Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерилка" (возраст детей 4-5 лет)
учебно-методический материал (средняя группа)

Сакара Раушания Нуриахметовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МАСТЕРИЛКА»

 (возраст детей 4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterilka.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МАСТЕРИЛКА»

 (возраст детей 4-5 лет)

                                                                       

                                                                     

                                                                     

                                        Разработчик: воспитатель

 Сакара Раушания Нуриахметовна,

     

г. Когалым, 2019 год.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка…………………………………………….......................

3

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности ……..

1.2.Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития

детей………………………………………………………………………………….

5

6

1.3. Планируемые результаты освоения программы……………..……………....

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план образовательной программы……………………………

7

2.2. Календарно-тематическое планирование ................................................

7

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение ………………………..............

11

3.2.График проведения занятий………………………………………………

11

3.3. Учебно-методическое обеспечение………. ……………………………

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки…,чем сложнее движения…, тем ярче стихия детского разума…»,-- писал В.А. Сухомлинский.

       Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. 

В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п.

 Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

        Рабочая программа составлена на основе:

  • 1. Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
  • 2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.

Программа направлена на формирование навыков культуры трудовой деятельности и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Цель программы:

Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию дошкольников;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  • разбудить фантазию, подтолкнуть к активному творческому поиску и созиданию;
  • помочь по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни;
  • активизировать наблюдательность, внимание и воображение;

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса
  • способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

  1. Принцип и подходы в организации образовательной деятельности

В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:

  1. принцип уважения личности ребёнка - Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  2. принцип доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
  3. принцип наглядности - иллюстративность, наличие дидактических материалов. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
  4. принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
  5. принцип деятельности - на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
  6. принцип креативности - создание условий для творческой активности детей. На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
  7. принцип вариативности - свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий, Если дети придумывают новые способы работы, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
  8. принцип демократичности и гуманизма - взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей;
  9. принцип научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы. Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.

        

         

Основные методы работы

  • Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
  • Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

  1. Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития

           детей 4-5 лет

Значительное  развитие  получает  изобразительная  деятельность. Рисунок  становится  предметным  и  детализированным. Графическое  изображение  человека  характеризуется  наличием  туловища,  глаз,  рта,  носа, волос, иногда  одежды  и  её   деталей. Совершенствуется  техническая  сторона  изобразительной  деятельности.  Дети  могут  рисовать  основные  геометрические  фигуры,  вырезать  ножницами,  наклеивать  изображения  на  бумагу  и т.д.

К  концу  среднего  дошкольного  возраста  восприятие  детей  становится  более  развитым.  Они  оказываются способными  назвать  форму,  на  которую  похож  тот  или  иной  предмет.  Могут  вычленять  в  сложных  объектах  простые    формы  и  из  простых  форм  воссоздавать  сложные  объекты.  Дети  способны  упорядочить  группы   предметов  по  сенсорному  признаку-величине,  цвету;  выделить  такие  параметры,  как  высота,  длина  и  ширина.  Совершенствуется  ориентация  в  пространстве.

Возрастает  объём  памяти.  Дети запоминают  до  7-8  названий  предметов. Начинает  складываться  произвольное  запоминание:  дети  способны  принять задачу  на  запоминание, помнят  поручения  взрослых,  могут   выучить  небольшое  стихотворение  и т.д.

Начинает  развиваться  образное  мышление. Дети  способны  использовать  простые  схематизированные  изображения для  решения  несложных  задач.  На  основе  пространственного  расположения  объектов  дети  могут   сказать,  что  произойдёт  в  результате  их  взаимодействия.  Однако  при   этом  им  трудно   встать  на  позицию  другого  наблюдателя  и   во  внутреннем  плане  совершить  мысленное  преобразование  образа.

