Статья «Повышение компетентности педагогов через внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»
статья

Агеева Елена Константиновна

В статье описывается инновационный проект  по обучению педагогов ДОУ использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Повышение компетентности педагогов через внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»

1 этап-Целеполагание: Выбор направления моей работы обусловлен тем, что за последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Компьютеризация, которая постепенно проникала практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.   Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах, свидетельствует о том, что он позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Обоснование. Актуальность темы

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

В 2015 г. в нашем детском саду была разработана программа по информатизации на 2015-2019гг. В настоящее время данная программа успешно реализовалась. Приобретено 10 компьютеров, 3 ноутбука, интерактивная техника (проектор, проекционный экран, интерактивные доски), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры. Педагогами ДОУ разработаны и апробированы занятия с использованием мультимедийных презентаций.

Однако в ходе реализации программы  мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывали затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Данные противоречия позволили разработать проект инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Тип проекта – долгосрочный

Участники проекта: старший воспитатель, педагоги детского сада.

Цели, задачи, ожидаемые результаты:

Цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи проекта:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

Ожидаемые результаты: повышение информационно-коммуникационной  компетентности педагогических работников, разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса,  разработать систему организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Подготовить медиатеку наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.

2 этап-Разработка проекта:

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы);
  • индивидуального собеседования;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Одной из форм изучения информационно-компьютерной компетентности педагогов стало анкетирование: «Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий».

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Группа №1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно - образовательный процесс.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности.

Для этих групп были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.

Планирование деятельности (мероприятия):

        В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Я  использовала следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • Консультации;
  • Обучающие семинары;
  • Мастер-классы;
  • Работа в паре;
  • Тематические семинары;
  • Семинары практикумы;
  • Педсовет.

Мастер-классы проводились с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.

Открытый показ дал  возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помог  проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами использовались педагогические мастерские.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключали педагогов группы №2, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы № 2 непосредственно помогал приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечал на проблемные вопросы обучающегося.

 Я проводила тематические семинары по вопросам информатизации. Они организовывались с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводились  и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организовывались конкурсы педагогов.

С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы

  • компьютерных презентаций “Моя группа”;
  • электронных методических материалов и презентаций для занятий;
  • информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher;

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии используются  как в воспитательно-образовательной работе педагогов, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

  •  Опыт работы дошкольного учреждения по изобразительному развитию детей дошкольного возраста в рамках городского конкурса «Воспитатель года»;
  • Программа коррекционного развития дошкольного учреждения в рамках городского методического объединения;
  • Проект по формированию логического мышления дошкольников «Логическая азбука» в рамках обучающего семинара «Использование мультимедийных технологий»»;
  • Обучающий семинар «Использование мультимедийных технологий на занятиях»;
  • Методическое объединение «Новый взгляд на родительское собрание»
  • Тематический семинар «“Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office»;
  • Родительское собрание «Готовность ребёнка к школьному обучению».

 3 этап-Подведение итогов (аналитический этап):

     Разработанная система повышения информационно-коммуникационной  компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

     На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 30 занятий с использованием информационных технологий.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя  инновационный проект можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...