Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из личного опыта работы воспитателя старшей группы)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лимарева Людмила Николаевна

Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду.Данный материал будет интересен и полезен, как для коллег -  для воспитателей, так и для родителей.

Цель работы: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формируя у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни для использования их в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Лимарева Людмила Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ д/с 14 Приморского района

города Санкт-Петербурга

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из личного опыта работы воспитателя старшей группы)

Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду.Данный материал будет интересен и полезен, как для коллег -  для воспитателей, так и для родителей.

Цель работы: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формируя у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни для использования их в повседневной жизни.

Задачи:

1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;

2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Актуальность:

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2019-2021 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.

Основные принципы работы:

• Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка

• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)

• систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Работа реализуется через следующие разделы:

• укрепление материально – технической базы ДОУ.

• работа с детьми.

• работа с педагогами.

• работа с родителями.

Укрепление материально – технической базы:

В спортивном зале имеется: несколько гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли , скакалки, гимнастические палки.

Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологическихз упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.

В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Работа с детьми.

Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом. старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог;

2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.

3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:

• Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

• Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

• Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

• Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

• Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

• Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений , как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию.

• Гимнастика после сна.

• Артикуляционная гимнастика — Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.

• Физкультминутки.-на каждой образовательной деятельности.

2. технологии обучения здоровому образу жизни:

• Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»

• Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

• Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

• Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».

• Проектная деятельность «Витаминный калейдоскоп»- в старшей группе. …….

• Дидактические игры- проводятся в свободное время.

3. коррекционные технологии:

• Технологии коррекции поведения (работа с агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как специальное занятие в зависимости от поставленных задач.

• Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю.

Работа с педагогами:

С сотрудниками были организованы и проведены:

• консультации воспитателей по сохранению здоровья детей и сохранению собственного здоровья.

• Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте.

• Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых подходах к укреплению здоровья дошкольников»

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

С родителями была организована следующая работа:

• Участие в спортивных мероприятиях.

• Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

• Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

• Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта».

• Оформлен фотостенд «Спортивная семья»

Результаты работы:

1. У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)

2. Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников.

3. Повышено заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

"Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультиурно-оздоровительную деятельность ДОУ" (из опыта работы)

Обобщение опыта работы по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. В приложениях представлены консультации для воспитателей и родителей,...

Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (из опыта работы)

Материалы и презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".

Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...

"Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ" ( из опыта работы)

   Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение...