Конспект урока "Чародейка Зима".
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Гордеева Марина Николаевна

 Анализ и сравнение стихотворений о зиме (Пушкин А.., Бальмонт К., Некрасов Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Charodeyka_Zima._Konspekt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Чебоксары

План-конспект

урока по литературному чтению

3 класс

Тема:

Чародейка Зима.

Стихотворение «Мама, глянь-ка…»

Составитель:

                                                                   Гордеева Марина Николаевна

Ход урока.

I.. Оргмомент.

II. Тема урока

К нам на новоселье жалует зима,

А за ней веселье.

Смех и кутерьма.

А ну снежок, а ну дружок,

Лети, не уставай.

И двор, и дом,

И все кругом,

И школьный сад,

И нас ребят,

И все, и все, и все подряд

Теплее укрывай.

- В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаей голубей, мчится к нам… Чародейка Зима

(Дети читают тему с доски)

-Подберите к слову чародейка синоним.

(Волшебница, кудесница)

-Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. И в этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу. И в то же время есть в этих стихах что-то общее.

Что же? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

1.Ученица читает стихотворение К. Ибраева «Зима»

(Она срывает с доски цветок со стихотворением)

Тихо звучит фрагмент из музыкального цикла  «Времена года» П.И.Чайковского

Величава зима-                                                          

Называть ее хочется

Не по имени просто,

А по имени, отчеству.

Ой, Зима, ты,  Морозовна,

Ой, Зима, ты, Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток березовых

Сыплет хлопья на головы…

Ой, Зима, ты, Морозовна,

Ой, Зима, ты, Метельевна.

-Какой перед нами предстает зима?

(Величавая, мудрая, седовласая, статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.)

-Как вы думаете, с каким чувством встречает русский народ зиму?

(С чувством радости, нетерпения,  ожидания чуда)

-А каково ваше приветствие зиме?

(Мы рады зиме-матушке, покрывшей своими снегами осеннюю грязь, с нетерпением ждем ее забав: веселого катания с гор на санках, лыжных прогулок по лесу. Особенно любим нарядную елку и новогодний праздник )

2. Стихотворение «Мама, глянь-ка…»

а) Чтение про себя

м/ц: Каково отношение детей к зиме в этом стихотворении?

б) Образцовое чтение ученика

в) Словарная работа

г) Ответы на вопросы

д) Выборочное чтение

-Устно нарисуйте картину к стихотворению. Какие краски понадобятся?

Найдите в тексте слова, которые тебе помогут правильно выбрать их.

-Какое чувство могло охватить ребенка, когда он увидел, как преобразовалась земля от первого снега?

-Найдите и прочитайте строчки, из которых можно заключить, что зимнее время нравилось поэту.

е) Выразительное чтение

Физкультминутка

А сегодня у зимы новоселье

3. Одному из чудес – первому снегу – посвящены многие стихи.

Познакомимся со стихотворением К. Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая,

Снежинка белая.

Какая чистая.

Какая смелая.

Дорогой бурною

Легко проносится.

Не в высь лазурную.

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем лелеющем

Светло качается.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

-С каким настроением написано стихотворение?

-С чем поэт сравнивает снежинку?  (Со звездой)

-Какая она?   (Кристальная, чистая, белая)

-А какие слова рождаются у вас, когда вы слышите слова «первый снег», «снежинка»?

(Снежинка похожа на звездочку,  которая светит в ночном небе, кружевные узоры сплела для нас зима. Это просто чудо! Они легкие, воздушные, ветерку послушные, узорчатые, ажурные. Когда они летят, кажется, что они кружатся в вальсе. Порхающие снежинки, словно белые бабочки. )

Репродукция картины «Первый снег» А.Пластова.

-Посмотрите, как слово помогло ярче создать художественный образ природы. Ведь поэт, как и художник, рисует картины, и помогают в этом ему волшебные слова – краски.

4.Чародей слова А.С.Пушкин удивительно и верно, и  живо рисовал картины природы. Тонко подмечая и глубоко чувствуя особую неповторимую прелесть каждого времени года.

«Опрятней модного паркета…»

-Какие чувства выразил автор?

(Радостный, легкий, шаловливый характер зимы)

-Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

-Какими образными словами автору удалось передать чувства?    (Речка, блистающая, как Золушка на балу, красотой и ослепительным нарядом; мальчишки с их смехом и проказами важного глупого гуся; сказочные звезды – снежинки)

5. Пословица:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

По календарю первый месяц зимы – декабрь. В древние времена декабрь называли студень, т.к. приходила стужа, становилось студено. В декабре зима поворачивала на мороз.

Всем известна загадка:

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз.

-Как в загадке назван мороз?      (Мороз-мастер)

А вот Н.Некрасов называет Мороза  воеводой.

Воевода – предводитель войска в старое время на  Руси.

III. Подведение итогов.

-Что же объединяет стихи поэтов о зиме?

(Любовь к природе, умение видеть ее красоту и передать ее с помощью волшебных слов-красок)

IV. Домашнее задание

 Сочинение «Волшебница Зима»

Список использованной литературы:

1.Библиотека «Первого сентября». Я иду на урок в начальную школу. Чтение. II часть./-М.,2002

2. «Начальная школа» /М.- «Просвещение», №4, 1990

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия "Зимующие птицы"

Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...

КОНСПЕКТ УРОКА "ЗИМА"

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ ШКОЛ 8 ВИДА ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Интерактивное занятие для детей 6-7 лет "Зимующие птици"...

Конспект урока "Зимующие птицы". Пластилинография.

Конспект урока по технологии во 2 классе на тему "Зимующие птицы" в технике пластилинография....