Формирование умения воссоздавать художественный образ.
статья по чтению по теме

Данный материал может послужить отправной точкой для начинающих учителей при формировании умения воссоздавать художественный образ. Здесь можно найти для себя новые формы работы по обучению пересказа (карты Проппа и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Формирование умения

воссоздавать художественный образ

материалы выступления на

методическом объединении

молодых учителей.

Подготовила Сверкунова М. Н.,

учитель начальных классов

МОУ «Морозовская СОШ».

г. Великий Устюг

2009 год

Формирование умения воссоздавать художественный образ.

      Художественный образ – одно из основных понятий литературы, определяющих природу, форму и функцию художественно-литературного творчества.

       В центре стоит изображение человеческой жизни.

Общественная

среда.

Природная

среда.

Вещевая

среда.

Временные рамки.

Взаимодействие с персонажами.

      Человек находится в тесной связи с миром природы и миром вещей.

Образ – картина человеческой жизни.

      Проще о художественном образе говорить в драматургии. Здесь он связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изображается непосредственно артистом.

      В прозе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью.

      В лирике – только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое.

      Воссоздание связано напрямую с развитием воображения, а точнее – с умением управлять своим воображением. Начинать работу по данному направлению необходимо начинать уже в период обучения грамоте.

Текстовые материалы, с которых начинается тренировка читательского воображения, должны быть небольшими по объёму. Это может быть даже одно предложение.

Можно предложить такое задание:

Представьте описываемое в предложении и воспроизведите свои представления ( устно или письменно, словами или красками).

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.

У тропинки с листочка смотрит улитка.

При работе с художественным текстом читательское воображение должно быть связано со всеми другими приёмами понимания текста.

В ходе диалога с текстом необходимо воображение.

Например,

Украшение сада.

Как вы понимаете, что может быть украшением сада? Проверим свои предположения. Включаем «мысленный экран».

Осенняя пора в саду. Облетает листва, и яркие краски постепенно гаснут. Медленно тускнеет ковёр листвы под ногами. Гол и непригляден сад.

Картина осени. Наши предположения верны (неверны). Что же может украсить сад в это время? Делается предположение. Давайте проверим.

Одна рябина выделяется ярким пятном, украшая сад яркими ягодами. Одиноко и грустно рябине.

Мы были правы - это рябина. Отчего же она грустит? Может, потому, что не с кем ей поделиться своими ягодами?

Но едва ударят первые морозы – сладкими станут её ягоды. Тогда слетятся к рябине и дятлы, и снегири. Никого не оставит голодным рябина, накормит сладкими ягодами. И ягоды– как привет от тёплого лета.

Вывод: Если удалось представить описываемую автором картину, то пересказать текст будет нетрудно.

Без включения воображения порой невозможно понять роль художественных средств, используемых автором.

Например,

Листопад.

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

- Мы с клёнов…

- Мы с яблонь…

- Мы с вязов…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черёмухи…

- С дуба…

- С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!    

( Ю. Капотов)

Образ, нарисованный в произведении,  станет понятным, если ученик представит, как он идёт по сухой опавшей листве, и каждый шаг сопровождается шуршанием листьев под ногами.

Звукопись.

Длина строки.

Олицетворение.

Вывод: Если «мысленный экран» заработает, легко решаются многие проблемы, связанные с запоминанием и пересказом прочитанного. (3; с. 5-14)

Оморокова М. И. в статье «Формирование умения воспроизведения художественного текста» ( 4), рекомендует начинать с общего анализа произведения, а затем путём выборочного чтения установить, что говорится о конкретном художественном образе. После этого целесообразно составить план пересказа.

Основной порядок действий.

  1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.
  2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке.
  3. Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.
  4. Подбери к ним заглавия.
  5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверяя, соответствуют ли ему заголовки.
  6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Трудно учащимся даётся воссоздание прочитанного при помощи словесной картины, так как у детей не в полной мере развито творческое воображение и устная речь, и самостоятельное составление плана. Можно предложить ребятам следующий план действий:

Как пересказать прочитанное.

  1. Перечитай текст, выделяя в нём основное содержание и запоминая его последовательность.
  2. Выдели основные смысловые части текста.
  3. Отметь в каждой части главное.
  4. Составь план ( каждое предложение – заголовок должно отражать основное содержание части), запиши его.
  5. Перечитай весь текст, держа план перед собой.
  6. Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами.

        

Над сказками данную работу легко организовать при помощи карт Проппа.

Известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы или функции. Основных двадцать, но не в каждой сказке они содержатся в полном объёме. (см. Приложение)

Ещё Джанни Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны.(2)

Схема работы:

  1. Жанр, отличие от рассказа.
  2. Знакомство со сказкой. Работа над содержанием, выделение условных моментов. Выстраивание схем.
  3. Чтение вслух с установкой на пересказ. Дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными узловыми моментами.
  4. Пересказ с опорой на схему.

Итак, этапы работы над пересказом можно представить следующим образом:

  1. Необходимо нацелить детей на пересказ (подробный или сжатый).
  2. Чтение произведения.
  3. Беседа по прочитанному, анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение слов, оборотов речи, целых предложений, отражающих эмоциональное состояние, чувства.
  4. Отработка выразительного чтения.
  5. Деление на смысловые части, озаглавливание, составление плана.
  6. Пересказ фрагментов.

Черновой пересказ, выделение его достоинств и недостатков.

Общие рекомендации для учителя:

  1. Ребёнок должен знать, какие требования предъявляются к пересказу.
  2. В этой работе опасен шаблон, надо разнообразить виды пересказа, варьировать подготовку к нему.
  3. Качество пересказа зависит от того, как прочитан образец. На начальной стадии обучения пересказу – читает текст учитель.
  4. Пересказу нужно систематически обучать.
  5. Обучение пересказу следует начинать с повествовательного текста.
  6. Учащиеся обычно более точно и подробно воспроизводят первые части текста, но искажают заключительные. Необходимо работать над изобразительными средствами языка.
  7. Не рекомендуется пересказывать близко к тексту басни, сказки в стихах, баллады. О пересказе лирических стихотворений не может быть и речи.
  8.  Цель пересказа.

Библиография:

  1. Дерягина Т. И. Пересказ сказок с помощью карт Проппа//Начальная школа плюс до и после.- №5, 2007.
  2. Родари Дж.
  3. Соболева О. В. Беседы о чтении (к проблеме понимания текста)//Начальная школа плюс до и после.- №11, 2008.
  4. формирование умения воспроизведения художественного текста//Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Формирование умения работать с художественным текстом.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное про...

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.2. ...

Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками

В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"

Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полн...