Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
учебно-методическое пособие

Ерёмина Наталья Николаевна

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей. Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей. Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития:

- раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;

- обязательная систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте;

- взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;

- обязательное получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития; получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);

- обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений;

- взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителялогопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;

- доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, использование их коррекционно- развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучащихся;

- вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов;

- применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика;

- для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо- ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода;

- выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелой речевой патологии);

- особая организация диагностических, проверочных и контрольнооценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок;

- объективная оценка личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- использование качественных характеристик оценивания с учетом специфики речевого нарушения, актуального уровня результатов обучения ребенка, образовательной динамики и ее стабильности;

- создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт учащихся;

- щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения образовательного пространства, увеличение социальных контактов, формирование навыков коллективной и индивидуально- подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения;

- формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально-этических и нравственных норм поведения;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

- организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу;

- наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования;

- включение в процесс обучения в общеобразовательной организации специальных предметов коррекционно-лингвистического курса (входящих в состав специально разработанных программ, которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с тяжелыми речевыми нарушениями;

- гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.

Реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению

- ребенка с тяжелыми нарушениями речи (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);

- применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов;

- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

- необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала.

Организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМСцентров, логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.

Создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования при сетевом взаимодействии и (или) внеурочной деятельности по организации взаимодействия здоровых детей и детей с речевой патологией, направленной на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.

Постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта.

Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи

Включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно- методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АОП, на основе которой выстраивается образовательная программа для данного ребенка с нарушением речи.

Кадровое обеспечение.

В штате образовательной организации, в которую принят для обучения ребенок обязательно должны быть учитель-логопед (по специальности «Логопедия») и педагог-психолог, которые имеют высшее профессиональное педагогическое образование.

Лица, имеющие высшее педагогическое образование по другим специальностям, направлениям и профилям должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.

При необходимости в образовательный процесс для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи возможно временное или постоянное подключение тьютора и ассистента (помощника).

Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца.

При недостаточном кадровом ресурсе образовательная организация может реализовать сетевое взаимодействие с ППМС-центрами, ресурсными центрами на базе СКОУ или ПМС-центрами на основе договорных отношений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), или эпизодической - по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.

Материально-технические условия.

В структуре материально-технического обеспечения процесса образования детей с ТНР должна быть отражена специфика требований к средствам комфортного доступа к образованию. В образовательной организации должны иметься логопедический кабинет и кабинет психолога. Логопедический кабинет должен быть оснащен видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

Каждый класс должен быть обеспечен партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что создает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс должен быть оборудован рабочими местами с компьютерами. С учетом потребностей детей с ТНР необходимо применять такие невербальные средства коммуникации, как специально подобранные предметы: графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы); электронные средства (видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры «GoTalk», планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной коммуникации у обучающихся, для которых она при их применении становится доступной.

Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.

Учебно-методическое условия.

В соответствии с законодательно закрепленными нормами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и др.), а также локальными актами образовательной организации устанавливаются методические основы образование детей с нарушениями речи.

В процесс обучения детей включаются специальные предметы коррекционно-лингвистического курса (входящие в состав специально разработанных программ), которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с ТНР. Используется гибкое варьирование двух компонентов - академической и жизненной компетенции путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.

Учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка с ТНР, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п., требует реализации индивидуального дифференцированного подхода к его обучению.

Используется щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок. В середине каждого урока рекомендуется проводить физкультурную минутку, направленную на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки детей для ослабления зрительного напряжения и активизации зрительной системы.

Совместно со специалистами медицинского профиля и педагогами-психологами важно раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития. В соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте обязательна систематическая коррекционно-логопедическая помощь. При этом необходимо взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей.

Образовательная организация должна предусмотреть возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курсов, использования их коррекционно-развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучающихся, а также вариативности: взаимозаменяемости/сокращения/увеличения академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов.

С учетом речевых нарушений следует использовать индивидуально ориентированные специфические приемы и методы логопедической коррекции: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом - система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием - методы нормализации темпо-ритмической организации речи для детей с ОН Р - формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода. При этом требуется выбрать индивидуальный темп обучения; с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелых нарушений речи). Важна особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок.

