Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы  обучающихся с художественными произведениями, иллюстрациями, картинами, а также для организации самостоятельной работы по написанию сочинений, составлению устных рассказов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_razvitiyu_rechi.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методические материалы

ПАМЯТКИ

для работы по развитию устной и письменной речи

обучающихся 1-4 классов

                

Обанина Е.Н.

учитель начальных классов

МОУ СОШ д. Шапша

2010 г.


Содержание

Раздел I. Опоры для самостоятельного анализа художественных произведений………………...1

План рассказа о герое…………………………….…................................................................1

План анализа сказки…………………………………………………………………………...1

План анализа басни……………………………………………………………………………1

План анализа рассказа…………………………………………………………………………2

План работы над лирическим стихотворением……………………………………………...2

Раздел II. Варианты вопросов на восприятие произведения…………………………………….....2

Раздел III. Памятки описания предмета……………………………………………………………...3

№ 1. Описание неодушевлённого предмета………………………………………………....3

№ 2. Описание растения……………………………………………………………………....4

№ 3. Описание животного…………………………………………………………………….4

№ 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа……………………..........4

№ 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображён один персонаж)…………...4

№ 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей)…5

№ 7. Описание сюжетного рисунка (изображён один персонаж)………………………….5

№ 8. Описание сюжетного рисунка (изображено несколько   персонажей)……………....6

№ 9. Рассказ по нескольким картинкам (по серии картинок)………………………………6

№ 10. Рассказ по сюжетной картинке (изображён один персонаж)……………………......8

№ 11. Рассказ по сюжетной картинке (изображено несколько персонажей)……………...9

Раздел IV. Опоры для самостоятельной работы с художественной книгой …………………….10

Художественный смысл ёмких, насыщенных слов………………………………………..11

Приложения: ……………………………………………………………………………………………

Приложение 1. Цвет и его оттенки………………………………………………………….12

Приложение 2. Краски, которые используют художники…………………………………13

Приложение 3. Размеры………………………………………………………………….......14

Приложение 4. Возраст………………………………………………………………………14

Приложение 5. Состояние предмета…………………………………………………….......14

Приложение 6. Свойства предмета, человека, животного.……………………………......14

Приложение 7. Настроение, характер, вид, взгляд………………………………………....15

Приложение 8. Характеристика действия…………………………………………………..15

Приложение 9. Отношение к рисунку……………………………………………………….15

Список, используемой литературы………………………………………………………………….16

Раздел I. Опоры для самостоятельного анализа

 художественных произведений

План рассказа о герое

  1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь … Мне очень не понравился(ась)…)
  2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
  3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается  характер героя?
  4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
  5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
  6. Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.
  7. Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
  8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок или крылатых выражений могла бы лучше всего передать характер этого героя?
  9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

План анализа сказки

  1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у неё автор или она относится к устному народному творчеству.
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал?  Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её основная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

План анализа басни

  1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
  2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
  3. Обрати внимание на то, как написана басня: прозой или стихами. Найди рифмы.
  4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
  5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
  6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
  7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
  8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что поучительным?
  9. Подготовься к выразительному чтению басни.
  10.  Какие выражения украсили нашу речь?

План анализа рассказа

  1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
  2. Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает:
  1. повествование (рассказывает);
  2. описание (показывает);
  3. рассуждение (доказывает).
  1. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
  2. Что, по твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
  3. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
  4. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
  5. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  6. В чём, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
  7. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
  8. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
  9. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План работы над лирическим стихотворением

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
  3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
  6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
  7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
  9. Какую иллюстрацию ты предложил бы сделать к этому стихотворению?

(пункты 4, 5, 6, 7 - рекомендуется выполнить письменно)

Раздел II. Варианты вопросов  на восприятие произведения

  1. О теме и проблемах

О чём это произведение?

Почему оно так называется?

Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении (слушании)?

  1. По сюжет

Где и когда происходят события?

С чего всё началось?

Как развивались действия?

какое событие главное?

Чем закончилось?

Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал? Почему?

  1. Об образах

Кто действует в произведении?

Опишите героя. Какой он?

Какие поступки совершил?

Почему он так поступил?

Что о нём говорят другие персонажи?

Что думает о нём автор?

Кто вам понравился и не понравился? Почему?

Что изображено? Опишите картину (предмет, обстановку и т.д.)

  1. О композиции

Из скольких частей состоит произведение? Почему?

Что главное в каждой части?

Как её озаглавим?

О ком или о чём рассказывается подробно?

О ком или о чём кратко? Почему?

  1. О языке

Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

Весёлое или грустное произведение прочитали?

Какие слова и предложения говорят об этом?

Какие слова вас затруднили? (объяснение)

Какие выражения особенно помогли представить написанное?

Каких слов больше всего в тексте (на какую тему)?

В каком предложении заключается главное?

  1. О жанре

Что вы читали: рассказ, сказку, стихотворение или другое?

На какие части и слова обратили особое внимание? Почему?

  1. Об идеях

Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему?

Какой совет даёт автор, сочинив басню, сказку?

Какая главная мысль рассказа?

Какое чувство остаётся у вас после выразительного чтения стихотворения?

Какое настроение вам передалось?

Какое желание возникло?

Раздел III. Памятки описания предмета

№ 1. Описание неодушевлённого предмета

План:

  1. Какой предмет изображён на рисунке.
  2. Какого цвета этот предмет или его части (см. Приложение 1).
  3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане.
  4. Особенности этого предмета (размер, состояние, новый, старый, чистый…), свойства: красивый, полезный (см. Приложения 5, 6)
  5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться).
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2)

  1. Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
  2. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).

№ 2. Описание растения

План:

  1. Какое растение изображено на рисунке.
  2. Какого цвета это растение или его части (см. Приложение 1)
  3. Где растёт это растение, что ты видишь на заднем плане.
  4. Какое время года художник изобразил на рисунке.
  5. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный)

      (см. Приложения 3, 6).

  1. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
  2. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).

№ 3. Описание животного

План:

  1. Какое животное изображено животное.
  2. Какого цвета это животное или его части (см. Приложение 1).
  3. Что оно делает, его поза.
  4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане.
  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…).

      (см Приложения 3, 4, 6).

  1. Какая у него морда.
  2. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  3. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
  1. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).

№ 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа

План:

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображён на рисунке?
  2. Из какой он сказки?
  3. Что он делает, его поза.
  4. Его возраст (см. Приложение 4).
  5. Какое у него лицо (морда).
  6. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  7. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение 1).
  8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
  1. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  1. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).

№ 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображён один персонаж)

План:

  1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке.
  2. Из какой он сказки.
  3. Что он делает, о чём он думает; его поза.
  4. Его возраст (см. Приложение 4).
  5. Какой момент из сказки изображён на рисунке.
  6. Какое у героя лицо (морда).
  7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение 1)
  9. Где находится этот персонаж.
  10. Какое время года изображено на рисунке.
  11. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  12. Что находится в центре картинки.
  13. Что ты видишь на заднем плане.
  1. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  1. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).
  2. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение 9).

№ 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено  несколько персонажей)

План:

  1. Какие сказочные персонажи изображены на рисунке.
  2. Из какой они сказки.
  3. Какой момент из сказки изображён на рисунке.
  4. Что они делают, о чём они думают, о чём разговаривают; их позы.
  5. Какое у первого героя лицо (морда).
  6. Его возраст (см. Приложение 4).
  7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение 1).
  1. Твоё отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  2. Какое у второго героя лицо (морда).
  3. Его возраст (см. Приложение 4).
  4. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  5. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение 1).
  6. Твоё отношение к этому персонажу.
  7. Где находятся эти персонажи.
  8. Какое время года изображено на рисунке.
  9. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  10. Что находится в центре картинки.
  11. Что ты видишь на заднем плане.
  12. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).
  2. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение 9).

