь. По страшной жажде

                                  счастья.

По доблестной привычке трудовой.

Мы не кичимся буднями своими:

Наш путь угрюм и ноша нелегка,

Но знаем, что завоевали имя,

Которое останется в веках.

Да будет наше сумрачное братство

Отрадой мира лучшею — навек,

Чтоб даже в будущем по ленинградцам

Равнялся самый смелый человек.

Да будет сердце счастьем озаряться

У каждого, кому проговорят:

— Ты любишь так, как любят

                          ленинградцы...

Да будет мерой чести Ленинград.

Да будет он любви бездонной мерой

И силы человеческой живой,

Чтоб в миг сомнения,

                    как символ веры,

Твердили имя верное его.

Нам от него теперь не оторваться:

Куда бы нас ни повела война —

Его величием

            душа полна,

И мы везде и всюду — ленинградцы.

Показ слайда 13

В самый тяжелый период блокады норма выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба получили люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

    Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда…Кроме хлеба есть было нечего.

- Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Показ слайда 14 хлебная карточка и кусочек блокадного хлеба

Как много человеку надо!                                 группа №2

Он мечется порою от тоски

А нам, голодным детям Ленинграда,

Нам снились хлеба тёплого куски-

Пахучего, с растрескавшейся коркой,

Хрустящего, как в сказке, под ножом...

Его во сне рассматривали зорко,

И вспоминали с завистью потом.

Передаём кусочек хлеба детям,

Ведущий: Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой.Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.

Я - хлеб…

Ведущий: Представляет Лева Павловича,  который делится воспоминаниями о жизни детей в блокадном городе .

Ведущий:  А сейчас послушаем,  рассказ.  А.А. вместе с Машенькой,  расскажут  про свою прабабушку Надежду Александровну Климову, которая служила  и проживала в блокадном городе Ленинграде. (слайд 15)
Ведущий: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких.

Показ слайдов 16, 17

Весь мир знает историю семьи девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады  все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала:«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

 - Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Показ слайда 18

 А голодные и слабые музыканты играли в Ленинградской  филармонии 7-ю Симфонию Дмитрия Шостаковича

Фрагмент 7 симфонии

Ведущая:  И вот в январе 1943года, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. А 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга.

Показ слайда 19

Дети читает стихотворение:

За залпом залп. Гремит салют.                                              

Ракеты в воздухе горячем

цветами пёстрыми цветут.

А Ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

 гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе - салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

Слайд №20

Ведущий: Великая Отечественная война закончилась полной победой нашего народа над фашистской Германией 9 мая 1945 года.

В нашем городе-герое очень много памятных мест и памятников, посвященных Блокаде Ленинграда. Давайте вместе их вспомним и назовем.

Показ слайдов,21,22,23,24,25,26,27,28,29

Музыка Вокализ Рахманинова

  1. Самый известный – это Мемориальное Пискаревское кладбище, где установлена статуя скорбящей Матери –Родины. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
  1. «Разорванное кольцо» - на берегу Ладожского озера.
  1. Монумент героическим защитникам Ленинграда из 26 бронзовых скульптур на Площади Победы на Московском шоссе.
  1. Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.
  2. Памятник блокадному трамваю.
  1. «Опасная сторона» предупреждающая надпись на Невском проспекте.
  1. Следы от снаряда на Аничковом мосту, как напоминание о жизни блокадного Ленинграда.
  2.  Мемориал «Журавли» на Дальневосточном проспекте. Это места братских захоронений.

Ведущий: Это Вечный огонь – символ памяти скорби. И я предлагаю зажечь «Вечный огонь» и минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.

(Включается в зале «Вечный огонь»)
Минута молчания. В зале зажигается свет.

 Возложение цветов к «Вечному огню».

Ведущий: Завтра, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память  об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить.

Музыка на выход

               

     

       

       

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Сценарий для проведеня занятия,посвещённого памяти о снятии Блокады, в старшей группе....

Тематического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда «900 дней мужества»

Прошло много лет со дня снятия блокады. Посмотрите, каким красивым стал наш город. Но мы всегда должны помнить, что мы сейчас живущие своими жизнями обязаны мужеству и героизму жителям и защитникам бл...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы. «Этих дней не смолкает слава»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы. «Этих дней не смолкает слава»...

План-конспект вечера развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда.

Данный план-конспект, с помощью музыкально-поэтических средств, видеороликов и ролевых игр, раскрывает суть тяжёлых военных блокадных дней, образно погружая детей в данное историческое пространство....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Экскурсия по музею блокады Ленинграда.» (с использованием социоигровой, информационно-коммуник

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.    Поэтому, большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо ввести в дошкольное обра...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста Тема " День снятия блокады Ленинграда"

Знпакомство детей с героическим подвигом жителей блокадного  Ленинграда, о жизни  взрослых и детей в тяжелые военные годы....