Конспект урока "Зима в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Астахова Ирина Александровна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_nezhivoy_prirode.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

                                                                                          Тема: «Зима в неживой природе»

(окружающий мир)

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с изменениями, происходящими в неживой природе зимой.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

Предметные

  • перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт(снежный покров, лёд на водоёмах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололёд);
  • иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём;
  • знать даты зимнего солнцестояния и зимнего солнцеворота;
  • наблюдать за формой снежинок;
  • наблюдать за погодой зимой.

Личностные

  • выражать своё отношение к красоте зимней природы.

Оборудование урока: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «окружающий мир» 2/2ч ; рабочая тетрадь; карточки для работы в группах, схемы «солнышко», снежинки для рефлексии.

Этапы урока, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

Учащихся.

Планируемые результаты

УУД

1.Орг. момент .

1

 С перемены мы вернулись,

Сели ровно, улыбнулись.

Вот звенит для нас звонок,            

Начинается урок!

Слушать учителя

Личностные: воспринимать речь  учителя непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание.

Прак: просмотр видеофрагмента.

Прак: определение темы и цели урока.

8

Повторение:

- Какой большой раздел вы начали изучать? (зима) 

- Расскажите, что изменяется в природе с наступлением зимы? (холодно, везде лежит снег, реки, озёра покрываются льдом, солнце выглядывает редко) 

- Назовите зимние месяца по порядку, какие старинные название месяцев вам запомнились? (декабрь - студень, холодень; январь - просинец, лютовей, перелом зимы, февраль - снежень, бокогрей, снегосей) 

-  - Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)

- Какое название вы бы дали этому видеосюжету?  Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог,  а называется оно – «Вальс снежинок»   

Работа в группах(по 4 человека)

 -Я подготовила картинки, а у вас на партах таблицы, которые вы должны заполнить. Распределите номера картинок в соответствии с заданием (живая и неживая природа)

-Какие картинка осталась? Почему? ( Не относятся к природе -сделаны руками человека)

 - Приведите ещё примеры объектов неживой природы.

- А теперь подумайте о чем мы будем говорить на уроке? (зима в неживой природе)

- Предположите цель.( рассмотреть зимние явления в неживой природе)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Анализировать видеофрагмент.

Работать в группах.

Формулировать тему и цель урока.

Предметные: Установление причинно-следственных связей.

Умение осознанно строить речевое высказывание устно.

Коммуникативные: договариваться и приходить  к общему решению совместной деятельности.

3.Подготовка к основному этапу занятия

Прак: работа в парах со схемами.

 2

-Сегодня на уроке нам встретятся  такие слова: солнцестояние, солнцеворот, оттепель, гололед, метель, снегопад, изморозь. Прочитайте их.

- Какие из этих слов вам знакомы? Объясните их значение

- Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и,  работая в паре, попробуйте соединить  понятия и их значения.

-  Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.

Слушать учителя. Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания.

4.Усвоение новых знаний

Словесн: работа по схеме

 

Прак: работа по учебнику.

 12

  Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».

- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?

-Чтобы узнать, кто был прав, рассмотрим схему смены времён года.

- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На  схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Просмотрим видеофрагмент.)

- Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния.  – У какой пары было выбрано правильное значение?

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря».

- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?

Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот.   – У какой пары было выбрано правильное значение?

Понятие «оттепель»:

- Прочитайте последний абзац на стр 12. Рассмотрим картину на стр 120. Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Солнышко»  и отыщем определение понятия «оттепель».

- В  последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить корку.

Понятие «изморозь»:
Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь.
(видео С.Есенин Белая береза)

- Проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».

Понятие «снегопад»:

- На стр. 13 прочитаем о таком природном явлении как снегопад.

- А  как летят снежинки, когда нет ветра? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок.  Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.(Просмотр видеоматериала о снежинках)

На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.  

- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..»

- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)

-В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

- А теперь посмотрите, какое природное явление мы ещё не рассмотрели? (метель). Доводилось ли вам быть на улице в метель?

-Прочитаем о ней на стр.13

Читать информацию из учебника. Отвечать на вопросы.

Анализировать схему.

Искать информацию я словаре.

Читать и анализировать информацию из учебника.

Смотреть видеофрагмент.

Рассматривать и анализировать форму снежинок.

Познавательные: строят суждения в форме связи простых суждений об обьекте.

Личностные: учебно-позновательный процесс к новому учебному материалу.

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные:

устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений.

5. первичная проверка понимания

7

Прочитайте задание № 2 в Рабочей тетради.

Запишите даты зимнего солнцестояния и солнцеворота.

Прочитайте задание № 3 в Рабочей тетради.

Выпишите названия зимних явлений природы .

А теперь отгадаем загадки на стр. 15 учебника.

Проверим себя на стр. 121.

Какие признаки снега и льда использует народ в загадках о них?

Знаете ли вы другие загадки? Загадайте их ребятам.

Выполнять задание в рабочей тетради.

Анализировать информацию из учебника.  

Познавательные: Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждения;

6. Обобще-ние и систематизация знаний

-С какими явлениями природы мы познакомились?

- К явлениям в какой природе они относятся? (прикрепить карточки со словами в столбик Неживая природа)

-Какие из этих явлений мы с вами можем наблюдать в нашем городе чаще всего? Почему?

Давайте прочитаем вывод на стр. 15 .

Закончите фразу:  Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

Д/з: подобрать загадки про снег или лёд,

Формулировать выводы.

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

ПознавательныеПостроение логической цепи рассуждения;

7.Подве-дение итогов.

Рефлексия

2

- Какая тема нашего урока?

- Какую мы ставили цель?

- Достигли её?

-С каким настроением заканчиваем урок?

-Каким цветом можем показать своё настроение?

-Раскрасим свои снежинки по настроению.

Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения

Регулятивные: Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

конспекты ознакомления с неживой природой

"Сравнение свойств песка, глины и камня"...