За счет расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, формирования навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия осуществляются профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации.

Важным направлением является психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением речи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу. Для этого организуются партнерские отношения с родителями, их максимальное привлечение к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу.

При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Одной из задач ФГОС является обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

Для оказания коррекционной помощи детям 3 – 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения, в нашей дошкольной организации создан логопедический пункт.

На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими речевыми нарушениями: ФНР, ФФНР, ОНР I уровень речевого развития, ОНР II уровень речевого развития, ОНР III уровень речевого развития, ОНР IV уровень речевого развития, стертая форма дизартрии.

Основные направления логопедической работы:

1. Диагностическая работа включает в себя комплексное обследование

- уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематическое восприятие, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь);

- состояние познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

- состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой);

- личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, реакция, усидчивость, работоспособность, критичность.)

2. Коррекционно-логопедическая и педагогическая работа подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

3. Профилактическая и просветительская консультативная работа среди родителей .

Оказание консультативной помощи родителям, детей с проблемами в развитии речи, предоставление родителям (или лицам, их заменяющим) полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка.

- в течение учебного года участвовать в родительских пятиминутках, экспресс – выступлениях на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов;

- проведение индивидуальных и открытых логопедических занятий для родителей.

- оказание помощи родителям в выполнении домашних рекомендаций

- участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».

4. Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом.

- в течение учебного года проведение консультаций воспитателей по профилактике речевых нарушений.

- работа по преемственности дошкольников и школьников.

- участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов.

- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений.

- взаимодействие работы учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.

Принципы, используемые в логопедической работе

- Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

- Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме

- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи

- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка

- Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

Формы и режим организации образовательной деятельности

Учитель-логопед работает 5 раз в неделю (20 часов). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы составлен в зависимости от занятости детей, как в первую так и во вторую половину дня. Учитель- логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группе (кроме музыкальных и физкультурных).

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи с 15 детьми (не более 25 детей в течение учебного года).( на основании письма Мин. Образования и науки от….

Приём детей с ОВЗ на инклюзивную форму обучения осуществляется на основании рекомендаций окружной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК), заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора.

Решением психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является выбор образовательной программы и формы обучения. Регламент деятельности ПМПк определяется Письмом Министерства образования Российской федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». По годовому планированию проводятся ПМПк по вводу и выводу детей, нуждающихся в логопедической коррекционной помощи.

Организация деятельности учителя - логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы дошкольной организации. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.13г. №26. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, продолжительность занятий для детей - 4-5-го-года жизни – не более 15 мин, 5- 6-го года жизни - не более 25 минут, с детьми 6-7-го года жизни не более 30 минут, 3 раза в неделю.

Дети с речевым нарушением ОНР – берутся в работу на 2 года;

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении коррекционной работы принимается на заседании психолого- педагогического консилиума (ПМПк).

Используемые программы

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б.

Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

- Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в ДОО. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Согласно ч. IV ФГОС ДО, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

- ребенок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

- ребенок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

- ребенок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

- ребенок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

- ребенок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

- ребенок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Обозначенные планируемые результаты напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка.

Задачи диагностического направления:

- своевременное выявление речевых нарушений;

- предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями;

- определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

2. Коррекционно-развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

- проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

Задачи коррекционно-развивающего направления:

А) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:

- исправление дефектного звукопроизношения,

- сформировать звукослоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы.

Б) формирование лексического компонента речи:

- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

В) формирование семантической структуры слов:

- развитие лексической системность и семантические поля;

- формирование навыков словообразования.

Г) формирование грамматической стороны речи:

- устранение имеющихся аграмматизмов;

- закрепление категориальных значений различных частей речи; дифференциация категориальных значений различных частей речи; уточнение грамматических значений слов;

- формирование грамматических и морфологических обобщений.

Д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:

- формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

- расширение фразы до необходимого объема;

- развитие навыка построения связного речевого высказывания.

Е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

- мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

- свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику;

- динамическую организацию двигательного акта;

- сенсомоторные взаимодействия.