№ 7. Описание сюжетного рисунка (изображён один персонаж)

План:

  1. Кто изображён на рисунке.
  2. Что он делает.
  3. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение 8).
  4. О чём он думает, говорит, поёт.
  5. В какой позе он нарисован.
  6. Какое у него лицо (морда).
  7. Его возраст (см. Приложение 4).
  8. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  9. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение 1).
  10. Где находится этот персонаж.
  11. Какое время года изображено на рисунке.
  12. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  13. Что находится в центре картинки.
  14. Что ты видишь на заднем плане.
  15. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  2. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).
  3. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение 9).

№ 8. Описание сюжетного рисунка (изображено  несколько персонажей)

План:

  1. Кто изображён на рисунке.
  2. Что они делают.
  3. Что делает первый персонаж.
  4. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение 8).
  5. О чём он думает, говорит, поёт.
  6. В какой позе он нарисован.
  7. Какое у него лицо (морда).
  8. Его возраст (см. Приложение 4).
  9. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  10. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение 1).
  11. Что делает второй персонаж.
  12. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение 8).
  13. О чём он думает, говорит, поёт.
  14. В какой позе он нарисован.
  15. Какое у него лицо (морда).
  16. Его возраст (см. Приложение 4).
  17. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение 7).
  18. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение 1).
  19. Твоё отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  20. Где находятся эти персонажи.
  21. Какое время года изображено на рисунке.
  22. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  23. Что находится в центре картинки.
  24. Что ты видишь на заднем плане.
  25. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)

      (см. Приложение 2).

  1. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (Приложение 9).
  2. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение 9).

№ 9. Рассказ по нескольким картинкам (по серии картинок)

Помощь:

  1. внимательно рассмотри рисунки;
  2. подумай, что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке;
  3. представь себе, что могло случиться после того момента, который изображён на последнем рисунке.

План:

  1. Вступление:

 Помощь:

Что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке.

  1. начало действия:
  1. время

Помощь:

Однажды, весной; как-то раз после обеда, как-то утром, в один прекрасный день…

  1. место

Помощь:

В саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе, во дворе, на детской площадке, в театре, в автобусе…

  1. развитие действия:
  1. сообщение о действующем лице (о действующих лицах)

Помощь:

старшие ребята, маленькая девочка, старый хозяин, Красная Шапочка, весёлый клоун, глупый мышонок, любопытный барсук,  …

  1. особенности и порядок действий

Помощь:

Увидел(и) бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами, вспомнил о дне рождения друга, не желал спать, играли во дворе, отправилась к бабушке…

  1. Основная часть:

Помощь:

Опиши действия героя (героев) в моменты, изображённые на каждом рисунке.

  1. развитие событий:

Первый рисунок:

  1. время и место

Помощь:

если они изменились …

  1. совершающиеся действия

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.

  1. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии  действия, намечающий развязку)

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.        

Второй рисунок

  1. время и место

Помощь:

если они изменились…

  1. совершающиеся действия

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.

  1. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии  действия, намечающий развязку)

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.

Третий рисунок

  1. время и место

Помощь:

если они изменились…

  1. совершающиеся действия

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.

  1. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии  действия, намечающий развязку)

Помощь:

Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.

  1. Заключение

Помощь:

Что могло случиться после того момента, который изображён на рисунке.

  1. Завершение действия

№ 10. Рассказ по сюжетной картинке (изображён один персонаж)

Помощь:

  1. внимательно рассмотри рисунок;
  2. подумай, что могло произойти до того момента, который нарисован на картинке;
  3. представь себе, что могло случиться после того момента, который изображён на рисунке.

План:

  1. Вступление:

 Помощь:

Что могло произойти до того момента, который нарисован на картинке.

  1. начало действия:
  1. время

Помощь:

Однажды, весной; как-то раз, вечером, как-то утром, в один прекрасный день…

  1. место

Помощь:

В саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе, во дворе, на детской площадке, в театре, в автобусе…

  1. развитие действия:
  1. сообщение о действующем лице.

