Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО
методическая разработка (средняя группа) по теме

Предлагаем вашему вниманию технологию формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Мы разработали алгоритм действия с дошкольниками в различные режимные моменты: в группе, на занятиях, на прогулке... Предлагаем его Вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_tematicheskoe_planirovanie_na_nedelyu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

на тему:

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО»

в средней группе

время обучения 02.06 - 06.06 2014

Выполнила:

Женухова Светлана Анатольевна

воспитатель  МБОУ СОШ  №27

г.о. Самара

Самара, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проблемы по формированию здорового образа жизни в дошкольном воспитании.
  2. Технология формирования основ здорового образа жизни в средней группе.
  • Правильное питание и витамины.
  • Знаю ли я свое тело.
  • Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
  • Я и другие.
  • Здоровье. Безопасность.
  1. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.


 Тема дня:     «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На улице

Рассказ медсестры «Для чего нужны прививки?»

Цель: продолжать знакомить с оздоровлением организма при помощи прививок, побороть чувство страха перед прививкой.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Я уколов не боюсь».

Цель: показать детям значение прививки в выздоровлении человека.

Беседа о микробах.

Цель: в игровой форме дать детям представление о том какое влияние микроба оказывает на здоровье человека.

Задачи: закрепить гигиенические навыки, правила пользования носовым платком.

Беседа о солнышке, его целебных свойствах.

Цель: познакомить с ролью солнца в оздоровлении организма.

Задача: учить соблюдать технику безопасности при приеме солнечных ванн.

Загадывание загадок.

Цель: помочь детям определить пользу и вред природных воздействий на человеческий организм.

Задача: закрепить простейшие способы закаливания (умывание прохладной водой, обливание ног водой контрастной температуры, солнечные воздушные ванны).

Знакомство со спортивным залом, организация п/и.

Цель: познакомить детей с тем, какую роль играют физкультурные занятия в оздоровлении организма.

Задачи: вызвать интерес к физкультурным упражнениям и подвижным играм.

Физкультурный праздник «Что такое здоровье и как его преумножить».

Цель: закрепит понятие «здоровье», расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний и травм.

Задача: развивать диалогическую речь, учить пользоваться накопленным опытом.

Музыкальное развлечение «Незваные гости грипп и простуда».

Цель: в развлекательной форме напомнить о том, почему человек болеет.

Задачи: вызвать интерес к оздоровительным процедурам, желание укреплять своё здоровье.

Беседа о пользе прогулки.

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на прогулку.

Игровое упражнение «Помоги товарищу одеться на улицу».

Цель: продолжать работу по закладыванию основ ЗОЖ у детей.

Задача: учить оказывать посильную помощь друг другу.

Сюжетная игра «Больница».

Цель: закрепить навыки полученные от наблюдения за врачом и процедурной сестрой.

Рассматривание книг о спорте.

Цель: уточнить представления детей разных видов спорта, само понятии «спорт» о том для чего люди занимаются спортом.

Подвижная игра с мячом.

Цель: закрепить знания о различных видах спорта, развивать ловкость при ловле мяча, активизировать словарь.

Прием солнечных и воздушных ванн.

Цель: доставить детям удовольствие от закаливающих процедур.

«Как мальчик Вова решил закаляться» (сказка педагога).

Цель: на примере сказки, придуманной педагогом, рассказать детям о пользе закаливания.


 Тема дня:     «Я и другие»

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На улице

Художественное творчество «Я и мои друзья».

Цель: выявить характер взаимодействия детей в группе при помощи рисунка.

Задача: способствовать закреплению навыков по изодеятельности, ввыражению в рисунке отношения к сверстникам.

Игра малой подвижности «Улитка».

Задачи: снять эмоциональное напряжение, агрессию и физическую импульсивность

Чтение Г-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Задачи: развивать умение понимать чувства другого человека, бережно относиться к его здоровью.

Словесная игра «Подарок для мамы».

Задачи: развивать симпатию по отношению к другому человеку – маме, научить делать приятное, радовать близкого человека.

Беседа «Глаза – зеркало души».

Задачи: развивать наблюдательность, видеть психофизическое состояние окружающих.

Физкультурный досуг «Я и мои друзья».

Цель: прививать любовь к спорту.

Задачи: развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей.

Просмотр спортивных праздников в старших группах.

Цель: прививать любовь к спорту и ЗОЖ.

Задачи: заинтересовать, вызвать активное желание заниматься спортом.