Ж) формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельное планирование речевых высказываний;

- умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания;

- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

- умение обращаться к логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

З) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности

И) формирование нравственных установок ребенка через смысловое содержание речевого материала.

3. Методическое. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

- консультирование педагогических работников;

- консультирование родителей;

- выступления на семинарах логопедов;

- проведение открытых логопедических занятий;

- выступления на родительских собраниях;

- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

- работа по теме самообразования;

- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

- пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.

Коррекция нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста может осуществляться как в условиях логопедической группы, так и в условиях логопедического пункта в ДОО.

В логопедической группе обычно контингент детей не меняется в течение одного или нескольких учебных лет, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. Прием и выпуск детей с логопедического пункта в ДОО осуществляется в течение учебного года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

Традиционно считается, что в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, III, осложненные формы ФФНР, дислалия, дизартирия, аллалия) дети имеют примерно одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

В отличие от ДОО с логопедическими группами основной задачей в дошкольных образовательных организациях, выступает реализация основной образовательной программы, в которой не предусмотрено времени, специально отведенного для занятий с учителем-логопедом. В таком случае логопедические занятия – дополнительная услуга, реализуемая с соблюдением нормативов СанПиН по максимально допустимому количеству дополнительных занятий в неделю и их продолжительности. Для детей пятого и шестого года жизни (средняя и старшая группы) не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут. Для детей 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 30 минут.

В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп (5-7 лет), поэтому возникает необходимость подстраиваться под расписание общеразвивающих занятий и режимные моменты нескольких групп таким образом, чтобы не мешать реализации основной образовательной программы и не нарушать нормативы СанПиН по продолжительности и максимально допустимому количеству групповых занятий с детьми. В связи с этим расписание занятий в ДОО составляется таким образом, чтобы логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности и не в ущерб организованной деятельности. Например, в одной из групп, часть детей которой зачислена в логопункт, по расписанию идет по подгруппам. Половина детей занимается с воспитателем, остальные – с помощником воспитателя свободной деятельностью. Из этой второй половины логопед набирает детей на свои индивидуальные или подгрупповые занятия. Состав детей в подгруппах воспитатели согласовывают с логопедом.

Организация коррекционно-речевой работы зависит от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов. При достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), отсутствии выраженных ФФНР и ОНР логопедическую помощь можно организовать в дошкольном логопедическом пункте, комплектуя временные группы на первое, а затем и на второе полугодие. В этих случаях организационная и содержательная стороны деятельности логопедического пункта будут идентичны организации коррекционно-речевого процесса в группах компенсирующей направленности для детей с НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков).

При осуществлении коррекции нарушений речи у детей в условиях логопедического пункта в ДОО учреждениях фронтальные логопедические занятия не проводятся, основными организационными формами являются индивидуальные. При этом возможно проведение подгрупповых занятий с детьми одного возраста, с идентичным речевым заключением.

Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы логопеда логопедической группы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, которые относятся к организованной образовательной деятельности. Продолжительность организованной образовательной деятельности детей регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с планом образовательной деятельности (учебным планом).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в последние годы в составе одной такой группы могут быть дети как с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) I уровня, так и с ОНР III уровня, заикание, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.

Это связано с тем, что с введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных образовательный организациях совместно с типично развивающимися сверстниками.

Исходя из того, что в детских садах, реализующих основную образовательную программу из специалистов дефектологического профиля, в основном имеются только логопеды, то, как правило, они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом следует учитывать, что практика работы логопедов в ДОО долгое время основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

В настоящее время логопед любой ДОО должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и познавательной деятельности у них различен, так же, как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это касается всех направлений деятельности логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и адаптации методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевыми нарушениями.

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной К. С. Лебединской и О. С. Никольской.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Отбор методов и форм организации работы также зависит от особенностей психофизического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применению методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

Так, для детей с системным недоразвитием речи, обусловленным нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

С такими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря. Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь. Для всех детей, имеющих нарушения, важно темпо-ритмическое развитие: ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям.

Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо переходить от индивидуальных занятий к планированию занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1-3 нормально развивающимися детьми.