Помощь:

старшие ребята, маленькая девочка, старый хозяин, Красная Шапочка, весёлый клоун, глупый мышонок, любопытный барсук,  …

  1. особенности и порядок действий

Помощь:

Увидел бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами, вспомнил о дне рождения друга, не желал спать, играл во дворе, отправилась к бабушке…

  1. Основная часть:

Помощь:

Опиши действия героя в момент, изображённый на рисунке.

  1. развитие событий:
  1. время и место

Помощь:

если они изменились …

  1. совершающиеся действия

Помощь:

Действия героя, его размышления, настроение.

  1. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии  действия, намечающий развязку)

Помощь:

Действия героя, его размышления, настроение.        

  1. Заключение

Помощь:

Что могло случиться после того момента, который изображён на рисунке.

  1. Завершение действия

№ 11. Рассказ по сюжетной картинке (изображено несколько персонажей)

Помощь:

  1. внимательно рассмотри рисунок;
  2. подумай, что могло произойти до того момента, который нарисован на картинке;
  3. представь себе, что могло случиться после того момента, который изображён на рисунке.

План:

  1. Вступление:

 Помощь:

Что могло произойти до того момента, который нарисован на картинке.

  1. начало действия:
  1. время

Помощь:

Однажды, весной; как-то раз после обеда, как-то утром, в один прекрасный день…

  1. место

Помощь:

В саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе, во дворе, на детской площадке, в театре, в автобусе…

  1. развитие действия:
  1. сообщение о действующих лицах

Помощь:

колючий ёжик и старая черепаха, маленькая девочка и озорной щенок  …

  1. особенности и порядок действий

Помощь:

встретились, увидели бабочку, пошли на рыбалку, решили сходить за грибами, вспомнили о дне рождения друга, легли спать, играли во дворе, поехали к бабушке…

  1. Основная часть:

Помощь:

Опиши действия героев в моменты, изображённый на рисунке.

  1. развитие событий:
  1. время и место

Помощь:

если они изменились …

  1. совершающиеся действия

Помощь:

Действия героев, их размышления, разговоры, настроение.

  1. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии  действия, намечающий развязку)

Помощь:

Действия героев, их размышления, разговоры, настроение.        

  1. Заключение

Помощь:

Что могло случиться после того момента, который изображён на рисунке.

  1. Завершение действия

Раздел IV. Опоры для самостоятельной работы

 с художественной книгой

Памятка «Учись читать правильно»

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чём читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и про себя.

Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»

  1. Читай текст внимательно.
  2. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
  3. Определи своё отношение к событиям.
  4. Мысленно представь себе их.
  5. Продумай и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.
  6. Прочитай текст  для себя вслух.
  7. Прочитай текст выразительно.

План устного рассказа о книге.

  1. Покажи книгу.
  2. Назови автора, художника, издателей.
  3. Познакомь слушателей с тематикой.
  4. Из чего она состоит: из одного произведения или из нескольких.
  5. Назови героев книги.
  6. Что происходит с героем (героями) книги.
  7. Самое интересное - зачитай.
  8. Вырази своё отношение к герою (героям).
  9. Понравилась ли тебе книга?

План рассказа о писателе.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Когда и сколько лет жил.
  3. Детство писателя.
  4. Где учился.
  5. О ком или о чём писал.
  6. Что ты читал?
  7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?

План письменного отзыва о прочитанной книге.

  1. Автор, название книги.
  2. Краткое содержание:

- тема;

- главные герои;

- интересный отрывок или эпизод.

  1. Чему учит эта книга?
  2. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся словарём).
  3. Понравилась ли тебе книга? Почему?
  4. Выполни иллюстрацию (по желанию).

Художественный смысл ёмких, насыщенных слов

Составляя устные или письменные рассказы, старайтесь подбирать слова с ёмким, насыщенным художественным смыслом, которые наиболее точно, полно и выразительно передают состояние и характер описываемых героев, предметов, действий, событий. Например:

«Ручей роптал, протекая по лесу».

