Конспект урока по лит.чтению "Сказочные богатыри" 2 кл.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Сиротина Светлана Валентиновна

Урок составлен по технологии формирования типа правильной читательской деятельности по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Skazochnye_bogatyri.Sirotina_S.V.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сиротина С.В., учитель нач. классов

                                                                                             МОУ гимназия №2 г. Мурманска

Конспект урока  по  литературному чтению во 2 классе

По образовательной программе «Школа 2100»

Тема:

  • Сказочные  богатыри
  • Отрывок из  поэмы А.С. Пушкина «Руслан и  Людмила»

Цели:

Задачи:

  • Ввести детей в эпоху богатырей. Познакомить  с новыми понятиями.
  • Развивать умения:

      -  предполагать,  предвосхищать содержание текста;

- понимать  текст на уровне смысла,  делить текст на  смысловые  части,  озаглавить  их;

-  выразительного  чтения.

  • Воспитывать  чувство  патриотизма, гордости  за Землю Русскую,  свое государство.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, презентация.
  • Картинка с изображением Афанасия, карточка: «Богатырская симфония»» Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы,
  • сундучок с карточками с богатырским снаряжением, «боевое снаряжение» и «кони» для богатырей.

             Образовательная технология:

              Формирование правильного типа читательской деятельности

  1. Антиципация

*Рассмотрите иллюстрацию <Рисунок 1>

- Кто это? (Афанасий)

- Что у него  на голове? (шлем)

- Что в руках? (щит и  меч)

- Что  можно  о  нем  сказать? (нарядился в богатыря)

- Какая тема урока? («Богатыри»)

Правильно,  но  не просто  «Богатыри», а «Сказочные  богатыри»         .

- Какие цели урока?

2.  Введение в эпоху.  Живая  картина.

Давным-давно  на месте городов и  деревень,  где мы с вами сей час живем,  стояли непроходимые леса,  лежали топ кие болота. Жить  в таких  условиях могли только очень  сильные,  выносливые  и  храбрые  люди. Среди них были и  наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые,  высокого роста,  мускулистые. А в те далекие  годы война -   обычное дело,  ведь приходилось отстаивать  свои  земли от врагов, много времени славяне проводили  в сражениях.

Они были храбрые  воины. Настоящие богатыри.

 (Звучит  музыка)

И вот  стоит  в поле богатырская застава. Широкая равнина,  пожухлая трава,  ковыль,  серые  валуны,  молоденькие елочки впереди и  до самого  горизонта темные  холмы. А над всем этим -  осеннее тревожное небо.

Картина «Богатыри»  -  это главная картина Виктора Михайловича Васнецова.  На ней 3 богатыря.

*Узнайте, как их  зовут.

(Музыка стихает …)

1 богатырь (ученик на «коне» в костюме богатыря)

Из того ли то из города из  Мурома,

Из того ли  села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутренню во  Муроме,

А к обеденке поспеть хотел  во  Киев-град.

- Кто я? (Верно)

Есть я старыя козак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

2 богатырь

Ай же вы полоны.  Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим землям,

По своим землям,  да по  своим домам.

3 богатырь

У  моего  у света у батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,                                                                                                                                    

Была старая собачища дворовая

По подстолью собака волочилася,

Лебяжей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать  того:

Лежать  ему далече в чистом поле.

Меня зовут  Алешей да Поповичем,

Сын  попа Леонтия Ростоцкого.

- Кто такие богатыри? (Воин, который отличался особой силой,  удалью,  мужеством и  умом,  любил  свою Родину, народ и  защищал  их)

- Какое слово спряталось  в слове «БОГАТЫРЬ»?

- Почему? (Их бог благославляет на подвиги)

- Каких  еще богатырей вы знаете?

? А есть ли богатыри сейчас? (на этот вопрос ответим  в конце урока)

- Как можно  догадаться,  что перед  нами богатыри? (боевое снаряжение)

*Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем   из  сундука боевое  снаряжение.

Латы -  доспехи из  металлической чешуи нашиты на кожу, которые  защищают руки ноги.

Кольчуга – доспех вроде рубашки из  мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и  подола. На груди  кольчуги круглые  бляхи.

Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по  форме очень  напоминает купола церквей.

Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли  быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.

Щит – воинское оружие, которым прикрывались  во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из  булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.

По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.

(карточки со словами крепятся на доску)

Физкультминутка:

Дружно встали  раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь  к глазам  приставим,

Ноги крепки расставим,

Поворачиваясь  вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть  из-под ладошек,

И направо,  и еще

Через  левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно  в танце – руки  в боки,

Наклонились  влево, вправо

Зашагали  вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем как богатыри.

Антиципация

Сегодня звучала «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)

 Но  не только художники  и  композиторы обращались  к образу  богатыря. Сегодня мы будем  читать отрывок из  поэмы,  в которой тоже есть  богатырь.

Учебник с.171

- Как называется поэма?

- Кто автор?

- События, какого  времени будут  описаны?

*Прочитайте ключевые  слова.

поле боевое

вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)

сражение (битва)

чудесный воин (необыкновенный)

пал на басурмана (Кто такой басурман?

Что значит «»пал»?)

- Предположите, о  чем идет  речь?

  1. Работа с текстом во  время  чтения

*Проверим предложение.

*Первичное чтение (читает  ученик)

- Правильно  предположили?

- Кто такой Руслан? (витязь – богатырь княжеского  происхождения)

- Почему прогноз  оказался неправильным?

- Какой информации оказалось не достаточно?

*Перечитывание отрывка с комментированием.

После первых  двух строчек

«яснели» (становились  светлыми)

- Когда будут  происходить события?

После 3-4 строчек

- Как понимаете: В бездейственном покое? (ничего  не происходит,  все спокойно)

После 5-6 строчек

- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

- воспрянул (приготовился к сражению)

- Замените слово «внезапный» синонимом? (неожиданный)

- Для кого этот крик был  внезапным?

Прочитаем дальше.

После 8-9 строчек

- Теперь ясно, что  для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось  внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут  проиграть сражение.

- Что же случилось   дальше?

Чтение до конца:

- Какую картину вы представили себе?

- Прочитайте сравнения (грозой несется, как гром небесный)

*Зачем их использует автор? (показать  силу и  мощь)

- Как  понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана?

- Перечитайте последние две строчки отрывка. Преданье - исторический рассказ

- Как вы их понимаете?

*Перечитайте еще раз отрывок. Разделите на 3 части и  составьте цитатный план.

Слайд 5

1-«Дремало поле боевое…»

2-«Внезапный крик сраженья грянул»

3-«Наш витязь пал на басурмана»

3. Работа с текстом после чтения

Работа над  выразительностью

Целью урока было научиться читать отрывок поэмы. Для этого у нас есть слова-помощники

*Прочитайте их

- Какое настроение надо передать в 1 части?

*Прочитайте

(аналогично работа проводится по каждому пункту)

Знакомство  с писателем

Мы учились  читать отрывок из  поэмы А.С. Пушкина

- Как  Пушкин относится в Руслану? (Наш)

- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?

- Что можно  сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и  знал историю страны,  уважает богатырей)

Творческое  задание. (Групповая работа)

                                        1 группа

Подберите к  прочитанному отрывку походящие по  смыслу пословицы:

- Если по-русски скроен,  то и  один в поле воин.

- Всякому мила своя сторона.

- Близок локоток, да не укусишь.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как придет  напасть,  так хоть вовсе пропасть.

К отрывку из  поэмы  подходят  пословицы: …..

                                        2 группа

Подбери к устаревшим словам  современную  пару:

Мы уверены,  что  небеса -  это …

небеса                                рассветало

яснело                                небо

басурман                        исторический рассказ

минувший                        враг

преданье                        прошедший

                                        

                                                             3 группа

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):

Мы считаем,  что богатырь …..

Храбрый,  трусливый,  скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный,  смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

Так есть ли в наше время богатыри?

-  Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из  нас стать современным  богатырем?

- Что для этого надо?

4. Рефлексия

*Кто хочет быть  похожим на богатыря, нарисуйте меч.

5. Домашнее задание

- Еще раз прочитайте отрывок и  составьте  рассказ о  том, как закончилась битва Руслана с врагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...