"Барбос и Жулька" А. И. Куприн
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barbos_i_zhulka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                   А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цели: Познакомить с рассказом Куприна « Барбос и Жулька».

           Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения,  увеличить словарный запас

           Развивать память, внимание, мышление. эмоциональную сферу ребят,  речь, расширять кругозор

           Воспитывать любовь к животным, обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения;

                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

а) Выставка детских работ.

         --Рассмотрите нашу галерею на доске. Здесь изображены разные моменты. Расскажите.  ( Рассказы детей).

         --О чем эта сказка?  ( О том, как Миша побывал в сказочном городе, населенном мальчиками – колокольчиками)

         --Что узнали? ( Как и почему звенят колокольчики, как движется валик, почему предметы издали кажутся маленькими, узнали устройство механической игрушки).

          б) Картинный план.

        --Расположите рисунки в правильном порядке.

                     Мальчик – колокольчик. ( 1)

                     Царевна – Пружина. ( 5)

                     Дядьки – молоточки. ( 3)

                     Мальчики – колокольчики. (2)

                     Надзиратель – валик. (4)

         в) Чтение по ролям. Опрашиваются слабо читающие дети.        

         г) Слушание мелодии  

          - Послушайте, как могла звучать музыкальная шкатулка.

 ( Звучит мелодия. Играет музыкальная шкатулка. )

3. Постановка цели урока.

      а)  -- А теперь посмотрите на эту механическую игрушку. ( Показ собачки. Дети слышат лай собаки. )

       .-- Есть ли у вас дома собака?

       -- Жители нашего города заботятся о младших братьях. В городе есть центры «Кот и пес», «Друг».  

       -- Какие породы вам известны? ( Бультерьер, терьер, овчарка, пудель, дог и другие)

      б)-- В наше время насчитывается около 400 пород собак Нам удобнее разделить все породы на 3 большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.

      в) Рассказ ученика о пуделе.  

   Помните Артемона из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино?». А с Арто из рассказа А. Куприна «Белый пудель» вы знакомы? А может быть вам встречались щенок Альберт ( правда потом выяснилось, что его зовут Бобби), которого нашел малыш из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», кучер Медоро из сказки К. Коллоди «Приключение Пиноккио». Все они пудели – разного окраса и роста. Пудели – порода классическая, о них говорят это собаки на все случаи жизни. В семье Путина В. В. долгие годы жили белый той-пудель Тося и её сын Родео. Писатель Альфред Брем сказал: « По природе пудели во всем хороши, и если есть что-то плохое, то это от человека». Собаки первые одомашненные животные. Много тысяч лет назад человек заметил, как хорошо под даются обучению волки. Он воспитал волка и приобрел друга – собаку. 

       г) Фразеологизмы.

     С собаками не сыщешь. ( Трудно найти.)

     Собака на сене. (О том, кто, имея что-то, не пользуется сам и не дает другим).

     Как собаке пятая нога. (Совершенно не нужен.)

     Вот где собака зарыта.

     Как собак не резанных.

     Собаку съел на чем-то.

     Ни  одна собак.

     Чушь собачья.

     Какое твое собачье дело.

     Как собака устал.

     Холод собачий. .

      д) Пословицы.

 Собаке собачья смерть. ( Жил недостойно, не заслужил достойного конца)

Собака лает, ветер носит. ( Не обращать на что-то внимании.)

Собака человеку – неизменный друг.

 -- Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо вспомнить известные нам произведения.

         а) Как называется рассказ о профессоре Пирогове, который помог семье Мерцаловых? ( «Чудесный доктор»)

        б) В каком рассказе вы встретились с собакой по кличке Арто? (« Белый пудель»)

       в) Стихотворение Бунина об осени. ( «Листопад»)

       г) Рассказ, с которым познакомимся сегодня. ( «Барбос и Жулька» )

       д) В  каком рассказе вы познакомились с девочкой Надей и  слоном Томми? («Слон»).

      -- Прочитайте хором, кто автор? (Дети по выделенным буквам читают фамилию Куприна).

 4. Биография Куприна.

      Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.

    Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его»,  - вспоминал друг.

--  Какие произведения этого автора вы знаете? («Слон», «Белый пудель»)        -- Мы переходим к изучению новой темы. Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь? ( О собаке). Рассказ называется «Барбос и Жулька».

   В словаре Ожегова собака – 1)домашнее животное;

                                                    2)злой грубый человек.

                                       Барбос – большая дворовая собак.

                                       Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник.

5. Изучение нового материала.

  1) Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы,

- В этом рассказе есть слова непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначат, какими словами их можно заменить.

        Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

        Флирт – любовная игра, кокетство.

        Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

       Чиновники – государственные служащие.

       Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

       Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

       Триумф – блестящий успех.

       Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

       Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

       Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

       Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

       Репяхами – репейник.

       Искони – издавна.

       Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

2) Чтение рассказа хорошо читающими детьми. ( 6 человек)

 -- Ребята прочитают рассказ, а вы слушайте и думайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки? ( Они были друзьями)

3)  Физминутка. Звучит песня «Дружба», дети выполняют упражнения.

6. Работа над осознанным чтением.

--Понравился ли вам рассказ?

-- Какое впечатление он на вас произвел?

-- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? (Чтобы было понятно , какой у них был характер).

-- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

--О чем говорит её поступок?

-- Как вы думаете, почему собака умерла?

-- Как вы оцениваете поступок Барбоса?

--Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?

--Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)?

--Что вас рассмешило? Что показалось грустным?

--Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?

--В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

-- Как думаете, как сложится судьба героя?

-- Назовите героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим произведением. (Л.Н.Толстой «Лев и собачка».)

7. Закрепление.

      Работа над иллюстрацией.

-- Пока читали, вы увидели иллюстрацию. Какой эпизод изобразил художник?

-- Какие чувства испытывает в этот момент Барбос? Прочитайте, как об этом пишет автор.

     Выборочное чтение.

 Описание вида Барбоса.

 Описание Жульки.

 -- Кто из собачек вам больше всего нравится?  Кто из них смелее?

     Вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

--Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода.

--Каких героев вы считаете положительными, а каких отрицательными? Почему? ( Собака всех покусала, покусала свиней)

--Как можно выйти из такого положения в реальной жизни? Послушайте песню в исполнении вокальной группы девочек. (Даниил Хармс

                                    Страшный случай

Доедая с маслом булку

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: -Вот напасть,

Хочет он на нас напасть!

Чтоб в беду нам не попасть

Псу мы бросим булку в пасть.

Все окончилось прекрасно,

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку

--Какая пословица, поговорка, крылатая фраза могла бы лучше передать характер героев? (Записаны на доске)

 «Кто дрожит – тот лежит».

 «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».

 «Сам погибай, а товарища выручай».

8. Итог.

--Можно ли назвать поступок Жульки подвигом?

-- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

-- О чем этот рассказ?

--Какой фрагмент больше всего запомнился?

--Мы многое обсудили и каждый вынес для себя что-то важное. Вы интересно рассуждали. Спасибо за урок.

9. Домашнее задание. 

-- Прочитать текст ещё раз, составьте устный  рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам.

10. Оценивание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.Куприн "Барбос и Жулька"

Урок по литературному чтению в 4 классе(УМК "Школа России") по теме "Творчество А.И. Куприна. Произведение "Барбос и Жулька"...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

А.И. Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс

Презентация и конспект урока литературного  чтения  в  4 классе....

А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Открытый урок литературного чтения  в 3 классе....

А. И. Куприн "Барбос и Жулька" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...