- Почему нельзя сказать другое слово - ворчал, жаловался?

Роптал - более насыщенное, чем слово «жаловался». В одном этом слове передаётся, как тёк ручей: он журчал глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу, досаду выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.

«Лютый мороз» - это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучения.

«А той порой рыскал в поле голодный волк».

Рыскал - волк не знал, что именно он найдёт, он торопливо бегал то в одну, то в другую сторону, надеялся найти что-нибудь.

«Юркий парнишка» - не просто быстрый, увёртливый мальчик; ему не составляет труда ловко, незаметно проникнуть, проскользнуть и скрыться в каком-нибудь, казалось бы, недоступном для других, месте.

«Стриж ринулся на кота»

Ринулся –  бросился с целью напасть на кого-либо или спасти кого-нибудь (употребляется со словами «в драку», «бой»)

Приложение 1

Цвет и его оттенки

КРАСНЫЙ

красный, пурпурный (ярко-красный), пурпурно-красный, пурпурно-малиновый, пурпурно-розовый, пурпурно-фиолетовый, пунцовый (ярко-красный, багровый; пунцовые губы, пунцовые маки), пунцово-красный, пунцово-розовый, ярко-красный, алый, ярко-алый, тёмно-алый, светло-алый, бледно-алый, тёмно-красный или бордовый (бордо), ярко-бордовый, тёмно-бордовый, светло-бордовый, бледно-бордовый, багровый или багряный (тёмный густо-красный), коралловый, светло-красный, бледно-красный, красноватый, малиновый, ярко-малиновый, тёмно-малиновый, светло-малиновый, бледно-малиновый, вишнёвый, ярко-вишнёвый, тёмно-вишнёвый, светло-вишнёвый, бледно-вишнёвый, гранатовый (тёмно-красный), червонный, рдяной, румяный, кирпичный, ярко-кирпичный, тёмно-кирпичный, светло-кирпичный, бледно-кирпичный, розовый, ярко-розовый, тёмно-розовый, светло-розовый, бледно-розовый, розоватый, оранжево-красный, рыже-красный, огненный, жёлто-красный, желтовато-красный, сине-красный, фиолетово-красный, коричнево-красный, серо-красный, персиковый.

ОРАНЖЕВЫЙ

оранжевый, ярко-оранжевый, тёмно-оранжевый, светло-оранжевый, бледно-оранжевый, оранжеватый, рыжий, ярко-рыжий, темно-рыжий, светло-рыжий, бледно-рыжий, апельсиновый, ярко-апельсиновый, темно-апельсиновый, светло-апельсиновый, бледно-апельсиновый, абрикосовый, ярко-абрикосовый, тёмно-абрикосовый, светло-абрикосовый, бледно-абрикосовый, медный, красно-оранжевый, жёлто-оранжевый.

ЖЁЛТЫЙ

жёлтый, ярко-жёлтый, тёмно-жёлты, светло-жёлтый, бледно-жёлтый (кремовый), желтоватый (соловый - о масти лошадей), канареечный, ярко-канареечный, тёмно-канареечный, светло-канареечный, бледно-канареечный, соломенный, ярко-соломенный, тёмно-соломенный, светло- соломенный, бледно-соломенный, яичный, ярко-яичный, тёмно-яичный, светло-яичный, бледно-яичный, лимонный, ярко-лимонный, темно-лимонный, светло-лимонный, бледно-лимонный, песочный, ярко-песочный, темно-песочный, светло-песочный, бледно-песочный, красно-жёлтый, красновато-желтоватый, зеленовато-жёлтый, коричнево-жёлтый, коричневато-жёлтый, серо-жёлтый.

ЗЕЛЁНЫЙ

зелёный, малахитовый, изумрудный, фисташковый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, цвет головки селезня, светло-зелёный, бледно-зелёный, зеленоватый, травяной, ярко-травяной, тёмно-травяной, светло-травяной, бледно-травяной, салатовый, ярко-салатовый, тёмно-салатовый, светло-салатовый, бледно-салатовый, болотный, ярко-болотный, тёмно-болотный, светло-болотный, бледно-болотный, желто-зелёный, сине-зелёный, коричневато-зелёный, серо-зелёный, серовато-зелёный.