На занятие отбираются задания, доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми мини-группы. На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскостную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

Такая форма совместной организации занятия позволит расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Благодаря этому особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию.

Несмотря на то, что осуществление деятельности логопеда в ДОО общеразвивающего вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи или с другими нарушениями развития, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

В таблице 1 раскрыты направления деятельности логопеда в зависимости от места реализации:

Таблица 1 Направления деятельности логопеда

Направление деятельности логопеда

На логопункте

В логопедической группе

1. Диагностическое

-паспорт логопедического кабинета; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -экран звукопроизношения; -карта логопедического обследования ребенка; – выписки из протоколов заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; – список детей, зачисленных на занятия.

-тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии; -карта логопедического обследования ребенка; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -список детей логопедической группы, утвержденные ДОО

2.Коррекционно-развивающее

- индивидуальные речевые карты; – индивидуальные планы логопедической работы на учебный год; – рабочая программа логопеда; – планы подгрупповых занятий с детьми; – планирование индивидуальных занятий с детьми.

-планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп; -конспекты групповых занятий; -план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год; -индивидуальные планы занятий с ребенком; -индивидуальная тетрадь ребенка; -тетрадь учета посещаемости детьми занятий.

3.Методическое

-план взаимодействия логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса, который может быть включен в рабочую программу логопеда; -план самообразования логопеда (индивидуальный образовательный маршрут); – отчет учителя-логопеда за учебный год. -паспорт логопедического кабинета.

-тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей; -тетрадь взаимодействия со специалистами ДОО; -отчет логопеда за учебный год; -план самообразования логопеда.

При осуществлении коррекционно-развивающей работы логопед всегда осуществляет взаимосвязь с педагогами и другими специалистами ДОО, что позволяет создать единую речевую среду. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, позволяет улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в группе, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики.

В сравнительном контексте практика совместной деятельности логопеда и воспитателя ДОО представлена следующим образом:

Таблица 2 Особенности совместной деятельности воспитателя и логопеда в ДОО

Деятельность логопеда

Деятельность воспитателя

‒ изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и определяет основные направления и содержание коррекционно- логопедической работы с каждым; ‒ формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма, выразительность речи, послоговое чтение; ‒ работает над просодической стороной речи интонацией, ударением, темпом; ‒ корректирует недостатки звукопроизношения и слоговой структуры слова; ‒ совершенствует фонематические процессы; ‒ отрабатывает новые лексико- грамматические категории; ‒ предупреждает нарушения письма и чтения.

‒ учитывает лексические темы при проведении занятий в группе в течение недели. ‒ пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; ‒ закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; ‒ следит за грамматическими формами речи детей; ‒ включает отработанные грамматические конструкции в ситуации естественного общения; ‒ формирует связную речь; ‒ заучивает стихотворения, потешки и тексты; ‒ знакомит детей с художественной литературой; ‒ работает над пересказом и составлением различных видов рассказа; ‒ развивает понимание речи, внимание, память, логическое мышление, воображение в игровых упражнениях.

Существуют различные варианты взаимодействия логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы.

1. Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т.е. подготавливают детей к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.

2. Воспитатель закрепляет учебный материал. Очень важна его роль в проведении занятий. Он четко должен знать особенности методики обучения детей в коррекционных группах, задачи и содержание занятий воспитателя.

Логопед и музыкальный руководитель ‒ специалисты, которые взаимодействуют по множеству параметров. Основные ‒ музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, координации движений также объединяет цели обоих специалистов. Эта работа является неотъемлемой частью работы с детьми на музыкальных занятиях в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Раздел «Музыка». Музыкальный руководитель формирует общие предпосылки для речевого развития, включая в занятия упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти.

Далее представлены виды деятельности детей, рекомендуемые для включения в музыкальные занятия с целью развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, темпо-ритмического развития речи (Г.А. Волкова, Г.Р. Шишкина).