Совместное развлечение детей и родителей «Знаем ли мы друг друга».

Цель: описать своих маму и папу выделяя особенности близких людей.

Игра – драматизация «Кто есть кто».

Задача: учить с помощью мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.

Игровая ситуация «Знакомство».

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение кдруг другу, умение организовывать совместные игры.

Словесная игра «Я другой – мы разные.

Задачи: учить быть внимательным, отличать мальчиков и девочек, видеть особенности других, выделяя себя в социуме.

Игровая ситуация «Упал».

Задачи: вызвать чувства сопереживания к товарищу, желание прийти на помощь.

Спортивная игра «Смелые, сильные, ловкие».

Цель: дать детям представление, что вместе мы сила, все делать легче и  быстрее.

Задачи: развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений, получать эмоциональный отклик от совместных действия полезных для здоровья.


        Тема дня:     «Правильное питание, витамины в нашем рационе»

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На улице

Беседа «Правильный приём пищи».

Цель: формировать у детей понятие о ЗОЖ.

Задачи: совершенствовать навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться столовыми приборами, закреплять умение тщательно пережёвывать пищу, заботясь о своём здоровье.

Практический опыт «Витамины на окне».

Цель: предложить вырастить витамины на окне для себя и для попугайчика.

Задача: закрепить названия зелени (укроп, петрушка и т.д.) полезной для человека и птиц.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Задачи: закрепить названия овощей и фруктов, систематизировать знания о пользе данных продуктов в нашем рационе питания.

Отгадывание загадок.

Цель: конкретизировать знания детей о наиболее полезных продуктах.

Задача: активизировать словарь и закрепить названия (лук, чеснок, лимон, апельсин).

Игровое упражнение «Полезно – неполезно».

Цель: конкретизировать знания о полезных продуктах.

Чтение произведений К.И.Чуковского «Айболит», «Букварь здоровья» Л.В.Баль.

Цель: помочь понять мысль произведений о ЗОЖ.

Задача: вызвать желание к ЗОЖ.

Художественное творчество «Витамины на нашем столе».

Цель: через рисунок закреплять представления о естественных витаминах на нашем столе.

Утренняя гимнастика «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

Цель: совершенствовать работу основных групп мышц.

Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на физкультурные упражнения, желание заниматься ими постоянно для поддержания своего здоровья.

Физкультурный досуг «Движение – это жизнь».

Цель: прививать любовь к спорту, как к одному из критерий ЗОЖ.

Игра – инсценировка «Витаминки в гостях у ребят».

Цель: помочь понять необходимость наличия витаминов в нашем питании.

Задача: закрепить названия знакомых продуктов.

Викторина для родителей «Знаете ли вы…».

Цель: с помощью вопросов подвести родителей к выводу о здоровом о ЗОЖ в разных видах деятельности с детьми.

Развлечение «Лето красное – для здоровья время прекрасное».

Цель: создать эмоционально радостное настроение от совместных действий. Довести до сознания детей мысль о том, что занятия спортом не только веселы, но и полезны, а само лето богато множеством витаминных продуктов.

Подвижна игра «Умею – не умею».

Цель: активизировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма, отметить, что важную роль  в этом играет правильное питание.

Индивидуальная работа по метанию.

Цель: раскрыть физические способности каждого.

Задача: вызвать желание хорошо есть, употребляя в пищу витамины.

Сюжетная игра «Магазин полезных продуктов».

Цель: формировать знания о правильном питании.

Задачи: закрепить знания детей о полезных продуктах питания, развивать ролевое взаимодействие и диалогическую речь.


Тема дня:     «Знаю ли я своё тело»

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На улице

Беседа с врачом о гигиене тела.

Цель:  продолжать знакомить детей с правилами ухода за телом, как неотъемлемой частью, составляющей ЗОЖ.

Игровое упражнение «Для чего нужны руки и ноги».

Цель: продолжать знакомить с частями тела.

Задачи: закрепить правильный уход за данными частями тела, умение бережно относиться к ним.

Игра – драматизация «Почему у крокодила зубы болят».

Задачи: закрепит знания детей о вредном влиянии микробов на разрушение зубов, формировать практические навыки пользования зубной щёткой.

Опыт с листочками.

Цель: подвести к пониманию, что всё живое дышит.

Физкультурный досуг «Моя красивая осанка».

Цель: познакомит детей с понятием «осанка»  и важностью её сохранения для здоровья.

Настольный театр «Зубики и конфетки».

