Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО
статья

В статье представлено описание пофессиональных компетенций педагогов. Отражен опыт работы детского сада, особое внимание уделяется конкурсному движению на разных уровнях (начиная от детского сада и заканчивая международным уровнем).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций

педагогов в соответствии с ФГОС ДО

Каргина Надежда Сергеевна, старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №3» пгт. Троицко-Печорск

Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел рядом профессиональных компетенций.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. 

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Структура компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания, обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.

Существуют разные классификации профессиональных компетенций педагогов ДОО. Мы с вами рассмотрим обобщенную классификацию.

Какими же компетенциями должен обладать педагог.

  1. Компетенция в ведении образовательного процесса
  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать образовательные и парциальные программы.
  • Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Как реализуется данная компетенция в нашем детском саду:

На основании примерной программы «От рождения до школы» разработана основная образовательная программа (приняли участие все педагоги).

Приобретен УМК к программе «От рождения до школы». Разрабатываются рабочие программы. В этом году рабочие программы были дополнены.

Также наши педагоги используют в своей работе парциальные программы: по физическому развитию Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье», по художественно-эстетическому И. Каплунова «Ладушки», М.М. Безруких «Разговор о правильном питании».

2. Методологическая (методическая) компетенция заключается в следующем:

  • Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками.

Все педагоги имеют педагогическое образование, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах. Особенно важным является работа над темами самообразования. Педагоги всегда делятся приобретённой информацией, опытом на совещаниях и педсоветах.

3. Компетенции в организации воспитательной работы.

Педагоги активно проводят различные мероприятия, акции («Мы за здоровый образ жизни»), организуют участие детей в конкурсах (на уровне детского сада, муниципалитета, республики, РФ), различных проектах (проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Мы – потомки Великой Победы)

4. Компетенция в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Возникают трудности в создании предметно-пространственной среды, но решаются по возможности. В группах педагоги стараются создавать благоприятную предметно-пространственную среду.

По здоровьесберегающим условиям: у нас есть инструктор по физической культуре, который активно использует здоровьесберегающие технологии (использует нетрадиционное оборудование), разработана программа «Здоровье» и ведется работа по данной программе. В этом году запланирован педагогический совет по вопросу здоровьесбережения обучающихся.

5. Компетенции в установлении контактов с родителями.

Родители – наши основные партнеры. Очень важно наладить с ними взаимодействие. Для этого в нашем детском саду в каждой группе организован «Почтовый ящик» для предложений, жалоб и другой информации. Активно проводятся круглые столы (по комплексной безопасности «Жизнь прекрасна, когда безопасна», «Профилактика жестокого обращения с детьми»). Проводятся акции совместные с родителями «Мы за здоровый образ жизни», по ПДД.

6. ИКТ – компетенции.

Имеются затруднения поскольку педагогам статистам сложно освоить данные технологии. ИКТ активно используют 80% воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Используется материал из сети-Интернет (особенно в поиске интересных сценариев развлечений, материала для проведения бесед, родительских собраний). Также педагоги активно используют в своей работе закрытые группы в социальной сети ВКонтакте. Также используются презентации при проведении родительских собраний, педагогических советов, совещаний.

7. Социальная компетенция.

  • Уметь работать в команде педагогов (творческие рабочие группы – для разработки программы развития, программы «Здоровье»; методический совет), взаимодействие с другими организациями (Благодарности)

Это лишь часть профессиональных компетенций. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений.

Основные пути развития профессиональных компетенций:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

-участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

- самообразование (одно из главных),        

- активное участие в педагогических конкурсах (очных, заочных).

Более подробно остановимся на конкурсах, как средстве развития профессиональных компетенций.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие компетенций педагогов,
  • развитие творческого потенциала,
  • приобщение к исследовательской деятельности;
  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и организации в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  • нехватка времени;
  • боязнь потерпеть неудачу;
  • трудности владения персональным компьютером.

В нашем садике активно ведется работа по участию педагогов в различных конкурсах. Для этого в садике проводились конкурсы на уровне ДОО:

  • Лучшее оформление родительского уголка
  • Конкурс «Мастер своего дела» (лучшее оформление документации);
  • Конкурс презентаций «Моя группа»;
  • Смотр-конкурс «Лучшее оформление группы к Новому году»;
  • Смотр-конкурс «Зимних построек».
  • Конкурс-проект «Книга своими руками».

Таким образом, профессиональные компетенции педагогов можно развивать не только в повседневной работе, плановых мероприятиях ДОО, но и участвуя в конкурсах различного уровня.

Участие в конкурсах позволяет педагогам проанализировать свою деятельность, систематизировать свой опыт, выявить свои способности, помочь почувствовать свою значимость и ценность в коллективе.

Также результативность участия в конкурсе помогает педагогам аттестоваться.

Список используемой литературы:

  1. Асаева  И.Н. Развитие  профессиональных компетенций  воспитателей дошкольных учреждений разного вида [Электронный ресурс]. 
  2. Григорьева О.Н. Профессиональная компетенция воспитателя [Электронный ресурс]. 
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциям...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Старший воспитатель Степанюк К.С. В Федеральном государственном обр...

Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ через проектные технологии.

Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить   и    использовать новые технологии обучения и воспитания....