Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".
статья

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения. Моя статья может вам в этом помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniy_vosprinimat_hud_tekst.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст.

Чтение должно стать для

ребенка очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной

жизни.

В.А.Сухомлинский

Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. К.Д.Ушинский почти как афоризм сформулировал эту мысль: «Читать - это еще ничего не значит; читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Русский методист Д.И.Тихомиров расширил эту форму. Он утверждал, что буквально с первых шагов обучения надо «приучать школьника проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер.

Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если маленькие школьники не хотят читать? Эти вопросы волнуют многих учителей начальной школы, заставляют искать, пробовать, накапливать материал, использовать разнообразные методы и средства обучения, которые дают положительный результат, вносят в урок оживление, делая его интересным и продуктивным.

Проблема восприятия художественной литературы сложна, многогранна. К сожалению, на практике многие школьники и взрослые часто проявляют явное неумение читать, воспринимать и анализировать художественную литературу.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

1. Младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - это ценность для начальной школы. В. Г. Белинский, считал, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста -
 отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному. Дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Какие трудности испытывает ребенок при восприятии художественного произведения?

Известно из работ психологов и практики начального обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

Какие условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение?

Как организовать работу по формированию умений восприятия художественного текста?

Необходимо добиваться того, чтобы художественное произведение будило у ребенка чувства, вызывало сопереживание героям. Это сделать непросто, так как для полноценного восприятия художественного произведения ребенку необходимо овладеть рядом умений:

- замечать и распознавать художественные средства выразительности и, прежде всего, язык произведения, определять жанровые особенности произведения (отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа),

- видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), уметь воссоздать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения,

- видеть позицию автора и определять свою позицию,

- воспринимать произведение адекватно авторскому замыслу.

Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения я строю в определенной последовательности.

Вначале я провожу подготовку к восприятию текста. Ее цель -   ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.

После подготовительной работы я провожу первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения). При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения,   его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что – нибудь новое, понравилось ли произведение и т. д.

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.

Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказам – описаниями выписываю на  доске  образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д.  .

Важное место при восприятии произведения я отвожу работе над смысловой структурой текста с учетом его жанровой специфики. Признаки сказки, басни, рассказа, стихотворения занимают равноправное место с его содержательной стороной и рассматриваются в единстве. Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение:

- Сказка ли это? Докажи.

- Найди зачин сказки.

- Назови волшебных героев, волшебные предметы.

-Найди народные выражения, которые встречаются и в других                  сказках.

- Найди концовку, типичную для народных сказок.

- Какой намек и урок содержит эта сказка?

В начальных классах дети встречаются и с басней. Кроме заданий, направленных на содержание басни, я предлагаю задания, которые помогают выявить особенности этого жанра. Дети ищут меткие слова, которые мы употребляем в своей речи, обдумывают, в каких случаях их уместно использовать.

Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.

Умение воссоздавать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, речи детей.

Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношения ребенка к прочитанному, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на ребенка.

Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:

1. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

4. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

5. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

8. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

9. Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.

В своей работе на уроках литературного чтения я использую много видов работ с текстом

 Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

 Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

 Чтение по готовому плану.

 Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

 Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

 Восстановление деформированного текста.

 Инсценирование текста или отрывка.

 Выборочное чтение (с определенным заданием). Найти в тексте описание события, человека, природы.

 Чтение в лицах.

 «Жужжащее чтение».

 Чтение цепочкой по предложению.

 Чтение абзацами.

 Чтение с пометками.

 Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

 Чтение по группам.

 Поисковое чтение.

 Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

 "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

 Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

 Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

 Нахождение и чтение образных слов и описаний.

 Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

 Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

 Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

 Нахождение самого длинного слова в тексте.

 Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

 Чтение с пометками непонятных слов.

 Кроссворд (игровая форма) погружения в тексту. Решение и составление кроссвордов к текстам.

Кроссворд- это своеобразная проверка знаний, они позволяют в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных умений и навыков.

Кроссворд. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Впишите пропущенные слова в кроссворд

1.Старик ловил неводом рыбу,… пряла свою пряжу. (старуха)

2.Они жили в ветхой… Ровно тридцать лет и три года. (землянка)

3.Как взмолится золотая …! (рыбка)

4.Перед ним … со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою. (изба)

5.Здравствуй барыня сударыня…

Чай, теперь твоя душенька довольна. (дворянка)

6.Здравствуй, грозная… (царица)

Ну, теперь твоя душенька довольна

Упражнения для понимания смысла текста

1.Словарная работа. Чтение и объяснение их лексического значения; работа со словарями В.И.Даля, С. И.Ожегова.