ГОЛУБОЙ

голубой, ярко-голубой, тёмно-голубой, светло-голубой, бледно-голубой, голубоватый, бирюзовый, ярко-бирюзовый, тёмно-бирюзовый, светло-бирюзовый, бледно-бирюзовый, лазурный, ярко-лазурный, тёмно-лазурный, светло-лазурный, бледно-лазурный, небесный, морской волны, сине-голубой, серо-голубой, серовато-голубой.

СИНИЙ

синий, ярко-синий, тёмно-синий, светло-синий, бледно-синий, синеватый, васильковый, ярко-васильковый, тёмно-васильковый, светло-васильковый, бледно-васильковый, фиолетово-синий, серовато-синий.

ФИОЛЕТОВЫЙ

фиолетовый, ярко-фиолетовый, тёмно-фиолетовый (баклажанный), светло-фиолетовый, бледно-фиолетовый, сиреневый, ярко-сиреневый, тёмно-сиреневый, светло-сиреневый, бледно-сиреневый, лиловый, ярко-лиловый, тёмно-лиловый, светло-лиловый,  бледно-лиловый, фиалковый, ярко-фиалковый, тёмно-фиалковый, светло-фиалковый, бледно-фиалковый; красно-фиолетовый, красновато-фиолетовый, сине-фиолетовый (сливовый), синевато-фиолетовый,

СИЗЫЙ 

сизый (темно-серый с синеватым оттенком, например, сизый туман или сизая мгла), ярко-сизый, тёмно-сизый, светло-сизый, бледно-сизый, сизо-голубой, сизо-зелёный, сизо-серый, сизо-черный, серо-фиолетовый, серовато-фиолетовый.

БЕЛЫЙ

белый, ярко-белый, чисто-белый, снежно-белый, беловатый, белоснежный, кипенный (белый как кипень - белая пена, появляющаяся при кипении. Например, кипень цветущей черёмухи),  кипенно-белый (например, кипенно белеют облака),  молочный, цвет топлёного молока, желтовато-белый (белый с желтоватым оттенком - кремовый), красновато-белый, розовато-белый, оранжево-белый, голубовато-белый, синевато-белый, фиолетово-белый, серовато-белый.

ЧЁРНЫЙ

чёрный, черноватый, смоляной, угольный, красновато-чёрный, желтовато-чёрный, синевато-чёрный, фиолетово-чёрный; чёрный, как воронье крыло (разговорн.).

СЕРЫЙ

серый, ярко-серый, тёмно-серый, цвет мокрого асфальта, светло-серый, бледно-серый, сероватый, стальной, серовато-стальной, пепельный, мышиный, красно-серый, красновато-серый, розовато-серый, жёлто-серый, желтовато-серый, зеленовато-серый, голубовато-серый, сине-серый, синевато-серый, фиолетово-серый, коричнево-серый.

КОРИЧНЕВЫЙ

коричневый, ярко-коричневый, тёмно-коричневый, светло-коричневый, бледно-коричневый, коричневатый, шоколадный, ярко-шоколадный,  тёмно-шоколадный, светло-шоколадный, бледно-шоколадный, кофейный, тёмно-кофейный, светло-кофейный, бледно-кофейный, каштановый, ярко-каштановый, тёмно-каштановый, светло-каштановый, бледно-каштановый, бурый, тёмно-бурый, светло-бурый, беж, бежевый (светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком), тёмно-бежевый, светло-бежевый, цвет кофе с молоком, серовато-коричневый, чёрно-коричневый, черновато-коричневый, красно-коричневый, красновато-коричневый, жёлто-коричневый, желтовато-коричневый, карамельный, зелёно-коричневый, зеленовато-коричневый, серо-коричневый.