Цель: помочь понять детям, что зубы самая крепкая часть тела, но и они нуждаются в уходе и защите.

Задача: закрепление навыков пользования зубной щёткой.

Слушание музыки разных жанров.

Цель: помочь понять детям, что различить музыку нам помогают органы слуха.

Задача: воспитывать бережное отношение к данным частям тела.

Игровое музыкальное упражнение «Отгадай, когда человеку легче дышится».

 Цель: дать представление о благоприятных и трудных условиях для дыхания.

Задачи: закрепить названия органов, участвующих в процессе дыхания, воспитывать желание ухаживать за ними, заботиться о своём здоровье.

Наблюдение «Кто как дышит».

Задачи: дать понятие о том, что дышит не только человек, расширить знания детей о растениях, поглощающих углекислый газ, воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Экскурсия в аптеку.

Цель: познакомить детей с работой аптеки и аптекаря. Пояснить необходимость таблеток и витаминов в современном мире.

Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Задачи: приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта.

Игра с мячом «Хорошо – плохо».

Задача: закрепить знания о пользе и вреде для зубов.

В гости к медсестре – пьём кислородный  коктейль.

Цель: продолжать напоминать детям о пользе витаминизированных продуктов.

Подвижные игры «Найди то, что назову», «Пройди по дорожке».

Задачи: показать значение зрения, дать почувствовать трудности при ориентировке в пространстве с закрытыми глазами, воспитывать заботливое отношение к своему телу и его частям.


Тема дня:     «Здоровье. Безопасность.»

Алгоритм деятельности

В группе

В физкультурном зале

В музыкальном зале

На улице

Беседа «Ожоги и детские шалости с огнём».

Цель: познакомить детей с тем, к чему приводят шалости с огнём.

Задачи: помочь запомнить, что детям с огнём играть нельзя, это опасно для жизни.

Дидактическая игра «Правила уличного движения».

Цель: познакомить детей с тем, что порядок на улице соблюдается благодаря дорожным знаком.

Настольная игра  «Грязи — нет! И пыли — нет!»

Цель: приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению, видеть необходимость чистоты для своего здоровья.

Дидактическая игра «Виды транспорта».

Цель: познакомить детей со спец.транспортом в помощь людям.

Задачи: закрепить названия машин (полиция, пожарная, скорая помощь, МЧС, аварийная газовая служба). Закрепить правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Физкультурный досуг «Играем в домашних животных»   

Цель: познакомить детей с ролью домашних животных в нашем окружении.

Задачи: закреплять основные виды деятельности (прыжки, лазание, ползание, бег), закрепить умение  детей правильно вести себя с домашними животными: не убегать от собаки, не гладить незнакомых животных, не нападать в шутку на хозяина собаки, не трогать кошку или собаку, когда они едят, прививать навык обязательного мытья рук после общения с животными.

Музыкальный театр «Кошкин дом».

Цель: понять смысл, что огонь может быть не только другом, но и врагом.

Обучающая ситуация  «Узнай себя»
цель: научить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений.
Задачи: поощрять стремление детей избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Задачи: закрепление правил дорожного движения, знания сигналов светофора.

Художественное творчество «Рисуем любимых животных».

Цель: понять смысл осторожного обращения с любыми домашними животными.

Задачи: закрепить названия животных, совершенствовать навыки полученные на занятиях, активизировать словарь и диалогическую речь.

Индивидуальная работа  «Чужая машина».

Цель: продолжать учить детей заботиться о своём здоровье и безопасности.

Задачи:  помочь запомнить правила поведения с чужими людьми.

Наблюдение за машинами.

Цель: научить отличать специализированый транспорт от обычных проезжающих машин.

Задачи: закрепить правила поведения на улице.

Подвижная игра «Ручеёк».

Цель: расширить знания детей о безопасности на воде.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном выше направлении дает хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы.

Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди  родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса  на первом этапе дошкольного детства позволяет нам заявить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами и т.д. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в младшей группе»

Планирование НОД на неделю с большим количеством подвижных игр, проведение утренней гимнастики с приглашенными в гости различных персонажей, индивидуальная работа по физическому развитию....

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в средней группе

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО»

«Формирование основ здорового образа жизниу детей дошкольного возраста»...

Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО

Неделя здоровья «Вырастем здоровыми» старшая группа...

Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОУ в старшей группе

Цель: создание здоровьесберегающего пространства в группе ДОУ....

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...