1.3.  Планируемые результаты освоения программы

  1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  2. Умение находить новые способы для художественного изображения;
  3. Умение пользоваться различными приемами  работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;
  4. Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  5. Научить следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  6. Умение создавать композиции с изделиями;
  7. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
  8. Овладение навыками культуры труда;
  9. Развитие своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Результаты творчества кружка «Умелые ручки» будут представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада, для ознакомления родителей на сайте группы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план работы кружка «Мастерилка» на 2016 – 2017 учебный год.

Название курса

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

Мастерилка

1

4

28

20

15

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 20 минут. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (сентябрь - май).

2.2. Календарно-тематическое планирование

    Месяц

                   Содержание занятий

Сентябрь

1

«Знакомство с пальчиковыми играми». Чтение потешек «Лебёдушка», «Как у нашего кота», рассматривание картинок, разучивание основных упражнений.

2

Пальчиковая игра «Лебёдушка». Аппликация. Составление композиции из осенних листьев «Вот какие у нас листочки!». Рассматривание и сравнение листочков. Освоение техники наклеивания. Развитие зрительного восприятия.

Октябрь

3

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Лепка «Падают, падают листья». Создание рельефной картины: отщипывание кусочков пластилина (жёлтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.

4

Пальчиковая игра «Лебёдушка». Рисование пальчиками «Осеннее окошко». Создание коллективной композиции «Листопад» (в сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.

5

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Аппликация. Составление композиции из осенних листьев  «Вот какие у нас листочки!». Рассматривание и сравнение листочков. Освоение техники наклеивания. Развитие зрительного восприятия.

6

Пальчиковая игра «Улитка». Аппликация (коллективная композиция) «Листочки танцуют». Создание композиции из готовых форм - листочков, вырезанных воспитателем. Освоение техники наклеивания бумажных форм.

Ноябрь

7

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Рисование пальчиками «Дождик, чаще, кап-кап». Рисование дождя пальчиками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

8

Пальчиковая игра «Улитка». Рисование цветными карандашами или фломастерами «Дождик, дождик, веселей». Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

9

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Аппликация (коллективная композиция) «Пушистая тучка». Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из кусочков мятой бумаги.

Декабрь

10

Пальчиковая игра «Лебёдушка». Лепка (коллективная композиция) «Вот какие ножки у сороконожки!». Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

11

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Рисование цветными карандашами или фломастерами «Вот ёжик - ни головы, ни ножек!». Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом дорисовывание «иголок»- коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

12

Пальчиковая игра «Улитка». Рисование пальчиками «Снежок порхает, кружится». Создание образа снегопада. Закрепление приёмов рисования пальчиками. Освоение нового приёме- использование двуцветных отпечатков. Развитие чувства цвета и ритма.

13

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Рисование кисточкой с элементами аппликации «Снежок порхает, кружится» (коллективная композиция). Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Выбор цвета фона по своему желанию.

Январь

14

Пальчиковая игра « Жили-были зайчики». Рельефная лепка «Вот какая ёлочка!». Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зелёного цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

15

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк». Аппликация (бумажная пластика) «Праздничная ёлочка». Украшение ёлочки, нарисованной или вырезанной воспитателем, новогодними игрушками- комочками мятой бумаги разных цветов. Закрепление техники приклеивания: обмакивания бумажных комочков в клей и прикрепления к фону.

16

Пальчиковая игра « Жили-были зайчики». Аппликация из комочков ваты или бумажных салфеток «Снеговик-великан». Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем6 выкладывание и приклеивание комочков ваты в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Февраль

17

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк». Лепка из солёного теста «вкусное угощение». Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторики.

18

Пальчиковая игра «Лебёдушка». Раскрашивание в книжках-раскрасках «Вкусные картинки». Ознакомление с новым видом рисования- раскрашивание контурных картинок в книжках- раскрасках. Освоение способа сплошной заливки контура. Развитие интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинок. Развитие восприятия.

19

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Аппликация с элементами рисования «Колобок покатился по лесной дорожке». Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.

20

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Рисование в книжках- раскрасках «Угощайся, зайка». Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка- изображение угощения для персонажа.

Март

21

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк». Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло». Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2*2) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятий «часть-целое».