Приложение 2

Краски, которые используют художники

Светлые, лучистые, радужные, весёлые, радостные, жизнерадостные, яркие, сочные, тёмные, мрачные, пасмурные, тусклые, грустные, печальные, блёклые, неяркие, полинялые, унылые, пастельные тона, бархатистые, ядовитые.

Приложение 3

Размеры

Большой, большущий, огромный, огромнейший, гигантский, крупный, громадный, громаднейший, громоздкий, великанский, маленький, малюсенький, мизерный, небольшой, крохотный, крошечный, махонький, миниатюрный, словно игрушечный, высокий, высоченный, рослый, длинный, длиннющий, долговязый, низкий, низенький, низкорослый, коротыш, невысокий, широкий, широченный, просторный, вместительный, глубокий, толстый, толстенный, узкий, узенький, тесный, мелкий, худой.

Приложение 4

Возраст

Младенец, дитя, детёныш, малыш, ребёнок, крошка, кроха, малютка, малец, мальчик, мальчишка, мальчуган, мальчонка, девочка, девчушка, девчонка, дети, детвора, ребята, ребятишки,  ребятня, ребятки, юноша, молодой человек, подросток, отрок (мальчик-подросток), парень, паренёк, молодец, детина, девушка, девица, женщина, молодая женщина, мужчина, взрослый, человек, мужик, мужичок, мужичонка, пожилой человек, старик, старец, старичок, старикашка (уничижительное), старикашка, старикан, дед, дедушка, дедуля, пожилая женщина, старуха, старушка, старушонка, бабушка, бабуля.

Приложение 5

Состояние предмета

Новый, свежий, свежайший, модный, старомодный, современный, новёхонький, стильный, старый, древний, старинный, ветхий, дряхлый, изношенный, поношенный, потрёпанный, истрёпанный, многолетний, полинялый, потёртый, обветшалый, истлевший, видавший виды, чистый, опрятный, вымытый, аккуратный, отутюженный, ухоженный, начищенный, с иголочки, грязный, мутный, неопрятный, испачканный, несвежий, помятый, заляпанный.

Приложение 6

Свойства предмета, человека, животного

Полезный, лечебный, практичный, спасительный, нужный, ненужный, добротный, удобный, комфортный, бесполезный, вредный, опасный, бестолковый, красивый, прекрасный, великолепный, изящный, складный, пригожий, приятный, миловидный, прелестный, привлекательный, притягивающий, располагающий, модный, видный, заметный, броский, очаровательный, бесподобный, потрясающий, обворожительный, хороший, хорошенький, роскошный, чудный, чудесный, дивный, удивительный, необычный, невиданный, замечательный, симпатичный, щегольской,  живописный, обаятельный, некрасивый, неказистый, незаметный, неприятный, безобразный, невзрачный, неприглядный, неуклюжий, нескладный, безвкусный, безобразный, грубый, отвратительный, мерзкий, омерзительный, противный, ужасный, уродливый, отталкивающий, невежественный.

Аромат (запах, дух) - сильный, стойкий, чудный, свежий, тонкий, приятный, приторный, пряный, сладковато-пряный, благоухающий, терпкий, резкий, нежный, сладковатый, бодрящий, дурманящий, чарующий, пленительный, душистый, насыщенный,  острый, головокружительный, прелестный, завораживающий, манящий, утончённый, изысканный, запоминающийся, сложный.

Приложение 7

Настроение, характер, вид, взгляд

Добрый, приветливый, положительный, порядочный, добропорядочный, хороший, целеустремлённый, надёжный, отличный, добродушный, добросовестный, человечный, отзывчивый, доброжелательный, дружелюбный, душевный, спокойный, покорный, послушный, покладистый, сговорчивый, уступчивый, ровный, неподкупный, непоколебимый, самоуверенный, злой, плохой, злобный, злющий, яростный, лютый, отрицательный, подлый, скверный, бессовестный, скупой, жадный, прижимистый, злопамятный, сердитый, ехидный, мстительный, бессердечный, кровожадный, хищный, враждебный, вредный, сварливый, вздорный, вспыльчивый, капризный, ворчливый, недовольный, въедливый, гневный, недоброжелателный, сумасбродный, находчивый, сообразительный, умный, смелый, отчаянный, дерзкий, отважный, геройский, страшный, ужасный, трусливый, хитрый, упрямый, непоседливый, юркий, взбалмошный, неугомонный.

Весёлый,  радостный, ликующий, счастливый, резвый, восторженный, беззаботный, беспечный, легкомысленный, бесшабашный, ликующий, игривый, неунывающий, жизнерадостный, праздничный, грустный, невесёлый, серьёзный, поникший, безвольный, наивный, невинный, молящий, хмурый, печальный, озабоченный, озадаченный, задумчивый, безутешный, мрачный, помрачневший, унылый, горестный, тоскливый, угрюмый, пасмурный, огорчённый, понурый, горестный, жалкий, жалобный, опечаленный.

Приложение 8

Характеристика действия

Быстро, проворно,  ловко, игриво, поспешно, спешно, стремительно, бойко, резво, скоро, оживлённо, лихо, ликующе, мгновенно, опрометью, стремительно, стремглав, весело, вскачь, галопом, без промедления, не отвлекаясь, бегом, во всю прыть, без оглядки, изо всех сил, расторопно, нерасторопно, напряжённо, активно, энергично, медленно, спокойно, безмятежно, вяло, неактивно, не спеша, не торопясь, потихоньку, размеренно, с расстановкой, легко, ненапряжённо, непринуждённо, гладко, изящно, тяжело, с трудом, из последних сил, на пределе, с удовольствием, аккуратно, тщательно, старательно, вдумчиво, прилежно, дотошно, досконально, внимательно, пристально, кропотливо, усердно, небрежно, невнимательно, суетливо, неаккуратно, спустя рукава, как попало, как придётся, без желания,  копясь, расслабленно, тихо, еле-еле, лениво, долго, замедленно, неловко, нелепо, мешковато, неуклюже.

Приложение 9

Отношение к рисунку

Мне нравится, мне пришлось по душе, мне приглянулся, меня радует, мне приятно, я любуюсь, я не нагляжусь, я сочувствую, я сопереживаю, меня восхищает, мне понравилось, мне запомнилось; я думаю, что, мне кажется, что; я считаю, что;  по-моему; на мой взгляд; меня удивило; меня поразило; произвело впечатление; я обратил внимание; меня тронуло; мне не нравится; мне неприятно; мне не понравилось; здесь не хватает; лучше было бы; хотелось бы изменить, добавить; огорчило меня; меня возмутило, отталкивает.

Список, используемой литературы

  1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – Киров: «Аквариум» ГИППВ, 1997.
  2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений /Российская АН.;Российский фонд культуры; - 2-изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
  3. Словарь синонимов русского языка.  Словарь антонимов русского языка. – Издание 2-е., испр. и доп. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007, 537 с.
  4. Есенина С. А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 3 класс (Пособие для начальных классов) – М.; «Грамотей», 2006.
  5. Есенина С. А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс (Пособие для начальных классов) – М.; «Грамотей», 2006.
  6. Есенина С. А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов) – М.; «Грамотей», 2004.
  7. Шклярова Т.В. Памятки (1-5 класс). - «Грамотей», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

Памятки по русскому языку "Части речи" для учащихся начальной школы

Данный материал поможет детям быстре запомнить основные правила о частях речи....

Развитие речи учащихся в начальной школе

Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культ...

Статья «Развитие речи учащихся в начальной школе»

В статье приводятся примеры некоторых видов  работ по развитию речи, которые я использую на своих уроках.Представлены детские работы....

Условия для адресной работы с различными категориями обучающихся в начальной школе

Учитель начальных классов  делится опытом создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся....

Конспект урока развития речи. 3 класс. "Начальная школа 21 века"

Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - часть содержания начального курса русского языка и...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.

В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...