- ритмизированные стихи (ритмодекламации, песни) с мимическими картинками;

- голосовые (фонопедические) игры;

- пальчиковые игры без музыки, пальчиковые песни;

- координационно-подвижные игры, игры в парах, «массаж»;

- песни с импровизацией;

- мелодекламации;

- импровизационное движение

- игра на детских музыкальных инструментах

Указанные виды деятельности будут сближать музыкально-ритмические занятия с логоритмическими. Даже при отсутствии выделенного для логоритмики времени логопед всегда может использовать доступные для его него логоритмические приемы на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а если взаимодействие с музыкальным руководителем налажено, то проблема логоритмического воспитания будет решена на музыкальных занятиях.

В речевых группах взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем может осуществляться достаточно легко (взаимопосещения, педагогические советы, подготовка к совместным мероприятиям).

Взаимосвязь с инструктором по физической культуре осуществляется по нескольким направлениям.

1. Развитие речевого дыхания ‒ включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, плавность и длительность выдоха и т.д.

2. Развитие моторики:

- развитие общей моторики ‒ учет на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными речевыми нарушениями;

- развитие ручной и пальчиковой моторики ‒ включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики;

Деятельность логопеда содержит ряд основополагающих этапов. Первый этап – диагностический. В начале учебного года логопед группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит углубленное обследование детей, зачисленных в группу на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Результаты такого обследования помогают ему спроектировать индивидуальные планы логопедической работы, уточнить планирование рабочей программы. Нецелесообразно тратить на такое обследование длительное время (1 месяц), традиционно углубленное обследование всех детей, посещающих группу, занимает 2 недели. При необходимости время может быть увеличено, однако, диагностический этап не предполагает отказ от логопедических занятий как вида непосредственно образовательной деятельности.

Занятия в диагностический период направлены на:

– коррекцию и развитие моторной и психологической базы речи воспитанников;

– коррекцию и развитие импрессивной стороны речи;

– уточнение и активизацию словарного запаса воспитанников;

– формирование мотивации к вербальной коммуникации при работе с детьми с ОНР I уровня.

Аналогичное обследование проводит логопед ДОО, не имеющего в своем составе логопедических групп.

Результаты обследования заносятся в журнал (тетрадь) обследования. На всех детей с нарушениями речи, посещающих логопедические занятия, заполняются индивидуальные речевые карты. В связи с тем, что нормативные документы не содержат строгих форм индивидуальной документации логопеда ДОО, а также в связи с необходимостью максимального отражения результатов логопедического обследования конкретных детей, индивидуальные речевые карты могут быть самостоятельно разработаны логопедом дошкольного образовательного учреждения на основе образцов, или могут использоваться готовые формы, представленные в литературе (Н. В. Нищева, Т. А. Фотекова, Л. А. Норовиста, Н. М. Трубникова и др.).

Логопедом заполняется речевой экран, где отражается нарушение звукопроизношения, динамика коррекционной работы, сводная таблица результатов логопедического обследования воспитанников, которые будут частью рабочей программы логопеда. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

В январе проводится промежуточное логопедическое обследование, целью которого выявления динамики коррекционно-развивающей работы. По результатам обследования вносятся коррективы в планирование индивидуальной логопедической работы и, при необходимости, в рабочую программу логопеда.

В последние 2 недели мая проводится итоговое логопедическое обследование с целью выявления динамики коррекционно-развивающей работы, оценки ее эффективности. По результатам обследования вносятся коррективы в организацию и содержание деятельности логопеда наследующий учебный год, оформляется отчет.

Коррекционно-развивающий этап является основным в деятельности логопеда. Коррекционно-речевая работа логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОО и родителей, он добивается высокой и устойчивой результативности.

Формы и режим логопедических занятий: 3-4 дня – в первую половину дня (индивидуальные и подгрупповые занятия согласно расписанию занятий, которое составляется после каждой передвижки детей); 1-2 дня – во вторую половину дня (индивидуальные занятия и работа с родителями). Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 3 до 5 занятий в неделю с длительностью 10-20 минут.

Основная цель индивидуальных логопедических занятий – устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, дизартрии, стертой формы дизартрии, ринолалии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.

Содержание индивидуальных занятий:

- нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях);

- нормализация артикуляционной моторики;

- нормализация голоса (при дизартриях);

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация просодики;

- развитие мелкой моторики;

- уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и степенью ее выраженности без традиционного порядка, рекомендующего сначала постановку свистящих звуков, то есть уточнение или постановку в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие звуки или звуки [л], [р]. Артикуляционные уклады для свистящих звуков у детей с дизартрией часто для них более сложны;

- автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. Вначале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.);

- дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами; -развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;

- уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;

- развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса.

