"Формирование навыков безопасного образа жизни у детей"
статья

Щербакова Евгения Анатольевна

Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России. Подавляющая часть заболеваний современного ребенка обусловлена, прежде всего, его образом жизни, повседневным поведением и непониманием значимости здоровья в будущем. Поэтому формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста служит принципиальной основой профилактики заболеваний. Формирование представлений о здоровом образе жизни, как психолого-педагогическая проблема В формировании представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников деятельность педагога играет значимую роль. Для того, чтобы эта деятельность была продуктивной, педагогу необходимо понимать, что вкладывается в понятие «представление» в психологии и педагогике. С точки зрения психологии, представление - это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Представления формируются на основе восприятий: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, тактильных и температурных. Формирование представлений о здоровом образе жизни является психолого-педагогической проблемой, так как поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вносит изменения в его образ жизни. Существенную роль во сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Знакомство дошкольников с самими понятиями и основными принципами здорового образа жизни- важная педагогическая цель. Но ее разрешение усложняется малой разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, присутствие которых гарантирует представление и развитие взглядов об основах здорового образа жизни. Для того, чтобы эффективно формировать понятия о здоровом образе жизни у дошкольников необходимо взаимодействие взрослого и ребенка. Проблема о содержании взаимодействия взрослых и детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников различных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. В раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также формирование основных движений, осанки, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. Именно в дошкольном возрасте в следствии целенаправленного педагогического влияния формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, стойкость, выносливость, работоспособность организма и прочие качества, необходимые для полноценного развития личности. Здоровый образ жизни для детей - это необходимость. Чем раньше ребенок научится заботиться о своем здоровьем, тем легче ему будет в дальнейшем организовывать свою жизнь правильно. Детский ЗОЖ должен начинаться практически с пеленок. Что включает в себя это понятие? Прежде всего, личную гигиену. Ребенка надо учить, что надо регулярно умываться, чистить зубы, мыть руки после прогулок и перед каждым приемом пищи и многому другому. Помимо этого, немаловажно следить за чистотой помещения, одежды, обуви. Прививать это ребенку необходимо постепенно и регулярно и тогда подобные гигиенические мероприятия станут для ребенка простыми, а так же важными и необходимыми действиями. Детский ЗОЖ обязательно подразумевает режим дня. Режим дошкольника распределяет время на разные виды деятельности и их смену в течение дня. Соблюдение режима очень важно для детей. Он дает возможность облегчить процесс обучения, сделать процесс восстановления более эффективным. Так, ребенок должен спать 9-10 часов в сутки, хотя бы два часа проводить на свежем воздухе, употреблять пищу примерно в одно и то же время. Просто необходимо соблюдать баланс между занятиями и отдыхом. Составлять режим дня следует с учетом особенностей и желаний ребенка, а также количеством дополнительных занятий. Физическая активность нужна для растущего организма. По этой причине всевозможные подвижные игры, прогулки и даже простая утренняя гимнастика будут полезны ребятам. Будет правильно приучить ребенка с раннего детства заниматься утренней зарядкой. Можно подобрать любые упражнения, главное, чтобы они были на все части тела. Физическая нагрузка - это не обязательно спорт. Можно просто много играть в подвижные игры, бегать и прыгать. Любая физическая нагрузка полезна растущему организму. Безусловно, здоровый образ жизни невозможно представить без правильного питания. Дошкольнику необходимо питаться 5-6 раз в день, только лишь высококачественной здоровой пищей. Здоровое питание во многом значимо для ребенка. Для роста и взросления детям требуется много сил, поэтому с пищей они должны получать все необходимые витамины и минералы. Если рацион не сбалансирован, это может повлечь за собой множество проблем со здоровьем. Составлять меню следует с учетом возраста ребенка. ЗОЖ предполагает максимально разнообразное меню, но без экспериментов, которые могут навредить здоровью. И в целом, питание у ребенка любого возраста должно быть максимально разнообразным. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников М. В. Воробьева в своей статье в журнале «Дошкольное воспитание» утверждает, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги зачастую встречаются с подобными проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, мгновенная утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. Подход детей к собственному здоровью напрямую зависит от сформированности в их сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста возможно отметить следующие возрастные предпосылки с целью устойчивого развития взглядов о здоровом образе жизни : - активно развиваются психические процессы; - заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon getcertificate.pdf552.66 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.

На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей старшего возраста.

Безопасность ребёнка зависит и от того, насколько бережно он относится к своему здоровью – соблюдению режима дня, гигиене рук и тела, уходу за зубами,...

Работа с семьёй дошкольника по формированию навыков безопасного образа жизни.

Главная цель взаимодействия педагога с семьями воспитанников - помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственн...

Статья " работа с семьей дошкольника по формированию навыков безопасного образа жизни"

laquo;Здоровье-это та вершина ,на которую человек должен подняться сам»...

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.  Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных ...