Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integr._uroka_konek-gorbunok.docx21.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 2 г. Строитель  Яковлевского района  Белгородской области»

____________________________________________________________________

                                                 Сказка П.П. Ершова

 «Конек-Горбунок» в  литературе и музыке.

       Интегрированный урок  литературного чтения и                                               музыки в 4  классе по программе « Начальная школа XXI века».

                                                                                                                                                   Подготовили:

                                                                                                                                                         

                                              учитель начальных классов – Тюпенкина Т.В,

                                              учитель музыки – Роньшина  А.А.

     

г. Строитель 2011год

Конспект интегрированного урока литературного чтения и                                               музыки в 4 В  классе по программе « Начальная школа XXI века».

     (Учитель начальных классов – Тюпенкина Татьяна Витальевна,

                 Учитель музыки – Роньшина Анна Андреевна.)

Тема: Сказка П.П. Ершова  «Конек-Горбунок» в литературе и музыке.

Цели: 1) создать условия для обобщения знаний детей по  сказке  П.П. Ершова  «Конек-Горбунок»,  познакомить с историей создания сказки, с балетом Р. Щедрина, закрепить знания о русских народных инструментах, о музыкальных жанрах;

              2)способствовать развитию у детей навыков выразительного чтения, творческих способностей через театральную деятельность, развитию вокально- хоровых навыков, координации движений;

               3)способствовать воспитанию трудолюбия, взаимовыручки, искренности, воспитанию чувства прекрасного.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

  1. Сообщение темы урока и постановка целей.

  1. Рассказ  учителя о П.П. Ершове  и истории создания сказки «Конек-Горбунок».  Литературная викторина.

(показ портрета писателя - презентация)

       П. П. Ершов родился в Сибири, в селе Безруково Ишимской губернии, в феврале 1815 года. В семье Ершовых было 12 детей, но все они умерли в детстве, кроме двух мальчиков – Николая и Петра. Петр был послушным, тихим, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. В детстве он вместе со своей семьей много ездил по Сибири. Потом была учеба в Тобольской гимназии, в Петербургском университете. В 1834 году Ершов сочинил сказку «Конек - Горбунок» и сразу стал знаменитым, его сказку читали все. П.П. Ершов претерпел много тягот. Бедность, неудачи, смерть детей.  Болезни преследовали его.  Он умер в 1869 году, в возрасте 53 лет.  Хоронил его весь город. Бессребреник Ершов умер бедным, но оставил народу сокровище – сказку «Конек - Горбунок».

        Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издава лась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.                             А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в резуль тате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.  

-  Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений. Как вы думаете?

- Докажите, что это произведение написано  в жанре сказки.

 -  Как вы понимаете название сказки? Почему не конь,  а конек?                    Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпук лость нa cпинe.)

-Чем вам понравился Конек – Горбунок? А Иван?

Вопросы викторины: ( + презентация)

1 .Чем кобылица отблагодарила Ивана?

- Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка.

 2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

- Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.

3.Кокого роста был Конек-Горбунок? Длина его ушей?

-3 вершка (около 13 см), аршин (71 см).

4. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
- Перо Жар - птицы.

5. Как звали братьев Ивана? Их отца?
- Данила и Гаврила. Отца – Петр.

6.  Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
- Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.

7.За что была наказан  рыба-кит?
- За то, что проглотила 3 десятка кораблей.

8. Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

-Царь-девица (. Месяц- мать мне, Солнце- брат.)

 9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
- Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом

 10. Что произошло с царем и Иваном  после  этого?

-Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на  Царь-девице

  1. Беседа о народных песнях и инструментах (+ презентация).

  1. Физминутка  (о музыкальных инструментах)

  1. Инсценировка отрывка из сказки.

  1. Просмотр и слушание фрагментов из балета Р. Щедрина «Конек- Горбунок». Знакомство с биографией композитора.

  1. Физминутка «Раскрашивание»: с закрытыми глазами раскрасить воображаемый экран в цвета перьев Жар-птицы.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма.

  1. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету».

  1. Рефлексия. Задание на дом:

         Нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Образы отрицательных героев в русском фольклоре, литературе, композиторской музыке и кинематографе.

Актуальность темы видится в приобщении к традиционному русскому фольклору, музыке, кинематографу, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, наблюдаем засилье западной...

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"Система Л.В. Занкова. 3 класс...

Внеклассное занятие для учащихся 1-4 классов "Образ осеннего листа в литературе и музыке".

На этом занятии ребята работают с художественными текстами ( стихами А. Майкова, Ф. Тютчева, Ю. Каспаровой), музыкой П, И. Чайковского и Н. Лансере. Занятие проводится в технологии критического мышлен...

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...