Основной формой коррекционного обучения в логопедической группе детского сада являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

- фронтальных (подгрупповых) занятий;

- индивидуальных занятий;

- занятий подвижными микрогруппами.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура индивидуального логопедического занятия в логопедической группе.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4.. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Несмотря на некоторые отличия в содержании индивидуального занятия на логопункте и в логопедической группе, есть индивидуальные занятия, где структура будет идентичной.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твердости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Формирование речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Формирование легкой и своевременной подачи голоса;

6.Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи: Сопряженная фонема; Отраженная фонема; Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии.

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперед, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Групповые занятия на логопедическом пункте проводятся:

- с обучающимися с ОНР - не менее трех раз в неделю;

- с обучающимися с ФФН – не менее двух-трех раз в неделю;

- с обучающимися с ФН – не менее одного-двух раз в неделю;

- с заикающимися – не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся для детей с ОНР и с дефектами, обусловленными нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата, – (дизартрия, ринолалия) – не менее трех раз в неделю.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми нарушениями речи лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход к организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой-либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется. Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Занятия в подвижных микрогруппах предоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Также на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико-грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Среди форм организованной образовательной деятельности самая распространенная форма обучения – одновременные занятия с разными подгруппами, но по разным видам деятельности, например, познавательно-исследовательская и изобразительная деятельность. Для ее решения можно воспользоваться опытом проведения одновременных занятий, объединенных общим сюжетом, и прибегнуть к нескольким вариантам, предложенным Т. С. Комаровой и Н. П. Сакулиной:

- начать занятие с воспитанниками, относящимися к «норме развития», и решать задачи, предусмотренные программой, затем, после краткой беседы, продолжить занятие со всей группой, предлагая каждой подгруппе свои задания. При этом, объясняя задания детям с проблемами в развитии, логопед может целиком опираться на опыт нормально развивающихся сверстников и даже использовать их работы.

- провести основную часть занятия со всеми детьми, но с детьми, имеющими проблемы в развитии, закончить раньше. Это может быть связано с более простыми заданиями, которые им даются. Чтобы в процессе объяснения заданий нормально развивающимся воспитанникам дети с особыми образовательными потребностями не потеряли интереса к предстоящей работе, логопед использует последних в качестве ассистентов.

Более эффективная форма организации обучения детей – одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деятельности, но с разным программным содержанием, как, например, у О.Л. Князевой и М. Д. Маханевой. Их преимущество заключается в том, что логопед получает возможность сосредоточить свои усилия на одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка дидактических материалов и оборудования, сокращается общее время, отведенное в режиме дня на проведение занятий.

В. Г. Алямовская предлагает такую структуру тематического плана при планировании коррекционных занятий.

Таблица 3 Пример структуры тематического плана

Наименование блока

Название темы, краткое содержание

Кол-во часов

Формы организации занятий

Базовый

Домашние животные

….

 

 

Дикие животные

 

Развивающий

Почему у человека нет хвоста

 

 

 

……….

……

 

Творчество/ Коррекция

Гостиница для зверей

 

 

 

……

……

 

Рейтинговые занятия

 

 

 

 

………….

…..

 

Итого по плану

 

 

 

Базовый блок включает темы занятий, главная цель которых – дать детям необходимую базу знаний и сформировать определенные навыки учебной деятельности.

В развивающем блоке указываются темы занятий, на которых детям придется «добывать» знания самостоятельно.

В блоке «Творчество/Коррекция», описываются условия для применения полученного познавательного опыта в незнакомой ситуации, а также (если возможно) для трансформации знаний в других видах детской деятельности.

В блоке контрольно-срезовых занятий оценивается динамика развития ребенка в области усвоения учебного материала, личностного развития, творческого потенциала, позволяющих своевременно фиксировать личностный опыт ребенка в каждом конкретном виде образовательной деятельности.

Фронтальные занятия и занятия в микрогруппах могут иметь следующую структуру (Н. В. Микляева).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности....