урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

 

         Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока  после анализа эпизодов и после распределения героев на мир добра и зла были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, положительному отношению к людям и окружающему миру. Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_slushaniya_1_klass.doc51.5 КБ
Office presentation icon urok_lit._slushaniya.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Задачи:

учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану,

развивать воссоздающее воображение при работе над сказкой; коммуникативные, рефлексивные способности учащихся.

формировать нравственное понятие через содержание сказки (добро и зло, доведение начатого дела до конца, оказание помощи другу).

Оборудование: портрет писателя, детские книги В. Сутеева, учебник-хрестоматия, заместители.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.

Придумано кем-то
  Просто и мудро
  При встрече здороваться.
  Доброе утро!
  Доброе утро!
  Доброе утро, солнцу и птицам.
  Доброе утро, улыбчивым лицам!
  Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II. Акт. ранее изученного

1.Речевая разминка.

Скороговорка:

  1. Мёд в лесу медведь нашёл,

   Мало мёду, много пчёл.

Повторить 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (коллективная работа).

2.Работа с моделями

3.

III. Формирование новых знаний

1. Сообщение темы урока.

 2.Постановка проблемы.

 Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?

- Рассказ

 - Сказка

           - Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

--После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

- Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

- Знакомы ли вам его произведения?

- А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

4. Слушание сказки

IV. Формирование практ. умений и навыков

1.Беседа.

– Понравилось ли вам произведение?

 Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)

-Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

- Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

- Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

2.Физпауза.

Легко прыгнем, как бельчата,                                  Пойдем мягко, как лисята,

Быстро-быстро, как зайчата,                          Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку,                                  Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку,                                  Мы походим косолапо, как Дядя Миша

                                                                 ходит в лес.

3. Упражнения в моделировании

-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).

- Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

- Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

- Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.) 14 слайд

-Правильно. Покажите это на своих моделях.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

- Покажите на модели фамилию автора.

- Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?("Дядя Миша").

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?( "Медведь".
– "Лиса и Медведь".
– "Обманутый Медведь".
– "Зимние запасы".
– "Звери готовятся к зиме".
– "Лес готовится к встрече зимы".)

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

- Смоделируйте название сказки.1 слайд

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

4. Работа с текстом

- Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

- Как это явление называется в литературе, в русском языке

- Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

- Покажите на модели.

- Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

- Как он относился к делу?  "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".

- Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)

- Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

- Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)

- Покажите на модели.

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

- Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.

5. Игра «Молчанка»

 Я предлагаю вам игру "Молчанка".

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

 Морковку дергал? С Зайцем.

 Кур таскал? С Лисой.

 Грибы собирал? С Ежиком.

 Рыбу удил? С Котом.

 Орехи рвал? С Белочкой.

V. Итог урока

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? "Дядя Миша".

– Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?9 Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

. Какая  пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

  1. Почему мышонок ничего  не сказал?
  2. А что сказали бы Дяде Мише вы?
  3. Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?
  4. Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте
  5. К кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл.

Слайд 14

Сутеев Дядя Миша

Слайд 15

М

Слайд 16

М З

Слайд 17

М З Ё

Слайд 18

М З Ё Б

Слайд 19

М З Ё Б К

Слайд 20

М З Ё Б К Л

Слайд 21

М З Ё Б К Л М

Слайд 22

"Эх, дядя Миша! " – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"

Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

Урок литературного слушания. В. Сутеев "Дядя Миша"

Презентация к уроку литературного чтения по произведению В. Сутеева "Дядя Миша",1 класс , программа "Начальная школа XXI века"....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...

Урок литературного чтения 1 класс (слушание) В.Сутеев "Дядя Миша"

Тема урока (слушание) В. Сутеев "Дядя Миша" 1 класс.Хрестоматия. Автор: Л.А. ЕфросининаЦель: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения и понимания сказки, активизации уча...