2.Озаглавливание текста.

Деление текста на части, составление плана.

Определение темы, главной мысли текста.

3.Подбор иллюстрации к тексту.

Составление диафильма.

Дети читают текст по частям, делают иллюстрацию к одной из частей и подписывают её.

Просмотр фильмов по изучаемым произведениям.

4.Выборочное чтение.

5. «Пропущенное слово». Учитель читает любое предложение из текста, пропуская слово. Дети должны назвать слово, подходящее по смыслу.

6.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из газет, журналов разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

7.Придумать продолжение рассказа по его началу.

8.Литературный диктант.

Учащиеся записывают окончание предложений.

При изучении рассказа В. Бианки «Неслышимка»

  1. Внучка нередко сопровождала меня …(на пргулках)
  2. Дедушка, а ты знаешь….(птичку-неслышимку)
  3. На мои слова внучка даже… (рассердилась)
  4. О «фантастической неслышимке», конечно,  …(забыл уже)
  5. Тишину этого освеженного ливнем луга никак, разумеется, нельзя было назвать …(мертвой тишиной)
  6. Кузнечики у нас начинают трещать только…(в июле)
  7. Так все и было, как рассказывала моя внучка: там, над ручьем, на вершине ольхи сидела….(горбатенькая птичка)……..

10.Выполнение заданий тестового характера.

Сказка Б. Гримм «Бременские музыканты»

Тест.

1.Это произведение:

  1. Рассказ;
  2. повесть;
  3. сказка.

2.Автор этого произведения:

  1. Г.К.Андерсен;
  2. Братья Гримм;
  3. Шарль Перро.

3.Кто жил у мельника?

  1. Козёл;
  2. баран;
  3. осёл.

4.В какой город пошёл осёл, когда его выгнал хозяин?

  1. В Бремен;
  2. в Берлин;
  3. в Лейпциг.

5.На каком музыкальном инструменте играл осёл?

  1. На гитаре;
  2. на скрипке;
  3. на барабане.

6.Где спал кот?

  1. На печи;
  2. на диване;
  3. на кресле.

7.Кем показались бременские музыканты разбойнику?

  1. Героями;
  2. богатырями;
  3. великанами.

Пришвин «Золотой луг»

Виды работ над этим произведением.

  1. Ознакомление с биографией писателя
  2. Портрет
  3. Беседа по иллюстрации (о чем текст)
  4. Первичное чтение учителем
  5. Чтение с пометками непонятных слов
  6. Словарная работа со словарем
  7. Нахождение в тексте образных слов
  8. Выборочное чтение (нахождение отрывка к иллюстрации, нахождение отрывка объясняющего название текста)
  9. Живая картинка
  10. Нахождение слова к орфограмме чн, с 2 безударными гласныим, проверяемой  ударением, парной согласной.
  11. Чтение по абзацам и нахождение самого длинного слова в абзаце
  12. Дерево предсказаний ( каким писатель мог бы увидеть луг через 2 недели)
  13. Зарисовка своей иллюстрации к тексту.
  14. Мини сочинение на тему «Лесная поляна»

Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку интерес к чтению – лучший подарок, который мы можем сделать».

Список литературы.

1. В.А.Сухомлинский «Разговор с молодым директором школы».

2. В.П.Вахтеров «На первой ступени обучения», изд.8,М.,1910,стр.1.

3. Карл Маркс и Ф.Энгельс об искусстве, изд. «Искусство», М.,1957,т.1,стр11.

4. М.А.Рыбакова, «Очерки по методике литературного чтения», Учпедгиз, М., 1963, стр.165.

5. Н.Н.Щепетова, «Методика чтения в начальной школе», Учпедгиз, М..,1965,стр.103.

6. К.Д.Ушинский, «Собрание сочинений», т.6, стр335-336.

7. В.Г.Горецкий «Методические рекомендации по работе с учебной книгой по чтению «Наше русское слово». СПб.,1997.

8.В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению», «Заочный педсовет».

9.И.Т.Федоренко «Подготовка учащихся к усвоению знаний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...

Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками

В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...

Дипломная работа "Развитие обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе посредством формирующего оценивания"

Работа посвящена изучению возможностей формирующего оценивания в развитии младших школьников на уроках литературного чтения. В первой главе был выделен методологический аппарат работы. Были раскрыты: ...

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"

Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полн...