Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства
статья

В статье рассказывается о важности работы по ранней профориентации в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации».

Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Но раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Идеи профессионального самоопределения заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где сказано, что общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний, умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста определена в «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.

   Что такое профессиональное самоопределение?

О важности изучения профессионального самоопределения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Э. Ф. Зеер, Е. А. Климова, В. П. Кондрашова, Н. С. Пряжникова, В. И. Тютюнник . Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов пишет: «профессиональное самоопределение - не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание».

В известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Е.А.Климовым, В.А.Бодровым дошкольному возрасту (от 3 до 6-8 лет), отводится вторая стадия, где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца...). Именно в дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, задача воспитателя в формировании предпосылок по профессиональному самоопределению детей, - на ранних этапах  выявить интересы, способности воспитанников и развивать их в нужном направлении, оказывать методическую помощь родителям в вопросах поддержки профессионального самоопределения детей.

Нами выстроена модель формирования предпосылок профессионального самоопределения  дошкольников, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.

            Методы, формы, виды

                                            деятельности, педагогические

                                                           технологии        

                                           Ценностно-смысловые

РППС          компетенции                                      обучение

          воспитанника                педагогов

                                                                 

        

        

        

социальное        включение

партнёрство        родителей

В центре модели – ценностно-смысловые компетенции воспитанника. Это компонент, на который направлены действия остальных компонентов.

Особое внимание необходимо уделять в работе по профессиональному самоопределению среде. Только при грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды ребенок испытывает радость от труда. Построение развивающей предметно-пространственной среды рассматривается как обогащение (дополнение, расширение) пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых в соответствующих возрасту видах деятельности. Такая РППС создаёт условия для погружения ребёнка в мир профессий, даёт возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В таких условиях усвоение детьми информации о профессиях взрослых , происходит в процессе его собственной активности, направленной на освоение предметов и явлений окружающего мира, т.е. процесс деятельности одновременно является и процессом формирования у ребёнка нового опыта, новых функций, новых компетенций, что влияет на становление ранних профессиональных устремлений и ценностного отношения к профессиональной деятельности людей. Важно побуждать детей к моделированию полученных знаний в предметной, игровой экспериментальной деятельности, как ведущих культурных практиках ребёнка дошкольного возраста.

Применение различных педагогических технологий (игровые, проектные, цифровые, исследовательские, технология организации сюжетно-ролевых игр, технологии макетов, музеев) обеспечивает освоение социального опыта в различных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в работе по профессиональному самоопределению дошкольников будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Так, знакомя детей с трудом, необходимо использовать живые образы, подлинный пример труда взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

Необходимо, чтобы взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье, окружающему социуму и  социальным партнёрам. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности.

 Для достижения результативности проводимой работы важно использование мер социального партнерства на основе сетевого взаимодействия ДОО с целью организации ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к профессиям взрослых, в том числе разным видам рабочих профессий.

Реализация цели и задач ранней профориентации в дошкольном образовании обеспечит  требования  ФГОСДО:  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых, понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф. Зеер – М.: Академический проект, 2003. – с. 336
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А. Климов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – с. 512
  3. Куликова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении/Г.Н.Куликова – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – с. 80
  4. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики/А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – с. 432
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства/Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2007. – с. 480
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 544
  7. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования/П.Г. Щедровицкий. – М.: Эксперимент, 1993. – с. 154

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Морозова Татьяна Николаевна старший воспитатель МКДОУ №8 г.Сим

Слайд 2

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО

Слайд 3

И менно в дошкольном возрасте проходит этап эмоционально-образного самоопределения. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Поэтому важным условием для понимания детьми важности, необходимости каждой профессии является взаимодействие с родителями. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Слайд 4

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности . Главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути .

Слайд 5

«Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» , в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования.

Слайд 6

Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий . На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания , а также положительное отношение к профессиональному миру , людям труда, их занятиям.

Слайд 7

Профессиональное самоопределение дошкольников - сознательный выбор ребенком интересующей его сферы деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. Развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.

Слайд 8

Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения ранней профориентации дошкольников .

Слайд 9

Такая РППС создаёт условия для погружения ребёнка в мир профессий, даёт возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, даёт возможность освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Важно побуждать детей к моделированию полученных знаний в предметной, игровой экспериментальной деятельности, как ведущих культурных практиках ребёнка дошкольного возраста.

Слайд 10

Применение различных педагогических технологий (игровые, проектные, цифровые, исследовательские, технология организации сюжетно-ролевых игр, технологии макетов, музеев) обеспечивает освоение социального опыта в различных видах детской деятельности.

Слайд 11

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье, окружающему социуму и социальным партнёрам. Для достижения результативности проводимой работы важно использование мер социального партнерства на основе сетевого взаимодействия ДОО с целью организации ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к профессиям взрослых, в том числе разным видам рабочих профессий.

Слайд 12

Реализация цели и задач ранней профориентации в дошкольном образовании обеспечит требования ФГОСДО: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо -культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества достижение целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать е...

Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении. Через общение в семье с близкими людьми совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".

В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...

Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ

Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ.Аннотация: Целью данной статьи является описание системы подготовки воспитанников и обучающихся детского сада  к профессиональному самоопр...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....