22

Пальчиковая игра «Улитка». Декоративно-прикладное рисование «Постираем полотенца». Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий. Развитие чувства цвета и ритма. Создание композиции на основе линейного рисунка ( бельё сушится на верёвочке).

23

Пальчиковая игра « Жили-были зайчики». Аппликация «Вот какой у нас букет!». Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем, и из комочков мятой бумаги.

24

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Рисование с элементами аппликации «Цветок для мамочки». Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков.

Апрель

25

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк». Рисование (коллективная композиция) «Ручейки бегут, журчат». Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.

26

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Аппликация на основе рисунка «Вот какие у нас кораблики!». Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм. Развитие чувства формы.

27

Пальчиковая игра «Улитка». Лепка с элементами конструирования «Вот какой у нас мостик!». Моделирование «мостика» из 3-4 «брёвнышек» : раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостика.

28

Пальчиковая игра « Жили-были зайчики». Лепка «Птенчик в гнёздышке». Моделирование «гнёздышка» : раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции: клювик из семечек, червячки в клювике.

Май

29

Пальчиковая игра «Как у нашего кота». Аппликация (выкладывание готовых форм) «Вот какие у нас флажки!». Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и по форме. Оформление флажков декоративными элементами (рисунки, наклейки).

30

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк». Рельефная лепка «Вот какой у нас салют!». Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика. Их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражение в изобразительной деятельности.

31

Пальчиковая игра «В нашей избушке». Рисование (отпечатки ладошек) « Вот какие у нас птички!». Развитие у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

32

Пальчиковая игра «Улитка». Лепка из солёного теста «Вот какие у нас пальчики!». Моделирование персонажей для пальчикового театра6 раскатывание шара (головы), дополнение деталями- прикрепление глаз из бусин, пуговиц. Семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Развитие интереса к своим рукам и «открытие» их возможностей.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение:

        Для реализации программы в игровой комнате не требуется специально оборудованного пространства, достаточно оборудования игровой комнаты:

Для реализации программы имеется:

  • столы и стулья, для проведения занятий;
  • материалы и инструменты для изготовления поделок: цветная и белая бумага, цветной и белый картон, бросовый материал, природный материал, салфетки, клей, ножницы, клеенки;
  • наглядные пособия: картины, последовательность лепки, аппликации;
  • дидактические игры;
  • методическая литература.
  • технические средства обучения:  ПК, проектор, принтер.

3.2. График проведения занятий

Занимательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей  проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.

        Продолжительность -  20  минут.

№ п/п

Направление деятельности

Руководитель

День  недели

Время, ч.

1

     «Мастерилка»

 

  Воспитатель

    Сакара Р.Н.

Среда

15.30 – 16.00

3.3. Учебно-методическое обеспечение

  1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из природного материала – М.: ИКТЦ Лада, 2002г.
  2. Дыбина О.В. Творим. Изменяем. Преобразуем. – М.: ТЦ Сфера, 2002г.
  3. Коваленко З.Д. – Аппликация семенами – М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
  4. Куцакова Л.В. Художественный труд в детском саду- М.:ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Карапуз-Дидактика, 2007г.
  6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.
  7. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем – М.: ТЦ Сфера, 2000г.
  8. Лыкова И.А. Шишка, жёлудь и ракушка – М.: Карапуз-Дидактика, 2004г.
  9. Петрова И.М. Волшебные полоски – СПб.: Детство-пресс,2000г.
  10. Румянцева Е.В.  Аппликация. Простые поделки. - М.: Айриспресс, 2008г.
  11. Учимся лепить и рисовать – СПб.: Кристалл; 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»

Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1» Петродворцового район...

дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя малая Родина"

построение системы коррекционно-развивающей работы в л огопедической группе на основе использования краеведческого материала...

Тарханова Анастасия. Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение детей плаванию в детском саду». МАДОУ «Радуга» ХМАО-Югра, г. Советский.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным , ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя п...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"

Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»

   Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят боль...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...