Культурно гигиенические навыки как основа здоровьесбережения детей раннего возраста
статья на тему

работая с детьми  от 1,5 до 3 лет, очень важно формировать культурно-гигиенические навыки в стенах МДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zapolskih_g.m._kgn.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья

Культурно гигиенические навыки как основа здоровьесбережения детей раннего возраста

Период раннего возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно – гигиенических навыков, так как именно в нём закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни подрастающего человека.

Проблемой формирования культурно – гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Е. А. Аркин, Е.  Н.  Водовозова, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, В. И. Логинова, А. С. Макаренко, С. В. Петерина, П.Г. Саморукова, Н.Л. Свитницкая, Ф.А. Сохин, Г.Н.Сперанский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина, А.Г.Хрипкова, В.И.Ядэшко и др.

Реформированные системы дошкольного образования в связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Пр.№1155 от 17.10.13), заставляют пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы формы работы с детьми. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование культурно - гигиенических навыков. Современные программы обучения и воспитания детей в ДОО, такие как: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Л.А.Порамоновой), одной из важнейших задач ставят формирование культурно - гигиенических навыков. Доказано, что именно они способствуют воспитанию в ребёнке таких качеств как: самостоятельность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к вещам [2, c. 15]

По определению Т.Н. Дороновой культурно - гигиенические навыки – это действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка. Она говорила, что культурно - гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек, оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

К культурно - гигиеническим навыкам, как отмечают в своём исследовании В.И Логинова и П.Г. Саморукова, относятся:

- навыки чистоты и личной гигиены

- навыки культурной еды;

- бережное отношение с вещами личного обихода;

- соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.

Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здоровьесбережения.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья и представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. 

Здоровьесбережение малышей,  это, прежде всего формирование культурно – гигиенических навыков, вместе с тем оно включает важную задачу – воспитания культуры поведения [3, c. 156]

Все меры, которые разрабатывают дошкольная гигиена, способствует нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия – именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения. Формирование культурно - гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется приёмами прямого воздействия, через упражнения, т.е. путём научения, приучения.

К четвёртому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щёткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту, и порядок.

Для привития культурно – гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»), затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а так же образ составляющих действий, операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребёнок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться [4, с. 5]

Автор книги «Перспективное планирование…» Н.С. Голицына, считает: «Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально». Среди приёмов, способствующих формированию культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. Здесь автором – составителем предлагаются игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании» [1, c. 20]

Таким образом, в формировании культурно – гигиенических навыков, так же, как любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Учёные считают формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста неотъемлемой частью образовательного процесса. Исследователи отмечают, что культурно – гигиенические навыки имеют ярко выраженный социальный характер, что в первую очередь важно для дальнейшей жизни ребёнка в обществе.

Литература

  1. Голицина Н. С. Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая  младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная     группа. [Текст]/ Н. С. Голицина. – М.:Издат. Скрипторий 2003, 2007.
  2. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст]/ В. А.Зебзеева. – М.:Сфера, 2007. – 457 с.
  3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т. А.Куликова. – М. : Академия, 2005. – 467 с.
  4. Лихачёва, А.А. Встреча с Мойдодыром // Дошкольное воспитание. –2004. - №9. – С. 5-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по теме: "Закрепление культурно-гигиенических навыков в игре с детьми раннего возраста"

Советы  родителям  по  развитию  игровой  деятельности  детей  раннего  возраста...

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей среднего возраста

Перспективный план по теме «Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей среднего возраста»  для детей 4-5 лет.Конспект итогового занятия по теме с использованием схем....

Трудовая деятельность и воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста

Трудовая деятельность и воспитание  культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста...

Доклад «Воспитание культурно-гигиенических навыков как основа формирования здорового образа жизни»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой ...

Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей раннего возраста.

Малышам  свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно – гигиенических навы...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и ЗОЖ в группе раннего возраста на тему: «Чистюля-красотуля»

Укрепление и сохранение здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. А так ка...